Голике и Вильборг - художественное книгоиздательское товарищество, основанное в Петербурге в 1903 году Романом Голике и Артуром Вильборгом, создавшими лучшее полиграфическое предприятие дореволюционной России.
Используя самые передовые технологии и лучшее оборудование, Голике и Вильборг удостоились права носить официальное звание "Поставщиков двора Его Императорского Величества". Ко двору поставлялись не только книги и альбомы, но и великолепно оформленные и отпечатанные приглашения, меню, праздничные программы.
Сейчас все антикварные книги, изданные товариществом Голике и Вильборг, считаются редкими, и многие издания имеют историческую и коллекционную ценность.
Звание Поставщика двора присваивалось по заключению министра Императорского двора и означало признание государством высокого качества продукции, гарантировало фирме широкий выход на иностранный рынок, получение выгодных и престижных заказов и, как следствие, высокую прибыль. Фирма получала право изображения на торговой марке Государственного герба, своего наименования и даты основания. На торговой марке фиксировались также полученные на международных и всероссийских выставках награды. Поставщики двора выполняли заказы для царской семьи, а также дипломатические, церемониальные и почетные подарки.
Внешний вид здания товарищества "Голике и Вильборг" по ул. Мещанской, д. 2/57, 1904. Санкт-Петербург
Роман Романович Голике прошел путь от наборщика до владельца типографии (1852). Расширив производство Голике основал издательскую фирму. Его сын, Роман Романович Голике, быстро включился в работу отца, а в 1884 году открыл первую школу печатного дела при Русском техническом обществе. Не без помощи Р.Р. Голике было создано Русское общество деятелей печатного дела и проведён Первый Всероссийский съезд деятелей печатного дела.
Роман Романович Голике
Артур Иванович Вильборг - российский типограф и художник. Несмотря на маленькие масштабы, дело А.И. Вильборга сразу приобрело известность в России. Он стал почётным гражданином - купцом 2-й, а затем и 1-й гильдии.
Артур Иванович Вильборг
Начало деятельности Товарищества было связано преимущественно с выпуском афиш, рекламных плакатов, меню, а впоследствии - художественных альбомов и репродукций картин русских художников.
А.Н. Бенуа. Сосновая роща. Голике и Вильборг, товарищество
А.Н. Бенуа. Нева. Голике и Вильборг, товарищество
В.Э. Борисов-Мусатов. Прогулка при закате. Голике и Вильборг, товарищество
Животный мир.Беловежская пуща. Зубры. Голике и Вильборг, товарищество
Локомотивы и трамвай. Паровоз 1-3-1 типа "Прери" №2000. Голике и Вильборг, товарищество
Полиграфическая продукция «Товарищества Р. Голике и А. Вильборг» неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке "Искусство в книге и плакате" в Петербурге (1912).
Фирме удалось привлечь к работе художников объединения "Мир искусства". Это позволило "Голике и Вильборг" издавать книги высочайшего полиграфического уровня. Выходили подарочные фолианты, книги к знаменательным датам (100-летие начала Отечественной войны 1812 года, 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие Дома Романовых и др.).
В "Товарищесте" был издан также ряд изящных малотиражных изданий, отличающихся высокохудожественным исполнением: "Невский проспект" Н.В. Гоголя с иллюстрациями Д.Н. Кардовского (1905), "Четыре басни И.А. Крылова" (1907) с рисунками А. Орловского, "Казначейша" М.Ю. Лермонтова в оформлении М.В. Добужинского (1914), "Гравюра и литография" И.И. Лемана (1913). Вышли прекрасно иллюстрированные "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1913) в оформлении Д.Н. Кардовского и Г.И. Нарбута; "Пиковая дама" А.С. Пушкина (1911) с иллюстрациями А.Н. Бенуа; "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (1911) с рисунками Е.П. Самокиш-Судковской; "Хаджи-Мурат" Л.Н. Толстого (1916) в оформлении и с иллюстрациями Е.Е. Лансере; "Книга маркизы" Ф. Блэй (1918) с иллюстрациями К.А. Сомова.
Были напечатаны такие шедевры полиграфического искусства, как "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" А.Н. Бенуа (1910) с иллюстрациями "мирискуссников".
Эта книга имела по-настоящему "дворцовый" вид: большой формат, кожаный переплет с золотым тиснением, множество фотографий и иллюстраций, выполненных лучшими художниками своего времени. Издание сразу стало ярким явлением художественной жизни Петербурга.
Иллюстрации художницы Е.Самокиш-Судковской к "Евгению Онегину" по праву считаются одними из лучших иллюстраций за всю историю издания книги.
Пушкин А. Евгений Онегин. С иллюстрациями Е.Самокиш-Судковской. Издание первое. Пг., издание т-ва Р.Голике и А.Вильборг, 1908, 120 с., с илл. 26,2 x 23,2 см. Титульный лист работы А.Лео.
Титульный лист, заставки и концовки к изданию рисовал другой художник - Александр Николаевич Лео.
Стр. 2
Стр. 7. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей
Стр. 19
Cтр. 23. Как жизнь поэта простодушна, как поцелуй любви мила
Стр. 30. Явились. Им расточены порой тяжёлые услуги гостеприимной старины...
Стр. 46. Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё нежней
Стр. 59. Таинственно ей все предметы провозглашали что-нибудь
Стр. 109
Стр. 116. И, не сводя с него очей, от жадных уст не отымает бесчувственной руки своей
Старинная Архитектура Галиции в очерках и рисунках Г.К. Лукомского. Петроград: издание товарищества Р.Голикэ и А.Вильборг, 1915г. 127 с. Издание иллюстрировано: 60 иллюстраций на отдельных листах и вклейках. Иллюстрированный авантитул. Мягкий переплет, тиснение золотом.
На базе "Товарищества" был издан ряд иллюстрированных журналов: "Мир искусства" (1904), "Аполлон" (1913-1917), "Сатирикон" (1908-1911) и "Жупел" (1905-1906), в оформлении которых в разное время принимали участие лучшие русские художники-графики: А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, В.А. Серов, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Г.И. Нарбут и дp. Кроме этого издавались и юмористические иллюстрированные журналы "Шут", "Осколки".
В 80-х годах XIX века "Осколки" был самым либеральным из российских юмористических журналов. В нём активно сотрудничал в ранние годы своего творчества А. П. Чехов. В 1882-1887 годах в "Осколках" было опубликовано более 270 произведений Чехова, в том числе его первый сборник рассказов "Сказки Мельпомены" (1884).
Товарищество "Р. Голике и А. Вильборг" процветало вплоть до 1917 года, его называли "купелью санкт-петербургской школы книжной графики". В 1918 году, после Октябрьской революции, Вильборг и Голике эмигрировали в Германию, а их "Товарищество" было национализировано. Позже предприятие получило название "15-я Государственная типография", а с 1922 года - "Типография имени Ивана Федорова".
Источники информации и иллюстраций
filokartist.netwww.antiquebooks.ru leninka-ru.livejournal.comwww.gelos.kiev.uapropagandahistory.ru