Новость из мира искусства
Альбер Марке. Неаполитанский залив, 1909. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Если вы не смогли посетить выставку Альбера Марке в Париже, то теперь есть возможность увидеть его картины в Москве. Параллельно с шедеврами Рафаэля Пушкинский музей с 27.09.2016 по 08.01.2017 показывает произведения французского художника-постимпрессиониста Альбера Марке (1875-1947).
Выставка "Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции" разместилась в Галерее искусства стран Европы и Америки.
Марке Альбер. Контровой свет. Алжир. 1924. Частное собрание
В 2015 году многие крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения художника. Недавно завершилась выставка Альбера Марке "Художник остановленного времени" в парижском Музее современного искусства. По сравнению с французской выставкой, проект Пушкинского музея дополнен новыми темами, которые позволяют по-другому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.
Альбер Марке. Модистки, 1901. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Друг Матисса, современник Пикассо и Дерена, известный французский художник Альбер Марке с женой приезжал в СССР летом 1934 года и, вообще, считался другом нашей страны. Он посетил Ленинград, Москву, Ростов, Тбилиси и из Батума через Средиземное море вернулся во Францию, в Марсель. Встречал художника лично писатель Валентин Катаев, он же и сопровождал гостя на приёмах и экскурсиях.
Альбер Марке. Апсида собора Парижской Богоматери, 1901. Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон
В Москве Альбер Марке посетил Музей нового западного искусства, в котором заблаговременно вывесили все его картины. На протяжении своего визита, Марке встречался и с художниками - поклонниками своего творчества. Перед отъездом Марке говорил, что очарован людьми и природой и хотел бы приехать вновь, чтобы заняться живописью. Статьи о его визите появились в газетах "Вечерняя Москва"', "Правда", "Литературная газета", "Советское искусство".
Альбер Марке. Гавань в Ментоне, 1905. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пушкинский музей и Эрмитаж имеют пейзажи Альбера Марке благодаря русским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, коллекции которых сначала оказались в Музее нового западного искусства. Как пишет искусствовед Наталья Семенова: "Именно на Марке, как ни странно, сошлись вкусы двух московских коллекционеров: в промежутке между 1908 и 1911 гг. Сергей Щукин купил девять, а Иван Морозов между 1907 и 1913 гг. приобрел шесть картин Марке".
Альбер Марке. Солнце над деревьями (Солнце над Парижем. Набережная Лувра), 1905. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Альбер Марке. Вид на Сену и памятник Генриху IV (Париж. Вид Лувра), ок. 1906. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Альбер Марке. Париж зимой. Набережная Бурбон, 1907. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Катаев писал о Марке: "Ведь это он научил художников передавать воду белилами. Ведь это он с необычайной смелостью ввел употребление натурального черного цвета... Ведь это он наглядно показал, что цвет - это эпитет, который может с предельной, лапидарной, почти научной точностью определить качество предмета - будь то чугунная ограда Сены, буксирный пароход или куст боярышника на сельской меже".
Альбер Марке. Собор Парижской богоматери зимой, 1908. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Альбер Марке. Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Всего на выставке представлено 69 работ, сгруппированных в четыре раздела: "Марке и фовизм", "Париж Марке", "Путешествия художника", "Марке в России". Помимо полотен самого Марке показаны работы его друзей-фовистов - Рауля Дюфи, Анри Мангена, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, а также произведения российских художников, испытавших влияние французского мастера.
Альбер Марке. Порт в Онфлере, 1911. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Альбер Марке. Венеция, 1936. Частное собрание
Альбер Марке. Алжир, вид на город с высоты, 1940. Частное собрание
Альбер Марке. Дома за деревьями,1944. Частное собрание
На выставке впервые представлены материалы о поездке и впечатлениях Марке в СССР. В экспозицию также входят произведения представителей московской группы "13" и ленинградского объединения "Круг художников", которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда были близки к поискам французского живописца.