Титаны Возрождения в Пушкинском. Продолжение

Jul 10, 2017 21:00



Начало
Продолжим знакомство с картинами выставки "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России" на колоннаде.
Одна из самых красивых картин выставки - полотно Веронезе.



На ней Мадонна - прекрасная венецианская девушка с золотыми волосами. На руках у неё Младенец Христос, который старается прильнуть щекой к матери. В мужской фигуре узнаётся святой Петр, поскольку он держит в руке ключ, постоянный атрибут в иконографии апостола. А женский образ, предположительно, - Екатерина Александрийская. Она увенчана короной и изображена с белой голубкой. Согласно легенде, святая, заключенная в тюрьму и лишенная еды, питалась благодаря голубю, посланному Христом.



Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Мадонна с Младенцем, святыми Петром и Екатериной Александрийской. Около 1550. Холст, масло. Виченца, Городской музей Палаццо Кьерикати

Картина Паоло Веронезе "Воскресение Христа" впервые показывается после реставрации. Это пример религиозной картины, написанной для частного лица. Фигура Христа изображена парящей, по сторонам - воины, поставленные охранять его. Некоторые из них, поражённые Божественным светом, в ужасе пытаются бежать, и их фигуры, изображенные в сильных ракурсах, придают композиции динамику. Картина очень живописна благодаря сочетанию оттенков красного и зеленовато-синего, а также использованию эффектов освещения.



Паоло Кальяри, прозванный Веронезе(около 1528-1588). Воскресение Христа. Около 1575. Холст, масло. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина



Следующая картина поступила в Эрмитаж как работа Паоло Веронезе. После проведённой в 1997-2000 годах реставрации экспертиза признала авторство Тинторетто. В центре - святой Георгий верхом на коне поражает копьем дракона, тем самым освобождая принцессу, которая с опаской смотрит в их сторону. Сюжет скорее светский, чем религиозный.



Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Святой Георгий, убивающий дракона. 1555-1558. Холст, масло. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Центральное место на колоннаде занимает шедевр раннего Тинторетто. Он был написан по заказу настоятеля Скуолы дель Сантиссимо Сакраменто. Как свидетельствует надпись, оставленная рукой художника на табурете на первом плане, работа была закончена 27 августа 1547 года. Это первая "Тайная вечеря", написанная Тинторетто, а также его первый заказ от Скуол.



Тинторетто воспроизводит традиционную композиционную схему: расположенный по горизонтали стол, вокруг него на грубых табуретах, какие были в ходу в Венеции, сидят апостолы. Композиция сосредоточена вокруг показанной фронтально фигуры молодого Христа, рядом с ним любимые ученики Пётр и Иоанн. Остальные персонажи сосредоточены на противоположных краях стола в динамичных группах, в изоляции остается лишь сидящий спиной к зрителю Иуда на переднем плане. К ним прибавляются две удивительные женские фигуры, словно врывающиеся на сцену из-за кулис. Женщина слева держит в руках кубок, у ее ног - кувшин с вином. Женщина справа несет блюдо с угощением, ее сопровождают двое детей и кошка. Эти аллегорические фигуры, Вера и Милосердие, воплощают два главных моральных обязательства членов Скуолы дель Сакраменто: Amor Dei, то есть поклонение телу Христову, и Amor proximi - милосердие к ближнему.



Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Тайная вечеря. 1547. Холст, масло. Венеция, церковь Сан Маркуола





Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Встреча Марии и Елизаветы. Около 1550. Холст, масло. Болонья, Национальная картинная галерея



Тициан Вечеллио (1488/1490-1576). Святой Иоанн Милостивый. 1549-1550. Холст, масло. Венеция, церковь Сан Джованни Элемозинарио

Оригинальность замысла следующей картины Тинторетто заключается в том, что он выбрал водный пейзаж с тростником вдоль берега реки, и в том, что действие в картине происходит на закате. Алтарная композиция "Крещение Христа" была написана Тинторетто для церкви Сан Сильвестро. Ранее произведение недооценивалось, однако после проведённой в 2003-2004 годах реставрации был удален потемневший лак, поздние дополнения и открыты новые авторские живописные детали. Сегодня картина считается одной из самых значительных среди находящихся в Венеции алтарных работ Тинторетто.



Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Крещение Христа. Около 1580. Холст, масло. Венеция (Сан Поло), церковь Сан Сильвестро

Изначально эти полотна украшали орган венецианской церкви Сан Джеминьяно, стоявшей на площади Сан Марко напротив базилики и снесённой в 1807 году. Картины "Святой Иоанн Креститель" и "Святой Мина" украшали створки органа. Святые словно выходят из ниш, нарушая границу между миром живописным и реальным. Паоло Веронезе написал Мину в образе храброго воина, он готов вступить в бой, его непринужденная поза контрастирует с изображением святого Иоанна, лицо которого выражает веру и преклонение.



Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Святой Иоанн Креститель. Святой Мина. 1558-1561





В Россию впервые приехала картина Тинторетто "Пирам и Фисба", на ней изображена легендарная вавилонская пара, история которой имеет нечто схожее с историей шекспировских несчастных влюблённых. Это работа уникальная -Тинторетто написал ее так, чтобы зрители смотрели на картину, высоко задрав голову, это было новацией в XVI веке.



Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518 -1594). Пирам и Фисба. Около 1541. Дерево, масло. Модена, Галерея Эстенсе

На портрете изображен прокуратор Антонио Капелло. Антонио Капелло был известен как меценат, тонко чувствующий искусство. Он принимал активное участие в общественной жизни республики. Капелло изображен в прокураторской мантии из простой ткани красного цвета, символизирующего власть и благородство.



Якопо Робусти, прозванный Тинторетто (около 1518-1594). Портрет прокуратора Антонио Капелло. Около 1560-1565. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии



Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (около 1528-1588). Портрет дворянина в мехах (Даниэле Барбаро (?)). Около 1551. Холст, масло. Флоренция, Галерея Палатина (Палаццо Питти)



На следующем портрете изображен кардинал Алессандро Фарнезе-младший (1520-1589), внук первого Алессандро Фарнезе, известного как папа римский Павел III (с 1534 по 1549). Алессандро-младшего называли "великим принцем Возрождения", и не только из-за истории его личной жизни (несмотря на церковный сан, он имел многочисленные любовные связи и даже внебрачную дочь), но прежде всего благодаря его меценатству. Он был собирателем древностей, покровителем Эль Греко, инициатором строительства принадлежавших его семье величественных дворцов в Риме. Кроме того, кардинал Фарнезе был сторонником иезуитов, и его старания обеспечили возведение церкви Иль Джезу. Алессандро держит перчатку, которая напоминает о стремлении кардинала к элегантности и светскости.



Тициан Вечеллио (1488/1490-1576). Портрет Алессандро Фарнезе. 1545-1546. Холст, масло. Неаполь, Национальный музей Каподимонте

В следующей части покажу экспозицию итальянской школы живописи ГМИИ имени Пушкина...



#выставка, живопись, Москва, #живопись, #Музей изобразительных искусств, выставка

Previous post Next post
Up