Новость из мира искусства
В миланском Палаццо Реале (Palazzo Reale) с 2 сентября 2015 года по 10 января 2016 года проходит выставка итальянского художника и архитектора Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Джотто стал подлинным основателем итальянской школы живописи. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. По замыслу организаторов выставки, 14 тщательно отобранных произведений знакомят с творчеством Джотто от ранних до самых поздних работ. Кроме Музея Ватикана, в проекте приняли участие Галерея Уффици, художественные музеи Падуи, Флоренции, Болоньи, а также Музей искусств в Сан Диего (Калифорния).
Самый ценный экспонат выставки, ранее не покидавший Ватиканскую пинакотеку, двусторонний Триптих Стефанески, созданный Джотто около 1320 года по заказу кардинала Стефанески для базилики Святого Петра в Риме.
Триптих Стефанески, около 1330 г. Оборотная сторона. Пинакотека, Ватикан
Джотто смог превратить двухмерную икону в трехмерную картину, плоские фигуры - в полнокровные человеческие тела, однотипные иконные лики - в характерные лица конкретных людей. Специалисты считают этот шедевр первым портретным изображением реальных персонажей в европейской живописи той эпохи.
Деталь: Кардинал Стефанески
Триптих Стефанески, деталь. Около 1330 г. Лицевая сторона. Пинакотека, Ватикан
Триптих Стефанески, деталь. Около 1330 г. Лицевая сторона. Пинакотека, Ватикан
Джотто был, возможно, первым художником, который объехал всю Италию с заказами, работая для римских кардиналов, миланских герцогов, неаполитанских королей и богатых соотечественников. Так, по заказу купца из Падуи Энрико Скровеньи, Джотто расписал домовую церковь в 1303 -1305 годах. Сегодня эти росписи считаются вершиной творчества Джотто.
На иконе "Бог-отец" Джотто изобразил момент, когда архангел Гавриил получает поручение от Бога Отца отправиться к деве Марии, чтобы оповестить ее о скором рождении у нее Иисуса Христа. Икона - центральная часть огромной композиции, располагалась над триумфальной аркой рядом с архангелами. Это была единственная в капелле роспись, выполненная не в технике фрески, а на деревянной основе, состоящей из двух частей, На левой стороне иконы сохранились петли, при помощи которых она могла крепиться к стене. Это позволяет предполагать, что икона служила дверью. Возможно, что во время литургии в праздник Благовещения из-за нее выпускали белого голубя как символ Святого Духа. По другой версии, в проеме двери могли демонстрироваться Святые Дары.
Бог-Отец на престоле, 1305
Из ранних флорентийских работ начала 1300-х годов на выставке представлены знаменитый полиптих из флорентийской церкви Бадиа (хранится в галерее Уффици) и Мадонна с младенцем и двумя ангелами из церкви Сан-Джорджо-алла-Коста. Из более поздних шедевров Джотто - Болонский полиптих (Пинакотека, Болонья) и Полиптих Барончелли (церковь Санта-Кроче, Флоренция).
Мадонна с младенцем и двумя ангелами, деталь,1295-1300. Церковь Сан-Джорджо-алла-Коста, Флоренция
Полиптих Барончелли (левая часть), около 1334. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
Полиптих Святая Репарата, фрагмент, 1310. Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция
Болонский полиптих, деталь, 1332-1334. Национальная пинакотека Болоньи
Болонский полиптих, деталь, 1332-1334. Национальная пинакотека Болоньи
Болонский полиптих, деталь, 1332-1334. Национальная пинакотека Болоньи
Джотто (около 1267 - 1337) жил и работал на рубеже XIII и XIV веков. Знаменитый биограф художников эпохи Возрождения Джорджо Вазари пересказал один из анекдотов того времени. Папа Бонифаций VII, выбирая художника для росписи лоджии в Латеранском дворце в Риме, отправил человека к Джотто, чтобы тот прислал понтифику образец своей работы. Недолго думая художник обмакнул кисть в краску и нарисовал идеально правильный круг без циркуля. Посланец счел этот жест насмешкой, но привез "образец" Бонифацию. Более искушенный в игре со смыслами папа увидел здесь нечто большее, чем просто круг, - руку мастера, которому и доверил заказ.
Портрет Джотто. Деталь картины "Пять основателей флорентийского искусства", конец XV - начало XVI веков
Время работы выставки: понедельник с 14.30 до 19.30; со вторника по воскресенье с 9.30 до 19.30; в четверг и субботу открыта до 22.30 (вход осуществляется за час до закрытия). Стоимость билетов: € 11; льготные билеты € 9.50/ € 5.50. Адрес: Piazza Duomo 12, 20121 Милан, Италия (с правой стороны от собора Дуомо).