Музей русского импрессионизма продолжает радовать нас своим неординарным подходом к созданию экспозиций. Очередная выставка "Точки зрения" позволяет увидеть, как можно по-разному изобразить одного и того же человека и сравнить эти изображения с его фотографическим портретом. Очень интересно проследить схожесть или различие точек зрения символистов и модернистов на портретное искусство.
В экспозиции представлены автопортреты и портреты известных и не очень известных художников конца ХIХ - начала XX века, около 100 произведений из более чем 40 музейных и частных коллекций, некоторые из работ показаны впервые.
Произведения представлены парами: одна картина - автопортрет художника, а вторая - то, как его видели люди со стороны. Всего таких пар на всей выставке 35. Выставка будет открыта в Музее русского импрессионизма до 2 октября, а я начинаю публикацию фоторепортажей с этой выставки.
Илья Репин изменил русский портретный жанр, привнеся в него элементы импрессионизма. Илья Репин и Исаак Бродский - учитель и ученик, между портретами 18 лет разницы. 55-летний Репин изобразил себя в сдержанной цветовой гамме, в непринужденной позе.
Исаак Бродский. Портрет Ильи Репина, 1912. Холст, масло. НИИ при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Илья Репин. Автопортрет, 1894. Холст, масло. Государственный музей Л.Н. Толстого
Фрагмент
Фрагмент
Дмитрий Стеллецкий. Автопортрет, 1920-1930-е. Холст, масло. ГТГ.
Борис Кустодиев. Портрет Дмитрия Стеллецкого, 1901. Холст, масло. ГРМ
Ученица Ильи Репина Анна Остроумова-Лебедева представила себя в образе румяной красавицы на розовом фоне, подчеркнув свою женственность, а Филипп Малявин изобразил её строгой дамой с в тёмном платье и с пенсне.
Анна Остроумова-Лебедева. Автопортрет, 1900-е. Холст, масло. Собрание KGallery, Санкт-Петербург
Филипп Малявин. Портрет Анны Остроумовой, 1896. Холст, масло. ГРМ
Фрагмент
Иван Куликов. Автопортрет, 1929. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
Борис Кустодиев. Портрет Ивана Куликова, 1900-е. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Борис Кустодиев известен как ведущий портретист России начала ХХ века. Он был одним из лучших учеников Репина, успешно окончил Академию художеств и удостоился поездки в Европу. К сожалению, с середины 1910-х годов Кустодиев не мог вести активный образ жизни из-за тяжелого заболевания, многие художники старались поддержать его. Автопортрет Бориса Кустодиева носит карикатурный, шутливый характер, а Георгий Верейский изобразил прикованного к постели художника в той же обстановке, но он получился у него вполне респектабельным и уютным.
Борис Кустодиев. Автопортрет, 1925. Бумага, акварель, карандаш. Галеев Галерея, Москва
Георгий Верейский. Портрет Бориса Кустодиева. Из серии Портреты русских художников, 1922. Бумага, автолитография. Нижегородский государственный художественный музей
Справа - Иван Куликов. Портрет Василия Беляшина, 1906. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Василий Беляшин. Автопортрет с самоваром, 1922. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева, Москва
Осип Браз. Портрет Леонида Пастернака, 1903. Холст, масло. Собрание Бориса Пастернака, Москва
Леонид Пастернак. Автопортрет, 1911-1913. Холст, масло. Собрание Бориса Пастернака
Елизавета Кругликова была первой русской женщиной, носившей мужской костюм, она предпочитала демократический образ, а на портрете Михаила Нестерова выглядит аристократкой.
Справа - Михаил-Нестеров. Портрет Елизаветы Кругликовой, 1938. Холст, масло. ГТГ
Справа - Анна Остроумова-Лебедева. Портрет Елизаветы Кругликовой, 1925. Холст, масло. ГРМ
Исаак Бродский изображён Борисом Кустодиевым с долей иронии, подчёркнута его тяга к красивой жизни и собирательству картин. В автопортрете Бродского на первый план выходит живописная окружающая обстановка.
Слева - Борис Кустодиев. Портрет Исаака Бродского. Холст, масло. Научно-иследовательский музей при Российской академии художеств
Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью,1911. Холст, масло. НИИ при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Художники Мария и Владимир Фаворские часто писали портреты, отдавая предпочтение двойному портрету и изображая своих близких. Владимир Фаворский вошел в историю русского искусства как выдающийся художник книги, возродивший и усовершенствовавший технику ксилографии. Подобное решение в жанре двойного портрета в 1920-1920-х года стало своеобразным ответом реалистического искусства авангардному. Мария в своей работе на первый план выставляет своего супруга, выбирая откровенную композицию, напоминающую современное селфи.
Владимир Фаворский. Автопортрет с женой, 1913. Холст, масло. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва
Мария Фаворская (Дервиз). Автопортрет с мужем, 1913. Холст, масло. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва
Сергей Иванов. Автопортрет (в очках), 1890-1895. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение
Справа - Осип Браз. Портрет Сергея Иванова, 1903. Холст, масло. ГТГ
Николай Шестопалов. Натюрморт с автопортретом, 1915. Картон, темпера, гуашь. Ярославский художественный музей
Сергей Лобанов. Автопортрет, 1919. Бумага, уголь, пастель, белила, гуашь, карандаш. Частное собрание. Москва
Мстислав Добужинский. Автопортрет, 1901. Холст, масло. ГРМ
Портретный жанр занимал особое место в творчестве Зинаиды Серебряковой - она часто рисовала себя и членов своей семьи. На выставке много её автопортрето, ей было удобнее изображать модель, которая всегда под рукой, но в жизни она была не совсем похожа на свои изображения - с более вытянутым лицом и тонким носом.
Зинаида Серебрякова. Автопортрет, 1917. Бумага, карандаш, темпера. Вологодская областная картинная галерея
Зинаида Серебрякова. Автопортрет, 1906. Бумага, темпера. Государственный музей-заповедник Петергоф
Слева - Елена Киселёва. Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910. Картон, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Людмила Антонова. Портрет Елены Киселёвой, 1907(?). Картон, пастель. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Справа - Николай Милиоти. Автопортрет в Толедо, 1930. Холст, масло. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва
Продолжение