Итак, начнём! На выставке "Юрий Анненков. Революция за дверью" в Музее русского импрессионизма впервые показаны не только ранние вещи, но и поздние парижские работы, включая абстрактную живопись. Многое хочется показать в фоторепортаже, поэтому сначала будут только "Русский период" и "Иллюстрации", а затем "Портретная галерея" и "Французский период".
Выставка получила название "Революция за дверью" по французскому переводу автобиографической "Повести о пустяках", впервые опубликованной Анненковым в Берлине в 1934 году. Её заглавие точно отражает описываемые события, когда революция происходила буквально за дверями каждой квартиры, каждого дома. Покидая молодое советское государство летом 1924 года, Анненков оставил за условной "дверью" революцию, выбрав хорошо знакомый Париж, новую жизнь и, как станет очевидно позднее, эмиграцию.
Выставка открывается произведениями, созданными в период с 1907 по 1924 год. Русский период стал в жизни художника наиболее плодотворным и насыщенным событиями. Это было время формирования его характерного стиля - синтеза реализма и кубизма. Юрий Анненков мастерски использовал приемы авангардистов, смещение планов, нарочитую геометризцию природных форм, дополняя работы реалистически решенными деталями. Все это в целом позволяло ему поразительно точно и образно представлять невероятные и трагические картины окружающей действительности.
Юрий Анненков родился 11 июля 1889 года в Петропавловске Тобольской губернии в семье ссыльного народовольца П.С. Анненкова. У него было два брата и две сестры. Отец с детства прививал Юрию любовь к театру, изобразительному искусству, чтению. Об этом вспоминал художник в "Дневнике моих встреч".
Среди близких родственников Юрий Анненков чаще других рисовал своего отца - Павла Семёновича Анненкова (1861-1920). Дворянин по происхождению, потомок П.В. Анненкова, биографа и издателя А.С. Пушкина, и декабриста И.А. Анненкова. Павел Семёнович состоял в револющионной организации "Народная воля", тесно общался с Верой Фигнер, Александром и Владимиром Ульяновыми. В 1883 году он был арестован в Одессе и выслан на четыре года в Сибирь, где в Петропавловске женился. Здесь родились старшие дети - Надежда и Юрий. В середине 1890-х Анненковы переезжают в Петербург, в 1901-м Павлу Семёновичу запрещают пребывание в столице за поддержку студенческой демонстрации, и семья живёт на даче в Куоккале. Октябрьскую революцию П.С. Анненков не принял, отказавшись занять предложенный Лениным пост народного комиссара по социальному страхованию. Однако, когда Ленин узнал о смерти Павла Анненкова, его жене была назначена пенсия "как вдове революционера".
Портрет отца художника, 1916. Бумага, тушь. Частное собрание
Пастель изображает старшую сестру Юрия Анненкова - Надежду (1887- 1950). Она стала известным учёным, а в студенческие годы ездила с братьями Юрием и александром в Бретань, на биостанцию в Роскоф. Известными учёными были и супруги Н.П. Анненковой - В.Г. Хлопин и В.В. Лебединский. В 1935 году Лебединские переезжают в Москву.
У лампы, 1909. Бумага, пастель. Частное собрание
Зимний пейзаж, 1910. Холст, масло. ГТГ
Зимний пейзаж. Фрагмент
Июнь. Лес, 1918. Холст, масло. ГТГ
Автопортрет, 1919. Холст, масло. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
С Еленой Гальпериной (1897-1980) Юрий Анненков познакомился в Куоккале в 1914 году и уже на следующий год они обвенчались в Москве. Дочь знаменитого отоларинголога, вынужденного эмигрировать из России, Елена стала ученицей последовательницы танца Айседоры Дункан Елены Рабек, исполняла негритянские и египетские танцы в театрах-кабаре "Эрмитаж" и "Летучая мышь", была принята в труппу МХТ, с которой и приехала на гастроли в летний театр в Куоккалу. В Петрограде она танцевала в постановках, оформленных Анненковым в театрах "Кривое зеркало", кабаре "Приют комедиантов" и "Балаганчик". В 1923 году супруги расстаются, Елена живёт некоторое время в Париже, в 1928 году возвращается в Россию. Гальперина-Анненкова стала хранителем архива Юрия Анненкова, а после смерти художника передала всё в Государственный архив литературы и искусства.
