Садовая-Самотечная, 14. Особняк Каштанова
Вы знаете, кому посвящена песня "Всё что было"? Я узнала об этом только, когда заинтересовалась
историей камина Врубеля, того самого, что стоит в Третьяковке...
В разные годы песня входила в репертуар многих исполнителей, звучала в фильмах, фигурировала в литературных произведениях. Её исполняли Пётр Лещенко, Юрий Морфесси, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Надежда Плевицкая, Изабелла Кремер. Вот эта песня в исполнении Петра Константиновича Лещенко (1898-1954) - русского и румынского эстрадного певца, исполнителя народных и характерных танцев, ресторатора.
Click to view
Одно время хозяйкой двухэтажного особняка по адресу Садовая-Самотечная улица, 14 была Ольга Вадина - жена личного протеже Ленина, американского бизнесмена и скупщика российского антиквариата Арманда Хаммера (1898- 1990), от которого родила сына Джулиана, а затем вместе с ними перебралась за океан. Вот для неё и была написана эта песня...
Особняк был построен ещё в 1881 году архитектором М.Г. Пиотровичем для директора-распорядителя Товарищества суконной мануфактуры "Братья Каштановы" и гласного Московской городской думы (1909-1916) Николая Тимофеевича Каштанова. Современный вид дом, украшенный аттиком с затейливым полукруглым фронтоном, приобрёл в 1897 году в результате перестройки архитектором В.А. Коссовым.
Дом, был большой и удобный, вмещал 30 комнат, четыре гостиных, оформленных в различных стилях.
В одной из них и размещался майоликовый камин, изготовленный по эскизам Михаила Врубеля.
В 1920-е годы особняк принадлежал "другу СССР", американскому бизнесмену Арманду Хаммеру. В СССР крупного предпринимателя знали практически все. Его называли "другом Ленина и Советского Союза".
Комраду Арманду Хаммеру от Вл.Ульянова (Ленина)
Всё же, надо сказать о том, что самый значительный проект Советов, осуществлённый совместно с Хаммером, - это строительство химического гиганта, Тольяттинского азотного завода, и аммиакопровода Тольятти-Одесса.
Арманд Хаммер родился 21 мая 1898 года в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов с юга Украины: Джулиуса и Розы Хаммер. У них было три сына: старшего звали Гарри, младшего - Виктором, а среднему отец дал имя Арманд (от Arm & Hammer - рука и молот). В Хаммере-старшем, отце Арманда, удивительным образом уживались пролетарский дух и замашки богача. В США он имел клинику, сеть аптек и жил на широкую ногу.
Молодой Арманд, приехав в 1919 году в Россию, с головой и грандиозной выгодой для себя занялся революционными завоеваниями. Став приближенным к Владимиру Ленину капиталистом он научился гениально обогащаться и блефовать, проворачивая многомиллионные сделки.
За пару лет бурной деятельности Хаммер заработал не только деньги, но и нервное истощение. Узнав об этом, в Москву явился его отец, Джулиус Хаммер. Сына отправил в Ялту на поправку здоровья, а сам стал срочно обустраивать его московский быт.
Известное своею щедростью советское правительство предоставило семейству американских капиталистов-коммунистов вместительный двухэтажный особняк в центре Москвы.
Арманд вернулся в Москву с очаровательной молодой женщиной - Ольгой Вадиной (1900-1970). На приёме в американском посольстве Хаммер представил ее как баронессу фон Рутт.
На самом деле настоящей фамилией Ольги была Данилевская, а не фон Рутт. Она происходила из проживавшей в Петрограде небогатой дворянской семьи, которую покинула в 17 лет незадолго до революции, решив стать театральной актрисой. Свою дворянскую фамилию она скрыла под сценическим псевдонимом Вадина по имени своего отца. У Ольги были светлые волосы, античный профиль и глубокий грудной голос. Ко времени знакомства с Хаммером она была уже довольно известной исполнительницей романсов и цыганских песен, ее знали и ценили как певицу многие популярные композиторы новой волны, такие как Борис Фомин и Борис Прозоровский, Дмитрий и Самуил Покрасс, многие известные люди добивались её благосклонности.
А Дмитрий Покрасс, влюблённый в красавицу Ольгу, на изданных в 1923 году и переизданных в 1925-м нотах своей песни "Все, что было" сделал посвящение, не скрывающее его нежных чувств: "Моей любимой Олечке Вадиной". Очевидно, и Ольга какое-то время симпатизировала ему и бывала в его семье. Дмитрий познакомил ее со старшим братом Самуилом, и этот маститый композитор тотчас на собственные средства издал романс "Жизнь - одно мгновенье" с подзаголовком: "Из репертуара Ольги Вадимовны Вадиной".
К сожалению, до отъезда в Америку Ольга не записалась на отечественных патефонных пластинках, известности же ей и без пластинок хватало. Поэтому мы никогда не услышим, как она исполняла посвященную ей песню Покрасса-младшего "Все, что было".
Известная исполнителица цыганских романсов Ольга Вадина. Снимок был опубликован в книге И.Ром-Лебедева - "От цыганского хора к театру Ромэн"
Итак, в 1927 году Ольга вышла замуж за Арманда Хаммера, а развелись они в 1943 году, имущество не делили. Как Ольга нищей пришла к Хаммеру, так без средств к существованию и ушла от него с ребёнком на руках. Сына Хаммер так и не признал, хотя впоследствии генетическая экспертиза подтвердила его отцовство. Только в конце жизни Хаммер восстановил отношения с сыном, но наследства, пообещав, так и не оставил...
В докладе Госдепартамента налоговых поступлений США, составленном в апреле 1932 года на основе секретного донесения американского агента в странах Балтии Д. Хеймана, сообщалось, что Арманд и Виктор Хаммеры "продолжают выполнять секретные поручения советского правительства и с этой целью перемещаются между Соединенными Штатами и Европой", а русская жена Арманда, Ольга Вадина, названа там "агентом ОГПУ". Правда это или нет, мы так и не узнаем...
За время своего пребывания в стране Хаммер постоянно скупал предметы старины, картины, скульптуры, собрав большую коллекцию произведений искусства. Неограниченные возможности, предоставленные Хаммеру советским правительством, позволили в короткий срок превратить особняк на Садовой-Самотечной в первоклассный музей.
И поэтому в 20-е годы этот дом считался оазисом московской роскоши, очень часто в нём устраивались вечера с концертами заезжих знаменитостей, в гостях постоянно бывали известные артисты московских театров.
После отъезда четы Хаммеров в Америку их владение отошло Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса и благодаря этому избежало перспективы превратиться в коммуналку. С 1959 года в особняке разместилось посольство Ливана
Камин был разобран, как не соответствующий современному интерьеру посольства в 1959 году.
ПродолжениеИнтерьеры посольства Ливана можно посмотреть в
salon.ruИсточники информации
alefmagazine.comchayka.orgZnamenitye_moshenniki