Угол Электрического переулка и Грузинского Вала
Находится Электрический переулок на окраине исторического центра Москвы. Раньше весь переулок был охранной зоной, и здесь запрещалось новое строительство, но в 2007 году переулок был исключён из списка охранных зон столицы.
До 1925 года Электрический переулок именовался Соколовским. Переименование было связано с тем, что в 1924 году здесь построили электростанцию, одну из первых в Москве. По одной версии Соколовским переулок назывался потому, что здесь жили цыгане из знаменитого хора Ильи Соколова. Более вероятно, что название произошло от фамилии владелицы большого участка земли - коллежской асессорше Соколовой, построившей бани на берегу реки Пресне.
1. На следующей фотографии слева здание - бани С.С. Прусакова. К сожалению, весь декор этих бань был сбит, а краснокирпичные стены оштукатурены, кроме этого надстроили третий этаж. Теперь это ничем не примечательный дом, и узнать бани очень трудно.
2. Раньше бани Прусакова являлись настоящим украшением переулка. Они были построены в 1902 году известным архитектором Густавом Гельрихом. Бани представляли собой сочетание модерна и промышленной архитектуры, так называемого "кирпичного стиля". Эти бани пользовались особой популярностью у жокеев и цыган.
3. Некоторое время (в 1922-1925 годах) переулок назывался Фирсановским, по длинному дому №3. Огромный богадельный дом с отделкой в русском стиле по проекту архитектора М.А. Арсеньева начал строить купец Иван Григорьевич Фирсанов. В 1881 году он умер, а дом достроили его жена и дочь Вера Фирсанова.
Электрический переулок, № 3. Дом для вдов и сирот
4. По окончанию строительства Вера Ивановна Фирсанова подарила дом московскому комитету Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами, находившемуся под патронажем императрицы. Вскоре там был открыт дом для вдов и сирот, названный в честь основателей Фирсановским. Часть помещений была отдана под первую в Москве школу для слепых детей. Здание было трехэтажным, позже его надстроили еще на два этажа.
Фото 5. Братолюбивое общество строило дома в разных частях города на пожертвования благотворителей. Таких домов в Москве было более 50-ти. В доме было 180 отдельных комнат, и 80 мест в казармах-палатах. При доме действовал храм и столовая.
6. Общество предоставляло жилье по минимальной цене людям, впавшим в нужду, погорельцам, вдовам с детьми.
7. Нуждающихся в социальном жилье всегда больше, чем жилья, и Братолюбивое общество весьма избирательно подходило к выбору квартирантов. Претенденты на заселение должны были быть жителями Москвы не менее тридцати лет, христианского вероисповедания, иметь справку от духовника и полиции о благонадёжности и прилежном посещении храма, подтверждение о своём низком доходе.
8. Так же люди должны были быть на момент "впадения в нужду" причислены к цеховым, мещанам, духовенству, разночинцам.
9. Общество предоставляло квартиры на срок не более 5 лет, а вдовам до наступления совершеннолетия детей.
За нарушение порядка, пьянство, оставление на ночлег посторонних, заведение домашней живности и сор в квартире - из дома выселяли.
10.
11. Входим во двор - чугунные ворота, по-видимому, сохранились с прежних времён.
12. Очень красив рисунок решёток на сохранившихся воротах.
13.
14. Вид в сторону Электрического переулка.
15. Жильцы дома были обязаны посещать домовый храм во имя Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Он находился во дворе дома, но сейчас его трудно узнать.
16. Вот так выглядит сейчас комплекс домов Братолюбивого общества со стороны Грузинского вала.
17.
18.
19.
20.
