Красота по-японски

Dec 24, 2024 18:52




Для японцев эпоха Мэйдзи (1868 - 1912), начавшаяся в результате "Реставрации Мэйдзи" и завершившаяся со смертью императора Мэйдзи, стала эпохой больших перемен. Реставрация означала переход от самурайской системы управления в лице сегуната к прямому императорскому правлению в лице императора Муцухито (Мэйдзи) и его правительства. До эпохи Мэйдзи император выполнял исключительно церемониальные функции. Девизом правления, реставрации императора и его посмертным именем стало выражение "мэйдзи" (просвещенное правление), отсылающее к новым принципам руководства страной. В это время прекратилась многовековая самоизоляция страны, император поддерживал демократические ценности и независимость суда, упразднил феодализм, появилась первая конституция. Правительство взяло курс на промышленную революцию.

В этот период изделия японских мастеров массово экспортировались на запад, завоевывали награды на престижных международных выставках и ценились в качестве дипломатического подарка. Керамические и металлические изделия японского декоративно-прикладного искусства второй половины XIX - начала XX веков представлены в "Центре искусств. Москва" наиболее характерными произведениями эпохи Мэйдзи. Особенно хороши декоративные вазы с изображением цветов и птиц и жанровыми сценами.
1.


2.


Цветы и птицы. Парные вазы. Мастерские Овари. Медный сплав, перегородчатые эмали. Частная коллекция

3.


4.


Драконы попали в японскую мифологию из китайской. В Японии дракон воспринимается как даритель счастья и богатства, защитник будд. Один из эпитетов японских императоров - драконоликий. Представленная ваза создана в технике перегородчатых эмалей гимбари-ситто. Техника отличается тем, что на вазах выгравирован рисунок посеребренной поверхности основы.
5.


Слева - Дракон. Парные вазы. Мастерские Овари. Медный сплав, перегородчатые эмали. Частная коллекция

6.


7.


8.


9.


Изделия из эмалей (сиппо) - гордость японских ремесленников эпохи Мэйдзи. В переводе с японского "сиппо" означает "семь сокровищ" по аналогии с сокровищами из буддийских текстов. Основой эмали служила стекловидная масса с примесью той или иной окиси металла, придающей составу цвет. В экспозиции представлены изделия ведущих мастерских.
10.


Мудрецы. Парные вазы. Керамическая масса, глазурь, позолота. Панно "Собаки Фо играют у водопада". Шёлк, японская ручная вышивка. Частная коллекция

11.


12.


13.


Изделия из металла - холодное оружие, вазы, тарелки, скульптура, имеют давнюю историю в Японии. Они были завезены из Кореи и Китая в период до IV века нашей эры. Художественные изделия из металла создавались из сплавов меди, цинка, олова, серебра, золота, патинировались. На изделия монтировался декор.
14.


Бог войны Хатиман

15.


16.


Для декора предметов использовались различные техники. Так лаком украшались деревянные и металлические изделия. В их изготовлении использовался сок дерева сумах лаконосный, которое принадлежит к семейству анакардиевых и произрастает в южных регионах Японии и Китая. На панелях, ширмах, мебели и шкатулках лак имеет золотистый цвет.
17.


Панно с вазой и цветами. Дерево, лак, слоновая кость, сплавы. Частная коллекция

В витринах представлены окимоно, нэцкэ из слоновой кости, мелкая скульптурная пластика с традиционными сюжетами. Окимоно - это скульптура, как правило, из слоновой кости, предназначенная для украшения интерьера, декорированная традиционными японскими сюжетами. Часто создавались мастерами, специализацией которых было изготовление нэцкэ. Нэцкэ выглядит как маленькая скульптура, по размеру меньше, чем окимоно, её прикладная функция служить брелоком-противовесом. С помощью нэцкэ на поясе закрепляли кисет с табаком, связку ключей или другие мелкие предметы. Необходимость их использования была вызвана отсутствием карманов в традиционной японской одежде.
18.


19.


20.


21.


22.

Иконография сокола связана с идеологией самураев, долгое время находившихся у власти в Японии. Скульптура одинокого сокола на ветке символизирует независимость героя, сильного и решительного человека. Сосна означает долголетие, корни дерева отсылают к идеалам безыскусной естественности - эстетике ваби-саби, сложившейся под влиянием дзен-буддизма в XV-XVI веках.
23.


Сокол на кроне сосны, конец XIX века. Мастер Мори Такачика. Бронза, серебрение, литьё, патинирование, гравировка. Корень сосны, лак (подставка). Частная коллекция

РЕЖИМ РАБОТЫ ЦЕНТРА ИСКУССТВ. МОСКВА:
Открыт каждый вторник, субботу, воскресенье с 12.00 до 18.00. Касса работает до 17:30
28, 31 декабря галерея закрыта.
С 2 по 8 января галерея открыта каждый день с 12.00 до 18.00, кроме 6 января галерея открыта до 16.00, касса - до 15.30.
Источник информации: artcentre.moscow

Япония, культура, искусственные параллели, центр искусств

Previous post Next post
Up