В Риме что ни базилика, то музей истории искусств. Там есть и живопись, и скульптура, и витражи, и мозаики разных исторических периодов, уникальные произведения искусства и христианские реликвии. Понимаешь это, когда оказываешься в таких базиликах, как Санта-Мария-Маджоре, и особенно, когда начинаешь разбираться со своими впечатлениями. Когда же впервые входишь в этот храм, то происходит просто культурное потрясение от увиденного. Великолепие, грандиозность и гармоничная красота внутреннего убранства сначала просто вызывают немыслимый восторг.
В этот раз нам посчастливилось дважды побывать в Санта-Мария-Маджоре, зато теперь можно попытаться разложить всё по полочкам.
1. Базилика Санта-Марии-Маджоре (Santa Maria Maggiore) на Эсквилинском холме - это одна из семи католических паломнических церквей и одна из четырех патриарших базилик Рима. По своей величине и важности она превосходит все существующие в Риме церкви во имя Божией Матери и является единственной, среди главных, сохранившей первоначальную архитектуру начала V века. Итак, попробуем разобраться со всем этим богатством. Первым делом впечатляет фасад с портиком в пять аркад, разделенный пилястрами и украшенный колоннами, и с лоджией в три большие аркады. Над собором возвышается колокольня в романском стиле.
На пьяцца Санта-Мария-Маджоре
2. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х годах архитектор Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор XIII - начала XIV веков. Венчает фасад балюстрада, как бы соединяя воедино весь комплекс.
3. Напротив базилики находится 15-метровая колонна c бронзовой статуей Девы Марии с Младенцем. Триумфальная колонна была воздвигнута на этом месте в 1614 году в благодарность Деве Марии за избавление от чумы. Колонна была перенесена из базилики Макстенция на Римском Форуме. Фигура Девы Марии создана французским скульптором Гийомом Бертло.
Колонна со статуей Девы Марии на пьяцца Санта Мария Маджоре
4. Задний фасад базилики, огороженный металлическими решетками, выходит на площадь Эксвилино.
Задний фасад Базилики Санта Мария Маджоре
5. Все католические храмы ориентированы на восток, так как там (по представлениям христиан) находился Иерусалим. На востоке к прямоугольному объёму примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарём. Такое устройство храма типично для католического христианства. Апсида церкви украшена множеством деталей.
6. На площади перед задним фасадом базилики Папой Сикстом V установлен обелиск с крестом, как ориентир для пилигримов. Обелиск перемещён из мавзолея Августа в 1587 году, имеет высоту 14,75 м, а с основанием и крестом - 25,53 метров.
7. Установкой обелиска занимался Доменико Фонтана
8. Базилика Санта-Мария-Маджоре - одна из самых посещаемых церквей Рима. С ней связана старинная легенда: в одну из летних ночей 352 года папе Либерию I и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро 5 августа на Эсквилине лежал снег. План церкви чертили прямо на снегу. После этого построили первый ее вариант, которая называлась "Церковью Божьей Матери на Снегу". Ее сменила базилика, построенная в 440-х годах папой Сикстом III и посвященная Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её.
У входа в базилику
9. План базилики висит у входа.
10. Базилика Санта-Мария-Маджоре относится к великим древним базиликам Рима. Ее внешняя стена XVIII века скрывает один из наиболее хорошо сохранившихся византийских интерьеров Рима.
11. Своды портика.
12. Барельефы, украшающие портик.
13. Базилика имеет Святые ворота, которые открываются раз в 25 лет. Многие верующие молятся уже при входе в базилику у изображения Девы Марии и Христа на Святых воротах, держась за их руки, поэтому руки Мадонны и Христа отполированы до блеска. Следующий раз Святые ворота откроют в 2025 году. Считается, что те истинно верующие, которые пройдут через эти ворота в юбилейный год, получат отпущение грехов.
Святые ворота у главного входа
14. В глубине центрального нефа находится триумфальная арка, украшенная мозаиками V века. На них изображены сцены из жизни Христа . За триумфальной аркой находится Папский алтарь, представляющий собой балдахин, покоящийся на четырех изящных мраморных колоннах.
Центральный неф церкви
15. Скульптурные группы в центральном нефе при входе с правой стороны.
Папа Клемент IX
16. Идём сначала по левому нефу.
Папа Бенедикт XV
17. Скульптурная группа в левом нефе у входа.
18. Электрические свечи установлены вместо традиционных восковых. Для того чтобы поставить, а точнее зажечь, свечку, нужно бросить в автомат монетку в 1-2 евро, выбрав нужного святого.
Место захоронения Папы Бенедикта XV
19.
20. Находящаяся в левом нефе капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно, по проекту Микеланджело.
21. Далее идём по левому нефу...
22. Своды нефа.
23. Фрески и горельефы над капеллой левого нефа.