Коротко о Вере Фирсановой
Маркин А. Портрет В.И. Фирсановой. Изображение с сайта
https://www.zelenograd.ru/ Вера Ивановна Фирсанова родилась в 1862 году в семье купца Ивана Григорьевича Фирсанова, который заработал огромное состояние благодаря своей смекалке. Вера была единственным ребенком в семье и ни в чём не знала отказа. Она получила прекрасное домашнее образование, свободно говорила по-французски и по-немецки, занималась музыкой и увлекалась театром, любила поэзию. Стремясь обеспечить будущее любимой дочери, Иван Григорьевич выдал семнадцатилетнюю Веру замуж за В.П. Воронина, служившего в Учётном банке, где предприниматель хранил свои сбережения. Однако банкир был не тем человеком, за которого мечтала выйти замуж юная красавица Вера. Воронин отличался завидной скупостью и держал молодую жену взаперти. Несмотря на замужество, Вера Ивановна по закону считалась несовершеннолетней, и для ведения её дел был нанят знаменитый адвокат Плевако.
После смерти отца Вера Ивановна получила огромное наследство, возглавила семейное дело и развелась с мужем, уплатив ему миллион рублей за принятие им на себя вины. Вера унаследовала от батюшки предпринимательский талант. А что касается добрых дел, то отец и дочь преуспели и здесь. Первым делом В.И. Фирсанова вошла в распорядительный комитет Московского попечительского общества и занялась благотворительностью.
Вскоре Вера Ивановна во второй раз вышла замуж за Алексея Ганецкого - сына прославленного генерала, участника Крымской войны Н.С. Ганецкого. Но и этот брак оказался неудачным и непродолжительным, хотя и был заключён по любви.
21. Зато в бизнесе её дела шли превосходно - она сумела найти тот вид предпринимательства, который отвечал ее положению, ее склонностям. И начала строить различные коммерческие предприятия, такие как Сандуновские бани и Петровский пассаж, которые давали ей серьёзный доход.
22. Она строила и просто доходные дома, разрушая старые постройки на землях, которые купил ее отец и сумела вполне сохранить капитал, полученный ею от отца и расчетливо им пользоваться. Капиталы она свои не пустила по ветру, расходовала их очень расчетливо, и они давали хорошие результаты.
Вера Ивановна не жалела денег и на развитие культуры. В год отдавала по полмиллиона рублей на поддержку артистов, художников, музыкантов. Дом Фирсановой был одним из центров московской художественной жизни. На всех её делах лежала печать соединения бизнеса с культурой. Принадлежащую ей деревню Середниково Фирсанова превратила в подмосковный культурный центр: здесь давали концерты певец Фёдор Шаляпин, композитор Сергей Рахманинов, бывали художники Валентин Серов и Константин Юон. В 1893 году на деньги и по ходатайству Фирсановой рядом с имением был открыт полустанок Николаевской железной дороги (платформа "Фирсановка").
После революции Вере Ивановне была отведена одна комната в коммунальной квартире в доме на Арбате, который ранее целиком принадлежал ей. В последние годы она работала гримёршей в одном из московских театров. В 1928 году Шаляпин подготовил и переправил в Москву необходимые документы и деньги для выезда Веры Ивановны в Париж.
Через четыре года, обосновавшись в Париже, она попыталась вытащить своего бывшего поверенного и фактически третьего мужа Виктора Лебедева. Все шло нормально: уже готовы были и приглашение, и виза, и загранпаспорт. Были даже куплены железнодорожные билеты. Но в Советском Союзе юрист Лебедев работал в комиссии по перераспределению конфискованных материальных ценностей и его всё же не выпустили из страны. За несколько дней до отъезда Лебедева нашли задушенным в собственной квартире. Общественности было объявлено, что "товарищ В. Лебедев скончался от острого сердечного приступа", а уголовное дело было закрыто за отсутствием состава преступления. А в 1934 году скончалась в Париже и сама Вера Ивановна Фирсанова, бывшая крупнейшая московская домовладелица, бывшая владелица Сандуновских бань и Петровского пассажа, бывшая первая российская женщина-предпринимательница.
О Вере Ивановне Фирсановой в пору её молодости много сплетничали, она была очень яркой и заметной личностью, но память о ней в Москве осталась очень хорошая. Подробнее в следующей части...
Петровский пассаж Сандуновские баниИсточники информации:
А.В. Амфитеатров. "Та, кто всех прелестней" (О В.И. Фирсановой)Некрасовка