Как и многие мастера Возрождения, Рафаэль был разносторонним художником. Он писал фрески и станковые картины, портреты и религиозные сюжеты, занимался архитектурой и принимал участие в раскопках античного Рима. Среди всех его бессмертных произведений особенно выделяются работы, посвящённые изображению мадонны. Он запечатлел мадонну в бесчисленных вариантах: на фоне пейзажа или в интерьере, на троне или среди облаков, с младенцем или в окружении святых. Будапештская "Мадонна Эстерхази" также принадлежит к всемирно известным произведениям Рафаэля. С XVIII века она находилась в коллекции герцогов Эстерхази.
Эта картина небольшого размера сохранилась в своей родной раме. Картина интересна ещё и тем, что осталась незавершённой. На фигурах младенца Иисуса и маленького Иоанна Крестителя отсутствуют завершающие мазки, ясно виден подмалёвок, нанесённый на грунтовку. Это позволяет видеть, как работал Рафаэль. Судя по руинам римского здания на заднем плане, можно предполагать. что картина написана в 1508 году, когда Рафаэль переселился из Флоренции в Рим по приглашению папы Юлия II.
Существуют разные трактовки сюжета картины. Согласно наиболее широко распространённому толкованию, основное настроение этой картины - нежное и игривое. Красивая сцена семейной идиллии изображена на фоне пейзажа, под безмятежно чистым небом. Другая трактовка предлагает рассматривать этот сюжет как предчувствие матери трагической судьбы сына. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Младенец Христос, сидящий на плаще матери, справа, на высоком камне, настойчиво тянется к ленте, указывая на нее пальцем. Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. Это движение может быть понято и как подготовление к тому, чтобы подхватить младенца и перенести его к Иоанну. Но такому истолкованию решительно мешает печальное выражение на лице матери.