В лондонском Музее дизайна проходит выставка "Воображаемая Москва" (Imagine Moscow: Architecture, Propaganda, Revolution), посвященная нереализованным архитектурным проектам общественных зданий в постреволюционной Москве.
Кинофантазия Александра Медведкина 1938 года показывает, какой должна была бы стать Москва по замыслу советских градостроителей. Видео поражает масштабностью проектов преобразования Москвы, грандиозностью идей и поразительной для того времени кинематографической работой.
Click to view
В основу выставки "Воображаемая Москва" легли шесть неосуществленных архитектурных проектов: Дворец советов, который должен был стать самым высоким зданием в Европе; Железное облако - комплекс из небоскребов и транспортной инфраструктуры; Иститут Ленина с библиотекой и планетарием, предусматривающий авиасообщение между институтом и городом; спиралевидное общежитие; Народный комиссариат тяжелой промышленности; Фабрика здоровья.
Полномасштабные чертежи, рисунки и проекты дополнены различными артефактами того времени: плакатами, текстильными изделиями, журналами и посудой. Экспозиция собрана из музеев разных стран мира, в том числе из московского Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Каждый из проектов перекликается с темами, актуальными для СССР 1920-1930-х годов: коллективизацией, городским планированием, авиацией, коммуникацией, индустриализацией, отдыхом и коммунальным жильем.
Яков Чернихов. Из коллекции "Коды геометрии"
По мнению кураторов выставки, Октябрьская революция и ее культурные последствия - важнейший момент в истории архитектуры и дизайна. Проекты того периода до сих пор вдохновляют архитекторов разных стран, а радикальные идеи, представленные на выставке, актуальны и для современных городов.
Иван Леонидов. Памятник первому искусственному спутнику Земли в Москве, 1958. Акварель
Яков Чернихов. Сценография с вогнутыми поверхностями, конец 1920-х
Одним из главных проектов, представленных на выставке, стал Дворец Советов Бориса Иофана. Дворец задумывался как самое большое здание на земле. Его высота должна была достигать 415 метров - выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. Строительство начали в 1937 году - функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось.
Борис Иофан. Дворец Советов
Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Дворец советов, 1944
"Железное облако" Лисицкого - футуристичный проект комплекса из восьми горизонтальных небоскребов. Проект был направлен на решение самой актуальной проблемы послереволюционной столицы - перенаселение и неудобство транспортной системы. Восемь зданий должны были объединять в себе офисы и жилые помещения для сотрудников на верхних этажах и новые трамвайные линии и станции метро на нижнем уровне. Проект "Железного облака" был вдохновлен знаменитой концепцией проунов - переосмысление Лисицким геометрии супрематизма. Проект был представлен на конкурс в 1925 году.
Эль Лисицкий проектировал водную станцию и стадион в Москве, жилые комплексы в Иваново-Вознесенске, столичный Дом правительства и комбинат Правды.
Художнику было поручено оформление советского павильона на выставке декоративного искусства в Париже, советских павильонов на выставке прессы в Кёльне.
Проект Института библиотековедения имени Ленина по праву считается манифестом советской архитектуры 1920-х годов. Иван Леонидов спроектировал шарообразный объем для аудитории на 4000 человек и соседствующую с ним башню, предназначенную для книгохранилища. Леонидов использовал в своем проекте самые инновационные для того времени технологии, которые могли бы позволить функционировать такой сложной геометрической конструкции. Шар и параллелепипед парят над фундаментом, будто обманывая силу гравитации. Проект был встречен с восхищением не только в СССР, но и за рубежом, и до сих пор является одной из икон архитектуры XX века.
Николай Ладовский в 1920 году создал один из первых проектов дома-коммуны, и именно он стал отправной точкой в истории советского коммунального жилья, пропагандирующего новый образ советского уклада жизни. Архитектор использовал форму спирали, для того чтобы объединить индивидуальные «жилые ячейки» в единое пространство и таким образом подчеркнуть символизм всеобщего прогресса.
Николай Ладовский. Экспериментальный проект коммунального дома
Логическим завершением экспозиции стали конкурсные проекты Наркомтяжпрома. Огромное здание одного из самых влиятельных комиссариатов того времени должно было занимать около 40 тыс. м² на Красной площади, прямо напротив мавзолея. В середине 1930-х годов было проведено два этапа конкурса на его проектирование, и в них принимали участие Константин Мельников, братья Веснины, Иван Леонидов, Алексей Щусев и другие известные архитекторы. Здание должно было размещаться прямо напротив Мавзолея Ленина, на месте нынешнего ГУМа. Однако проект так и не был осуществлен.
Советские архитекторы 20-30-х годов ХХ века пытались переосмыслить архитектуру с учётом новых политических реалий. Общественная жизнь, в частности серьезная коллективизация общества, отражались в архитектуре (квартиры без кухонь, фабрики-кухни, красные уголки на производстве и в жилых зданиях). Таким образом и появлялись футуристические проекты, к которым предъявлялись уже требования в соответствие с советскими общественными стандартами. Архитекторы смотрели в будущее и представляли себе вершины технической революции в свободном перемещении по воздуху и покорение космоса.
Эль Лисицкий
Отдельное пространство выставки посвящено конкурсным проектам Мавзолея Ленина: здесь представлены рисунки и чертежи автора окончательной версии здания Алексея Щусева, а также других профессиональных архитекторов и любителей.
Выставка проходит с 15 марта по 4 июня 2017 г. в Лондоне по адресу 224 - 238 Kensington High Street.