Полотняно-Заводская бумажная фабрика
Давным-давно мы побывали в местах, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина, - летом две недели провели в Михайловском, а в сентябре следующего года жили в Яропольце, усадьбе тещи Пушкина (матери Натальи Николаевны Гончаровой). Вот тогда и появилось устойчивое желание посетить ещё и Полотняный Завод в Калужской области. И только теперь это желание осуществилось! В общем, если вы любите, чтобы всё было восстановлено и ухожено, то пока надо воздержаться от посещения усадьбы, а если вам нравится заброшенность старинных усадеб и запущенные старые парки, то самое время.
Потому что в планах дальнейшее развитие Полотняного Завода - реставрация сохранившихся усадебных объектов (каретного сарая, конного двора) и восстановление утраченных строений (церкви, ткацких палат), воссоздание паркового ансамбля и создание современной туристской инфраструктуры.
1. В своё время эта усадьба была одной из самых больших и богатых по убранству в России. Конечно, от былого великолепия мало, что осталось, но представить себе можно всё очень живо. Особенно, если посмотреть на панораму, представленную в экспозиции музея.
Панорама Полотняного Завода, усадьбы Гончаровых и Щепочкиных. Начало XIX века (по реконструкции архитектора А.А. Кондратьева, 2000). Манаенков В.С. Холст, масло
2. Весь усадебный комплекс, включая бумажную мануфактуру и две усадьбы её владельцев, сложился к 1767 году, а уникальность его состояла в том, что производство находилось в непосредственной близости от господского дома.
В 1718 году купец Тимофей Карамышев получил от Петра I указ о постройке заводов для изготовления парусных полотен. Через два года последовал еще один указ о строительстве бумажной мануфактуры. В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин. После смерти Карамышева с 1735 года они остались в деле вдвоем. Главенствующее положение занял Гончаров: его капитал втрое превосходил долю Щепочкина. Тогда же произошел раздел фабрик. Гончаров сделал свой завод процветающим и получил потомственное дворянство. Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и сейчас. К 2017 году здесь собираются открыть большой музей бумаги.
3. Главный усадебный дом Гончаровых отреставрирован и больше похож на дворец, чем на провинциальную усадьбу. Он был построен в 30-х годах XVIII века. Существует предположение, что архитектором мог быть Б. Растрелли. Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями барочного декора.
4. Перестройка дома в стиле классицизма осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка и к концу XVIII века это был, как и сейчас, трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом дважды приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. На третьем этаже особняка останавливался М.И.Кутузов во время Отечественной войны 1812 года.
5. Музей в особняке был открыт 5 июня 1999 года, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина. Территория вокруг особняка ещё не полностью благоустроена.
Парадный вход барского дома
6. Вход в музей со стороны реки Суходрев, экспозиция располагается на втором парадном этаже.
7.
8. Общее впечатление от экспозиции и интерьеров - очень приятное, много подлинных предметов, широкая дубовая лестница ведёт на верхние этажи.
9. На первом этаже находится поселковая библиотека, на третьем - детская школа искусств им. Н.Н. Гончаровой.
10. Во время войны (1941-1945) сильно пострадал парк и дом, об утратах рассказывают фотографии, представленные по проходу в залы особняка. Считается, что в настоящее время все видовые точки сохранились, но панорамы, с них открывающиеся, претерпели изменения. Главное - утрата основной высотной доминанты, церкви Спаса с колокольней.
11. Одновременно с церковью Спаса Преображения были возведены Спасские ворота (1736-1741). Они выполняли функцию церковных ворот и вместе с тем въездных ворот в усадьбу. Ворота представляют собой своеобразное архитектурное сооружение. Устои проездной арки поддерживают массивный аттик, увенчанный фронтоном в стиле барокко. Сами устои оформлены приставленными к ним с четырех сторон приземистыми колоннами тосканского ордера - по три в каждом углу. Спасские ворота со времени возведения практически не меняли своего облика.
12. Вот такой вид открывался с балкона особняка в период расцвета усадьбы.
13. После пожара во время войны от дома Гончаровых остались только каменные стены.
