Может быть, знатоки Москвы сразу узнают, где находится этот дом с аркой. Да, в самом центре столицы, рядом с Манежем, Красной площадью и зданием Госдумы. Кроме всего прочего, ведь это здание является памятником архитектуры, объектом культурного наследия РФ № 7710861000. Жители и гости столицы, туристы часто бывают в начале Тверской - главной улицы Москвы. Только вот не все заглядывают в арку дома №6. Многие сейчас даже не подозревают о существовании здесь столетнего дома в сказочном русском стиле. Я тоже раньше очень часто бывала в этом месте - рядом, в доме № 4, находилось любимое студентами кафе Космос, в котором было самое вкусное мороженое в Москве, но ни разу не зашла под арку. А стоило, но что было, то прошло...
Посмотрим, что скрывают московские подворотни в самом сердце столицы и что сейчас происходит с этим интересным домом. Сегодняшнее состояние этого памятника архитектуры вызывает только недоумение, оторопь и грусть-печаль.
1. Здание Саввинского подворья на Тверской было построено в 1905-1907 годах архитектором И.С. Кузнецовым (1867-1942) в псевдорусском стиле, частично имитирующим русскую архитектуру XVII века. Саввинское подворье строилось как московский доходный дом Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря на месте средневекового Воскресенского "Высокого" монастыря - старого подворья звенигородцев. В здании размещались различные конторы, гостиница и Саввинское архиерейское представительство (подворье). Как же этот дом оказался на задворках Тверской?
2. В начале XX века этот дом стоял по красной линии Тверской улицы. В ходе реконструкции 1938-1940 годов по проекту А. Г. Мордвинова красная линия чётной стороны Тверской улицы подлежала переносу к северу. Менее значимые строения были снесены, а Саввинское подворье решили передвинуть на новые фундаменты в глубину квартала.
Технологию передвижки разработал инженер Э. М. Гендель. Здание массой в 23 тысячи тонн было передвинуто ночью 4 ноября 1939 года, без отселения жильцов. И сейчас этот памятник полностью скрыт сталинскими домами по Тверской, 6 и новым зданием МХАТа по Камергерскому переулку.
3. Архитектурные особенности этого четырёхэтажного дома - большая центральная арка-ниша, нарядные окона, керамическое оформление фасадов и шатровые башни со шпилями. Сфотографировать здание полностью можно только с юго-восточного торца.
4. На фасаде три таблички сообщают о том, что Саввинское подворье является памятником русского зодчества и охраняется государством...
5.
6. Парадный вход, ранее обращенный на Тверскую улицу, украшают ряды больших полукруглых окон, разделенных балясинками, узоры из плиток, разноцветные изразцы с цветами и жар-птицами.
7.
8.
9.
10.
11.
12. Саввинское подворье вошло и в историю кинематографа России. Именно здесь с 1908 года в начале своей карьеры работал знаменитый Александр Ханжонков и его "Торговый дом А. Ханжонков и Ко". Поначалу он занимался только торговлей и прокатом кинолент. Сначала Ханжонков оборудовал демонстрационный зал, а позже - магазин киноаппаратов. Затем Ханжонков устроил во дворе дома киноателье. Для этого потребовалось разрешение архиерея, который в нём сначала отказал. Тогда предприниматель пригласил архиерея на киносеанс, после чего тот дал добро на устройство в подворье небольшого съемочного павильона. Позже "киностудия" сгорела.
13.
14.
15. Сейчас дом изуродован различными стеклопакетами, да ещё и разного цвета. Как такое может быть с памятником русского зодчества?!
16.
17.
18.
19. Обратите внимание, в центре над центральонй аркой символика советского времени - серп и молот, рабочий и крестьянин.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. Проход внутрь двора по Тверской, 6 и во внутренние дворики Подворья - свободный.
30. Внутренний дворик здания представляет из себя замкнутый с четырёх сторон двор-колодец.
31. Если зайти в этот внутренний дворик, оказываешься как будто в зале барочного дворца: огромные лестничные витрины, раковины и цветы украшают наличники окон.
32.
33. Этот двор был проходным - здесь три арки.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43. Проход во второй внутренний двор украшают колонны в виде балясин.
44. А это вид из второго дворика в первый двор; обратите внимание, какие интересные окна лестничных пролётов.