В начале XX века Московское торгово-строительное акционерное общество являлось крупнейшим домостроительным предприятием Российской империи. Директором Общества был предприниматель и банкир Яков Рекк. Общество строило московские особняки и доходные дома по проектам Л.Н. Кекушева, В.Ф. Валькота, И.А. Фомина, Г.А. Гельриха и других известных архитекторов. Большинство этих построек в настоящее время считаются объектами культурного наследия. См.
Дома общества Рекка.
Одной из задач, поставленной Рекком перед Московским торгово-строительным обществом, стала ориентация на новейшие достижения западной культуры и техники. Большинство построек Общества были выдержаны в модном в то время стиле модерна. Общество выкупало в центре Москвы пустующие территории или обветшалые усадьбы, делило владения на участки и возводило постройки "под ключ". Иногда здания продавались не сразу и на протяжении ряда лет после постройки принадлежали самому Обществу, или его директору Я.А. Рекку.
1. В 1899 году Московское торгово-строительное акционерное общество приобрело бывшую территорию усадьбы князя И.А. Гагарина в Пречистенском переулке (в то время Мёртвом), разделило её на три небольших участка и выстроило нынешние дома №№ 6, 8 и 10.
О доме №6 - особняке Миндовского, я уже рассказывала, а дома №№ 8 и 10 добавляю в свой список
Самых красивых домов Москвы.
2. Дома под номерами 8 и 10 построены в стиле модерн по проекту Вильяма Францевича Валькота (1874-1943) - британского архитектора и художника, работавшего в Москве в 1898-1908 годах. Откуда же взялась у архитектора идея оформления особняков общества Рекка "женскими головками"?
Крупнейшая работа Валькота - фасады гостиницы "Метрополь". Публичный конкурс 1899 года присудил первую премию Л.Н. Кекушеву. Проект Валькота под девизом "Женская головка" занял четвёртое место, однако Мамонтов выбрал именно его. Опытного Кекушева пригласили в соавторы к Валькоту. Построенное здание имеет мало общего с проектом Валькота 1899 года.
3. Но идея "женской головки" в замке свода повторилась в двух других московских работах Валькота - особняках Якунчиковой (1900) и Гутхейля (1903), выстроенных на соседних участках по Пречистенскому переулку. В особняке М.Ф. Якунчиковой (1899-1900) эта идея воплощена наиболее ярко.
4. Здание было выполнено в песочных, зеленых и белых тонах.
5.
6. В оформлении особняка Валькот использовал свой фирменный знак - скульптурное изображение женской головки.
7.
8.
9. Самое яркое украшение здания - майоликовая плитка, была изготовлена в мастерской, принадлежащей Савве Мамонтову, известному русскому меценату и предпринимателю.
10. Особняк облицован плитками теплого песочного цвета - кабанчиком, и отделан многочисленными панно в салатовых тонах. Причудливая чугунная ограда, оконные и балконные решетки, асимметричный силуэт здания, как и растительные мотивы декора, являются самыми яркими признаками модерна в особняке Якунчиковой.
11. Но наиболее выразительная деталь - всё же "женская головка".
12.
13. Подоконные филёнки декорированы майоликой, изготовленной по эскизам М. А. Врубеля. Вероятно, отделочная плитка была разработана и отлита специально для этого дома, поскольку в других постройках не встречается.
14. После революции в особняке разместился Хамовнический райком комсомола, затем Дом комсомола Фрунзенского района Москвы и библиотека им. Н.К. Крупской. Во второй половине XX века в доме располагалось посольство Заира.
15. Особняк К.А. Гутхейля в стиле модерн уникален: в его отделке есть и мотивы рококо, придающие ему камерность и изящество. В отличие от других построек в стиле модерн, здание симметрично. Главный вход в особняк немного вынесен вперед, обрамлён порталом и украшен ризалитом (выступом, симметрично расположенным по обе стороны от главной оси здания). На арке портала над входной дверью находится изящная женская головка. Такие же головки венчают декоративные композиции над тройными окнами боковых ризалитов.
16. После революции в доме размещался дошкольный детский дом, затем Центральный дом детского коммунистического движения. В настоящее время - это посольство Королевства Марокко. Является объектом культурного наследия федерального значения.
17.
18.
Валькот регулярно публиковал эскизы своих проектов в профессиональной прессе, оказав влияние на поколение современных ему архитекторов. Объёмно-пространственная композиция и использованные Валькотом приёмы декоративной отделки впоследствии использовались другими архитекторами при сооружении зданий в стилистике модерна.
В.Ф. Валькот. Эскиз дома-особняка в Мертвом переулке (в будущем - особняка М.Ф. Якунчиковой).
В.Ф. Валькот. Эскиз особняка в Мёртвом переулке (в будущем - особняка К.А. Гутхейля)