Принцесса Грёза в Третьяковке

May 10, 2017 17:20



XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была профинансирована императором Николаем II и проходила с 28 мая по 1 октября 1896 года в Нижнем Новгороде. С.Ю. Витте, возглавлявший особую комиссию по подготовке выставки, заказал Михаилу Врубелю два живописных панно. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана "Принцесса Грёза" в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Но работы Врубеля не были одобрены комиссией. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Несмотря на благожелательную оценку критиков, публике работы Врубеля тоже категорически не понравились.
Савва Иванович Мамонтов был незаурядным человеком и помимо деловой хватки, обладал прекрасным вкусом и творческой одарённостью. При разработке проекта гостиницы "Метрополь" у него возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение.



М.А. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова ,1897

Живописное панно долгое время считалось утраченым. Его нашли совершенно неожиданно, в сарае на задворках Большого театра перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов. Стали сносить задворки, обнаружили большой свернутый холст, вынесли, расправили.... и ахнули: такое же изображение есть на доме напротив - на Метрополе!



Живописное панно Врубеля теперь экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее, где служит главным украшением зала.



А майоликовое панно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы и славится большим количеством полутонов и глубиной цвета. Как и остальные панно, украшающие "Метрополь", оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева. Все майоликовые панно Метрополя



Премьера пьесы Ростана на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс "Принцесса Грёза", и даже духи и шоколад с таким названием.
Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя - и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.



Как говорил Михаил Врубель, "написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту".



М.А. Врубель. Автопортрет с раковиной, 1905

Метрополь, Третьяковка, живопись, Москва, Врубель

Previous post Next post
Up