Шедевры в Будапештском музее изящных искусств. Рафаэль и Джорджоне

Sep 27, 2014 14:35



Эти портреты гениальных художников висят в музее рядом. Что их объединяет? Прославленный шедевр Рафаэля Санти, побывавший на многих выставках мира, и портрет Джорджоне, до 70-х годов прошлого века не выставлявшийся... Оба мастера создали гениальные произведения эпохи Высокого Возрождения, прославившие Италию на все времена. Оба прожили очень короткие жизни. Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. По мнению современных исследователей, причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Джорджоне скончался в возрасте 33-34 лет во время эпидемии чумы, заразившись от своей возлюбленной, которую отказался покинуть.

1. В этом же зале - ещё несколько шедевров итальянской живописи. Среди них мужской портрет Джорджоне и "Портрет девушки" Пальма Веккио. Глаза разбегаются, дух захватывает и наступает полный восторг. Собраться с мыслями сложно...




2. Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино. Учился в мастерской отца, а затем у известного художника Перуджино. Потом он переселился во Флоренцию, где учился у тосканских мастеров Возрождения, и прежде всего у Леонардо да Винчи. Если верить литературным свидельствам, Рафаэль не был вундеркиндом. учение давалось ему трудно и его художественный талант развивался очень медленно. Но он отличался чрезвычайной восприимчивостью. Никто из мастеров итальянского ренессанса не учился так много и так упорно. Портрет из будапештского музея относится к его ранним работам и демонстрирует его стиль начала 1500-х годов. Установить, кто изображён на портрете, удалось только в XX веке. До того некоторые исследователи считали, что это автопортрет, другие полагали, что это портрет неизвестного молодого кардинала. Но всё-таки углублённое изучение источников того времени позволило установить, что на портрете - известный итальянский поэт и гуманист эпохи Возрождения, а позднее - кардинал Пьетро Бембо. Портрет сначала хранился в Падуе в собрании Пьетро Бембо и, согласно описанию XVI века, был сделан в то время, когда Пьетро Бембо и Рафаэль были при умбрийском дворе.



Рафаэль Санти, 1483-1520. Портрет Пьетро Бембо

Рафаэль похоронен в римском Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть". Рафаэля следует считать создателем римской школы искусства.

3. Джорджоне - одна из самых таинственных и самых притягательных личностей итальянского искусства. Родился в 1476 или 1477 году в небольшом городке Кастельфранко венецианской провинции. Происхождение его не установлено. В конце восьмидесятых или в начале девяностых годов Джорджоне переехал в Венецию и поступил в мастерскую крупнейшего художника Венеции того времени - Джованни Беллини, у которого многому научился. Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания, отмечал в полотнах Джорджоне влияние творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века. После окончания обучения долгое время Джорджоне оставался почти неизвестен на родине. В это время он зарабатывал себе на жизнь, расписывая щиты и свадебные сундуки. Только в начале нового века Джорджоне начал завоевывать в Венеции известность и получать первые большие заказы.
Будапештский "Автопортрет" долгое время хранился в запасниках и до 1968 года на международных выставках не экспонировался. Изображенный на портрете мужчина одет в обыкновенную будничную блузу; выражение лица живое, непосредственное. По всей вероятности, это эскиз для автопортрета Джорджоне в облике Давида для утраченной композиции. Считается, что будапештский "Автопортрет" первоначально был больше по размеру. Когда в начале XVIII века он оказался в венском Шталльбурге, его поместили в овальную раму, обрезав по краям на 5 сантиметров. Во время многочисленных перемещений портрет был истрепан и попорчен и сильно потемнел. Тщательное исследование показало, что он написан удивительно легко и свежо.



Джорджоне, 1478-1510. Автопортрет, 1508. Бумага, натянутая на дерево, масло, 31,5 х 21,5 см.

4. В этом же зале висит ещё один портрет, приписываемый кисти Джорджоне. О жизни и творчестве Джорджоне до сих пор высказываются самые противоречивые предположения. К его работам, вызывающим много споров, относится и будапештский "Мужской портрет". Картина дошла до нас в очень плохом состоянии - пейзаж на заднем плане и проём окна слева очень сильно потемнели и едва различимы. И это мешает окончательной атрибуции. Согласно наиболее распространённому мнению, на портрете - поэт или, возможно, юрист Антонио Броккардо.



Джорджоне. Мужской портрет (Антонио Броккардо)

Вазари называл Джорджоне зачинателем венецианского "золотого века" в искусстве. В апреле 1820 года Байрон писал: "Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне".

музей изящных искусств, Будапешт, живопись

Previous post Next post
Up