Век портрета в Смоленской картинной галерее

Jul 18, 2015 12:50



Войдя в Смоленскую картинную галерею, поднимитесь на второй этаж, из зала иконописи пройдите в зал русской живописи XVIII века, и вы окажетесь среди портретов. В историю изобразительного искусства в России XVIII век вошёл как век портрета. Важную роль в становении и развитии русского портрета сыграли иностранные художники, приглашённые на службу. Они не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских живописцев. И если сначала главенствовал парадный портрет, то после начал развиваться и камерный психологический портрет.
В этом зале среди других висит портрет юного Павла I - сына Петра III и Екатерины II работы французского художника Жана Луи Вуаля. Изображение великого князя Павла Петровича удивительным образом соединяет и парадность, и камерность. Павел изображен не взрослым человеком с чертами ребенка, а, напротив, ребенком, в предчувствии недетских проблем. С одной стороны, это все-таки парадный портрет, ведь Павел в одежде, подчеркивающей высокий статус, при атрибутах власти - орденах Святого Андрея Первозванного (лента и звезда) и Святой Анны (крест). С другой стороны, в нем чувствуется детская незащищенность. Портрет выполнен в однотонной приглушенной серебристой гамме.



Вуаль Жан Луи, "Портрет Павла I в юности". 2-я половина XVIII века

Жан Луи Вуаль (1744-1806) родился он в семье парижского ювелира, и, хоть учился живописи в Королевской академии, но на родине популярностью  как художник не пользовался. А в Россию и вовсе приехал как актер. Однако в 1770-е годы слава о нем как о незаурядном портретисте стала распространяться. Уже в 1780-м Жан Луи Вуаль стал придворным художником великого князя Павла Петровича. Проработав в России более 30 лет, художник в 1795 году вернулся во Францию, где выставлял свои произведения в Парижском салоне. После прихода к власти императора Наполеона Бонапарта Вуаль снова вернулся в Петербург.
Еще один шедевр, украшающий этот зал и обращающий на себя внимание, но уже кисти русского художника, - портрет князя Адама Чарторыжского. Он написан Степаном Щукиным в 1808 году. Князь Чарторыжский, самоуверенный и изысканный, наделен в портрете чертами романтического героя. Отсюда и особый лоск, и вызов байронического героя, готового отречься от себя ради идеи, которая будет признана им достойной. Немалое значение для создания образа имеет и одежда князя, и серебристо-оливковая цветовая гамма картины.



Щукин Степан Семенович, "Портрет князя А.А.Чарторыжского". 1808 г.

Начало XVIII века в русской культуре было временем зарождения романтизма как художественного направления. Созданию романтического образа способствовали и обстоятельства жизни Адама Чарторыжского. Польский князь был видным политическим деятелем эпохи Александра I, несколько лет подряд занимал при русском дворе пост министра иностранных дел. Однако портрет был написан в то время, когда князь, уже разочаровавшись в действиях русского императора, стремился отойти от службы при дворе, ограничив свою деятельность только тем, что касалось интересов Польши.
Степан Семенович Щукин (1762-1828) - один из крупных мастеров русской портретной живописи конца XVIII - первой четверти XIX века. Образование он получил в петербургской Академии художеств, где по праву считался одним их самых талантливых и многообещающих учеников. С 1788 года Щукин сам довольно долгое время руководил классом портретной живописи в академии. Академиком стал в 1792 году, а в 1802-м был назначен советником академии художеств. Именно Щукин, как художник и педагог, во многом определил пути развития портретного жанра в русском искусстве на многие десятилетия вперед.



Третий портрет, выделяющийся среди торжественных и благостных лиц и притягивающий взгляд, - это "Портрет мальчика А.В. Яковлева" кисти Тропинина. В этом портрете неизвестного Яковлева всё внимание художника устремлено на лицо, светящееся сквозь темные краски фона и одежды. Лицо, написанное прямо по центру, контрастно светлое. Создается впечатление, что на полотне нет ничего, кроме пары напряженных глаз подростка.



Тропинин Василий Андреевич, "Портрет А. В. Яковлева в детстве". 1844 г.

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха. Потом в качестве «приданого» дочери графа был передан во владение графу И.И. Моркову. Несмотря на проявившейся в детские годы интерес к рисованию, юношу отдали в ученики петербургскому кондитеру. Однако все-таки он украдкой умудрялся посещать бесплатные рисовальные классы при Академии художеств. В 1799 году владелец всё-таки определил его "посторонним учеником" к  С.С. Щукину, но быстро отозвал его на Украину, где в имении нужен был срочно кондитер и лакей. А кроме этого, нужно было расписать местную церковь и заняться копированием картин. Там Тропинин пробыл почти безвыездно с 1804 по 1821 год. Вольную крепостному художнику дали только в 1823 году.



Основу музейной коллекции русской живописи XVIII-XIX веков в галерее составляют произведения, поступившие в 1920-30-е годы из национализированных поместий Смоленской губернии, а также фондов Государственной Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Цветковской галереи.
Информация с сайта http://www.smolensk-museum.ru/

музей, Смоленск, живопись, картинная галерея, жизнь выдающихся людей

Previous post Next post
Up