24. Паолинская капелла, называемая также капеллой Боргезе, построена по приказу Павла V из семейства Боргезе. В капелле похоронены Климент VIII и Павел V.
Паолинская Капелла ( Боргезе) в Санта-Мария-Маджоре
25. В капелле Боргезе хранится бесценная византийская икона Девы Марии "Salus Populi Romani" или икона Божией Матери "Спасение народа римского". Авторство этой иконы приписывается евангелисту Луке. По данным радиоуглеродного анализа, этой иконе примерно 2000 лет.
26. По преданию эта икона спасла население Рима от чумы в XVI веке. Папа Пий V прошел с иконой в руках от базилики до собора Святого Петра. Когда процессия верующих подошла к собору, все услышали пение ангелов, славящих Деву Марию. Чума отступила.
Древняя чудотворная икона Божией Матери "Спасение народа римского"
27. В капелле Боргезе.
28. Купол капеллы Боргезе с фресками.
29.
30. Верхний ярус нефа опирается на 36 мощных колонн. Золочёный кессонный потолок создан в XV веке Джулиано да Сангалло. Золото для потолка подарил Папа Александр VI Борджиа, поэтому на потолке его герб. Это первое золото, привезенное из Америки на кораблях Колумба и подаренное Папе Фердинандом и Изабеллой Испанскими.
На мозаиках, украшающих верхний ярус центрального нефа, изображены сцены из Ветхого Завета, выполненные в IV-V веках. Эти мозаики являются самыми древними в Риме. Они стали первым циклом библейских сцен в Риме. На левой стороне можно увидеть Авраама, Иакова, Исаака, а на правой - Моисея и Иисуса Навина.
Потолок из позолоченной древесины
31. Витражное окно над главным входом.
32. Напольное покрытие в стиле косматеско является настоящим произведением искусства. Орнаменты из кусочков разноцветного мрамора в технике, изобретенной римскими мастерами из семейства Космати. Пол XII века значительно изменен реставрацией, произведенной в XVIII веке.
Пол в стиле косматеско
33. Папский алтарь в центральной апсиде покрыт балдахином, стойки которого сделаны из древних колонн с виллы Адриана в Тиволи. У возвышения папского престола устроен нижний предел - крипта, где в специальном реликварии хранятся частицы яслей, в которых родился Христос.
34.
35. Мозаики центрального нефа и триумфальной арки начала V века. На апсиде изображена коронация Девы Марии работы монаха-францисканца Якопо Торрити XIII века.
Алтарная часть с папским престолом и балдахином
36. Своды и часть мозаики правого нефа.
37. Мозаики главного нефа относятся ко времени папы Сикста III (432-440). Скорее всего, мозаики были созданы местными мастерами, испытавшими на себе прямое воздействие византийской живописи. Они изображают сцены из раннего периода жизни Христа.
38. Верхняя часть балдахина.
Балдахин папского престола в Санта Мария Маджоре
39.
40. В центре апсиды за папским престолом изображение Рождества Христова.
41. Под главным алтарём находится неглубокая крипта с реликварием. В крипту ведут две мраморные лестницы.
41. В крипте захоронен Святой Иероним, который впервые перевел Библию на латинский язык, а также Папа Пий V. Перед алтарем крипты расположена коленопреклоненная фигура Папы Пия IX, его взор устремлен на алтарь.
42. Эта крипта называется Вифлеемской, потому что в ее алтаре в хрустальном реликварии хранятся частицы яслей из Вифлеемского вертепа, в которых лежал младенец Иисус в Рождественскую ночь. Их привезла в Рим Святая Елена, мать императора Константина. Реликвия хранится в серебряной раке, выполненной по проекту Джузеппе Валадье.
Христианская реликвия - ясли, в которых некогда лежал младенец Христос (Presepio di Cristo)
43. 25 числа каждого месяца эта святыня открывается для поклонения всем желающим.
44.
45. Фигура ангела в крипте.
46. Расположенная справа Сикстинская капелла построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их надгробные памятники украшены барельефами. У Сикстинской Капеллы захоронен великий мастер Джованни Л. Бернини. В последние годы своей жизни Бернини разрабатывал дизайн собственной величественной гробницы, но, к сожалению, этот проект так и не был реализован.
47. Капеллу венчает роскошный купол, она также отличается богатством декора.
48. План этой капеллы соответствует плану капеллы Боргезе, но её декоративное убранство немного скромнее.
49. Ближе к выходу в правом нефе располагается баптистерий с крестильной купелью круглой формы IV-VI веков.
50. Интерьер церкви, несмотря на позднейшие переделки, даёт представление об огромной раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций, гармонией и торжественностью.
Папа Римский служит мессу в базилике каждый год 15 августа, когда католики отмечают Успение Девы Марии.