"В переулках эпохи". Продолжение

Feb 22, 2024 10:30




Начало
Картины "Тринадцати". Весовую категорию «Тринадцати» изменила Третья выставка группы, которая сместила акцент с графики на живопись. Состав участников был усилен известными именами - Антонина Софронова, Александр Древин, Надежда Удальцова; несколько рисунков из США прислал Давид Бурлюк. Участвовал также смоленский мастер Чеслав Стефанский и ученики Древина - Сергей Ижевский и Роман Семашкевич. Большинство вновь приглашенных были ровесниками Кузьмина и Милашевского - тем самым «Тринадцать» четко оформилась как независимая платформа мастеров 1890-х годов рождения. В этом разделе показаны картины участников группы, формировавших живописную программу «Тринадцати».

«Выставка картин "13"» открылась осенью 1931 года в актовом зале МГУ, речь говорил Анатолий Луначарский. Вскоре в прессе началась настоящая атака, отравленная политическими обвинениями в безыдейности, буржуазном трюкачестве, тлетворном влиянии на молодежь. Формально это было концом группы. Коснулись ее и репрессии. В 1938 году по разным политическим обвинениям были расстреляны Древин, Семашкевич и Юркун.



Надежда Кашина. Скачки. 1927. Холст, масло. ГТГ



Александр Древин. Газели. 1930-1931. Все: Холст, масло. ГТГ





Роман Семашкевич. На закате. 1933. Холст, масло. Собрание Р. Бабичева, Москва



Роман Семашкевич. Автодор. 1920-е. Холст, масло. Таганрогский художественный музей





Морис де Вламинк. Пейзаж в Овере, 1925. Холст, масло. ГМИИ



Борис Рыбченков. Пейзаж с красным домом.1932. Холст, масло. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск



Борис Рыбченков. За заставой. Молодые посадки.1932. Холст, масло. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск



Надежда Удальцова. Армения. Осень. 1934. Холст, масло. Музей Востока



Надежда Удальцова. Старый Норк. Ереван. 1933. Холст, масло. Собрание Р. Бабичева, Москва



Надежда Удальцова. Встреча, 1931. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Александр Древин: Две купальщицы. 1931





Татьяна Маврина. Подражание Ренуару. 1938. Холст, масло. Собрание А. Шелудченко, Москва



Сергей Расторгуев. Набережная реки Москвы. Конец 1920-х. Холст, масло. ГРМ



Антонина Софронова. Андрей Пумпянский, 1930. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Антонина Софронова. Автопортрет, 1929. Фанера, масло. Частное собрание. Москва



Антонина Софронова. Дым МОГЭСа. 1931. Холст, масло. Частное собрание, Москва





Антонина Софронова. Красные фазаны. Из серии «Московский зоопарк». 1936. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Антонина Софронова. После грозы. У Кропоткинских ворот. 1933. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Антонина Софронова. В переулках Арбата. 1932. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Владимир Милашевский. Портрет Антонины Софроновой, 1935. Холст, масло. Собрание Е. Жорняк, Москва

У себя дома. Хотя в 1931 году группа «13» была официально закрыта, ее творческая жизнь продолжалась. Художники вели совместную работу в книге, все так же обменивались изданиями по европейскому искусству, в складчину нанимали натурщиц и часто писали и рисовали друг друга. К зарисовкам современной Москвы добавились интерьеры, лирические и декоративные образы обнаженной натуры. Так и круг «Тринадцати», и детали их домашней атмосферы постепенно становились частью истории искусства, как когда-то стали ею прогулки французских импрессионистов или незамысловатый быт Винсента Ван Гога. Даниил Даран и Татьяна Маврина занялись офортом, экспериментируя с воздушной линией на металлической доске в стиле Анри Матисса или Пьера Боннара. Владимир Милашевский все больше проявлял себя как живописец.



Даниил Даран. В балетном классе. 1938. Бумага, акварель, тушь, перо. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва



Даниил Даран. Сокольники. Парк культуры, 1932. Бумага, графитный карандаш, акварель. ГМИИ



Нина Кашина. На катке, 1930-е. Бумага, акварель, гуашь. Пермская художественная галерея



Сергей Расторгуев. Трубная площадь, 1920-1930-е. Картон, гуашь. ГТГ



Татьяна Маврина: Портрет Даниила Дарана с матерью. 1940. - Владимир Милашевский на бульваре. 1939. Обе: Холст, масло. ГТГ



Владимир Милашевский. Юрий Юркун, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Ольга Гильдебрант, Владимир Милашевский. 24 мая 1937 года в незабвенный вечер общего "браternite", 1937. Бумага, акварель, тушь, перо. Собрание Алексея Савинова, Москва

Камерность и выраженный индивидуализм искусства «Тринадцати» постепенно притягивали к ним коллекционеров. Возможно, это была единственная московская группа 1930-х годов, в которой отношения художника и зрителя выстраивались как диалог Артиста и Любителя, оказываясь далеко за пределами задач пролетарского искусства.



Источники информации: www.rusimp.su, кураторский текст на стендах и этикетаж
Продолжение - В послевоенные годы

русские художники, музей русского импрессионизма, искусственные параллели, выставка

Previous post Next post
Up