Портрет Елены Гальпериной, около 1920. Бумага на картоне, графитный карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фрагмент
Плясунья в пейзаже. Из футуристического альбома, 1914-1915. Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь, акварель. Ярославский художественный музей
Негритянка с бабочкой, 1915. Бумага, смешанная техника. Собрание Андрея Васильева
Вторая жена Анненкова - Валентина Ивановна Мотылёва (1893-1978), происходила из московской семьи либеральных взглядов, играла в постановках Ф.Ф. Комиссаржевского, молодёжном театре и Театре народной комедии. Драматическая актриса с яркой внешностью, в Париже Мотылёва постоянной работы не нашла, но участвовала в антрепризе Евгении Скокан и играла роль Антонины Опаяшиной в "Событии", поставленном Анненковым по пьесе Владимира Набокова на сцене Русского театра. Во время войны Мотылёва-Анненкова сотрудничала с Театром русской драмы, созданным в 1943 году по инициативе Сергея Лифаря. В 1941 году Анненков оставил жену, влюбившись в молодую киноактрису Наташу Беляеву. Тина 10 лет провела в кресле-качалке: она делила квартиру с бывшей оперной певицей Марией Давыдовой, подрабатывала рукоделием и распродавала работы бывшего мужа. Официально супруги развелись только в 1955 году. Анненков женился на своей ассистентке Мадлен Рабюссон, а Валентине было выдано разрешение продолжать называть себя "мадам Анненкова".
Портрет Валентины Мотылёвой, 1912. Бумага, графитный и цветной карандаши, акварель, тушь. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
За "красавицей-петербуржанкой" Марией Михайловной Соколовской (Розеноер, 1897-после 1929) Анненков ухаживал и "приударял" вместе с Евгением Замятиным. Соколовская родилась в семье владельца Паровой типографии и литографии М.М. Розеноер, один из её братьев был революционером-подпольщиком, другой - экономистом, библиофилом и коллекционером. Именно последний познакомил сестру а А.К. Соколовским (1890-после 1928), своим товарищем по Тенишевскому училищу. Став крупным банковским чиновником, Соколовский собирал коллекцию экслибрисов и книг об искусстве, а его супруга - редкие и изысканные по оформлению издания русской и французской поэзии. В 1928 году Соколовский - служащий ленинградского областного отделения Торгпромбанка, был арестован "за использование государственных средств не по назначению", о дальнейшей судьбе его красавицы-жены ничего не известно.
Портрет Марии Соколовой, 1921. Бумага, акварель, гуашь, тушь, восковые мелки. ГТГ
Еще одна грань таланта Юрия Анненкова - иллюстратора книг и карикатуриста, раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, с которым художник был знаком с детских лет. Именно Чуковский познакомил Анненкова, вернувшегося из Парижа в 1913 году, с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного еженедельного журнала "Сатирикон". Благодаря остроумным шаржам и карикатурам имя Юрия Анненкова начинает набирать популярность в художественных и литературных кругах.
Эта карикатура была помещена и в журнале Весна, 1914, №3. Подпись в этот раз была такой - ...М. Арцыбашев выразился: "Мне только царь Соломон по плечу".
Старик. Эскиз для журнала Сатирикон, 1913. Бумага на картоне, тушь, цветные карандаши, акварель. Собрание Марины и Бориса Молчановых
Для Анненкова-иллюстратора характерна ироничная трактовка образов, подчас доходящая до гротеска. Сохраняя ключевую роль линии как главного выразительного средства, художник мастерски пользуется приёмами обобщения образов, сводит до минимума второстепенные детали, выявляя тем самым суть изображаемого сюжета.
Эскизы иллюстраций для книги Николая Евреинова Театр для себя, 1916. Бумага, тушь. Собрание Михаила Сеславинского
Эскиз обложки пьесы Николая Евреинова "Самое главное", 1921. Бумага, акварель. Собрание Марины и Бориса Молчановых
Рисунок к книге Корнея Чуковского "Мойдодыр", 1922-1923. Бумага, тушь. Государственный литературный музей
Эскиз иллюстрации к книге Корнея Чуковского "Мойдодыр", 1922-1923. Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь. Частное собрание
Широкое признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме Александра Бпока "Двенадцать", часть из которых представлена в экспозиции.
Грабежи. Иллюстрация к поэме Александра Блока "Двенадцать", 1918. Бумага, печать. Государственный литературный музей
Катька. Иллюстрация к поэме А. Блока "Двенадцать", 1918. Бумага, печать. Государственный литературный музей
Макет обложки к роману Эптона Синклера "Американская кровь", 1923. Бумага, тушь. Российский государственный архив литературы и искусства
Французские писатели Теофиль Готье, жозеф Эрнест Ренан, Поль де Сен Виктор и Дюма-сын в кабачке Бребана в дни Парижской коммуны. Эскиз для книги Евгения Тарле "Силуэты Парижской коммуны", 1921. Бумага, тушь. Государственный литературный музей
Эскиз обложки книги "Юрий Анненков. Портреты", 1922. Бумага, тушь. Российский государственный архив литературы и искусства
ПродолжениеИсточники информации: Этикетаж и тексты на стендах музейной экспозиции