14. Экспозиция состоит из 12 залов. В первом зале - большой портрет Натальи Николаевны Гончаровой, копия с известного акварельного изображения А. Брюллова.
15. Наталья Николаевна провела на Полотняном заводе ранние детские годы, девушкой гостила тут у деда Афанасия Николаевича, здесь же жила два года после гибели А.С. Пушкина.
Наталья Николаевна Гончарова, праправнучка Афанасия Гончарова и супруга Александра Сергеевича Пушкина
16. Сохранился восторженный отзыв Пушкина о Полотняном заводе: "Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином."
17. В этом же зале представлены подлинные предметы, принадлежащие Гончаровым.
18. В кабинете на одной из стен находится портрет А.А. Гончарова (прапрадеда Н.Н.Пушкиной) кисти неизвестного живописца XVIII века. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны. Вплоть до 1917 года в кабинете находились многочисленные фамильные портреты, стояло три шкафа с книгами, и размещалась коллекция оружия, часть которой экспонируется в настоящее время.
19. Напротив портрета хозяина находится портрет императора Петра I, с чьего Указа началось становление и развитие Полотняного Завода как промышленного посёлка.
20. Именным указом от 6 сентября 1742 года императрица Елизавета Петровна пожаловала А.А. Гончарову чин коллежского асессора в ранге майора, что дало ему право на потомственное дворянство. Именной патент Гончарова от 1744 года подтвердил это почётное право. 2 октября 1789 года его внук А.Н. Гончаров был пожалован Дипломом на дворянское достоинство. Герб рода Гончаровых был внесён в общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи.
21. Долгие годы в кабинете на рабочем столе стояла модель парусного судна как напоминание о былой славе гончаровского полотна.
22. В бывшей бильярдной сейчас находится выставка "Славный брат Серёжа", посвященная 200-летию со дня рождения Сергея Николаевича Гончарова - младшего брата Н.Н. Пушкиной.
23. В этом же зале показано родословное древо рода Гончаровых, составленное в 1999 году краеведом из Подмосковья Г. Ровенским, на противоположной стене картина художницы Н.С. Гончаровой "Дом над прудом. Полотняный Завод".
24. На выставке представлены многочисленные фотографии Сергея Николаевича и его потомков. Здесь же его детский портрет вместе с портретами братьев и сестер, а также миниатюрные портреты его родителей, деда и бабушки.
25.
26.
27. В этом же зале экспонируется мебельный гарнитур середины XIX века в стиле "русский жакоб". Предметы находились в московском доме С.Н. Гончарова и были подарены музею его потомками к 200-летнему юбилею Сергея Николаевича.
28. Дело было к вечеру, и после осмотра музея времени на прогулку по парку и посещение усадьбы Щепочкина уже не оставалось. Как всегда, первое посещение оказалось немного сумбурным, но составить общее впечатление всё же удалось.
29. Заглянули в парк - в усадьбу ведёт старинная липовая аллея.
30. Ворота в парк находятся по центральной оси главного дома. Они отделяли двор от фруктового сада с оранжереями и теплицами, сооружены были в конце XVIII века. Ворота представляют довольно интересное архитектурное сооружение из двух пилонов в виде стройных белых башен. Башни украшены изысканными рельефными пластинами и увенчаны остроконечными гранеными шатрами с шариками наверху. Стиль ворот - псевдоготический, излюбленный в архитектуре парковых сооружений XVIII века.
31. А это, по-видимому, и есть каретный сарай, который планируют восстанавливать.
32.
33.
34. Однако туристическая инфраструктура уже возникла, вот только название кафе смущает...
35.
36.
37. Река Суходрев огибает территорию усадьбы.
38. Лодочная станция при музее тоже уже функционирует.
39. Раньше на территории усадьбы находились большой храмовый комплекс в честь Преображения Господня 1741 года и церковно-приходская школа. После национализации усадьбы в 1921 году церковь с колокольней и усыпальницей Гончаровых была разрушена. Восстановление началось с марта 2011 года.
40. Около Спасских воротах действует временная часовня, организованы церковная лавка и приходская библиотека. Работы ещё непочатый край...
Информация с сайта музея Продолжение следует...