Итак, "Сокровища Нукуса" можно увидеть ещё один день - 30 мая.
Самой популярной и самой заметной картиной выставки Нукусского музея стала картина Василия Лысенко "Бык", впервые покинувшая свой город. Об этом авторе, который поселился в Узбекистане в конце 20-х годов, известно очень мало, большая часть его работ утеряна, а между тем некоторые специалисты ставят Лысенко в один ряд с Малевичем и Кандинским. Он родился в Брянской губернии, был арестован в 1935 и осуждён на 5 лет. В 1960-е жил в Саратовской области, писал картины фантастического характера в самобытной плоскостной манере. Его произведения представлены только в Нукусском музее.
Василий Евгений Александрович Лысенко (1899 - после 1974). Бык. Холст, масло
Игорь Савицкий собирал декоративно-прикладное искусство Каракалпакстана, чтобы его сохранить, русский авангард, который "ссылали" из столичных музеев, и "туркестанский авангард", тоже гонимый с 1930-х годов. Вот этот туркестанский авангард и представлен на главной площадке своими лучшими образцами.Зал Древней Греции для сокровищ Нукуса оформили специально плотным серо-бежевым картоном в виде тонких колон.
Открытым остался только один рельефный фронтон в торце зала.
В торце, под этим самым фронтоном оказался холст Фалька "На фоне сюзане". На сайте Нукусского музея рассказывается, что ту же девушку, продававшую лепешки, писал и сам Савицкий, но героиня сочла, что красивая она именно у Фалька.
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). На фоне сюзане, 1943. Холст, масло
Далее - картины в том порядке, как они вывешены в зале, по часовой стрелке.
Алексей Александрович Рыбников (1887-1949). Северное сияние, 1914. Холст, масло. Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Багряная осень,1931. Холст, масло. Портрет узбека, 1934. Холст, масло
Вот эта подборка мне особенно понравилась. Слева и справа работы Александра Николаева. В 1920 году вместе с группой художников и архитекторов он отправился в Туркестан и поселился в Самарканде, в одной из келий старого медресе Шир-Дор, находившегося в самом центре городской жизни. Его очаровал размеренный и красочный быт и вся многовековая культура среднеазиатского Востока. Николаев погрузился в изучение мусульманской философии, поэзии и искусства . Он овладел узбекским языком и даже принял новое мусульманское имя Усто Мумин (буквально кроткий мастер). Сюжеты своей живописи художник черпал из реальной жизни, поэзии и фольклора. Писал он в это время на деревянных досках темперой, отвечавшей его стремлению к чистоте цвета.
Слева - Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) (1897-1957). Мальчик в меховой шапке, 1924. Портрет молодого узбека. Суфи, 1923. Фанера, темпера.
Оганес Карапетович Татевосян (1889-1974). Комсомольская бригада, 1930. Холст, масло
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин), (1897-1957). Мальчик-водоноша, 1925
Николай Георгиевич Карахан (1900 -1970). Выход на работу, 1934.
Слева - Александр Васильевич Шевченко (1883-1948). Дагестанка в черном платке, 1931. Бумага, монотипия, масло
Даже формат холста Виктора Уфимцева - асимметричный.
Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). К поезду, 1927. Холст, масло
На противоположной стене - картина художника Волкова.
Александр Николаевич Волков (1886-1934). Выход бригады в поле, 1932-1934. Холст, масло
Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Дорога, 1935. Холст, масло
Александр Николаевич Волков (1886-1957). Караван, 1926. Холст, масло
Надежда Васильевна Кашина (1896-1977). У Шир Дора, 1966. Оргалит, масло
Справа - Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). В юрте, 1928. Холст, масло
Художник Николаев в своём творчестве сочетал приёмы современного искусства с традициями народного творчества. На картине "Дорога жизни" прекрасный лик мальчика кажется символом вечной юности и самого Востока. Река, олицетворяющая поток существования, отделяет берег жизни с цветущими деревьями и пирующими от берега смерти, с мавзолеем и засыхающей ветвью.
Александр Васильевич Николаев (Усто Мумин) (1897-1957). Дорога жизни, 1924. Дерево, темпера
Алексей (Алессио) Владимирович Исупов (1889-1957). Восточное кафе, 1914-1921
Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Восточный мотив. Фанера, масло
Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964). Слева - Казашка, 1926. Бумага, присыпка, клеевая краска, аппликация, белила. Справа - Батум, 1929. Холст, масло
Ранний Волков - в "Арбе" не предугадаешь будущие трансформации живописи Волкова.
Александр Николаевич Волков (1886-1957). Арба, 1924
В центре - Урал Тансыкбаевич Тансыкбаев (1904-1974). Дворик, 1930-е. Холст, масло. Справа - Алексей Фёдорович Подковыров (1899-1957). Голубой вечер в горах. Автопортрет, 1935
Биографические сведения о некоторых художниках.