По залам Пушкинского музея

Aug 16, 2023 16:55

Искусство Германии и Нидерландов XV-XVI веков



К 2027 году все здания ГМИИ имени А.С. Пушкина сформируют крупнейший Музейный квартал, который объединит исторические и современные постройки. И через несколько лет улица Волхонка превратится в четырехполосный бульвар с зеленой зоной. В настоящее время строители реставрируют и приспосабливают к новым функциям три бывших особняка и возводят современный Депозитарно-реставрационный и выставочный центр рядом с главным зданием музея на Волхонке. В общем, нас ждут большие перемены - всё будет выглядеть совсем по-другому. Предлагаю пройтись вместе со мной по залам исторического здания и ещё раз взглянуть на великолепную коллекцию музея в знакомых и любимых интерьерах. Начнём с зала №31.

После открытия Музея изящных искусств в Москве на Волхонке в 1912 году этот зал долгое время не имел точно установленного предназначения. Но уже во второй половине 1920-х он стал одним из залов постоянной экспозиции, получив в 1930 году название "Искусство Франции и Германии эпохи торгового капитализма, эпоха так называемого северо-европейского Возрождения (XV-XVI вв.)". Предположительно, после 1945 года зал стал использоваться как запасник, а с 2000-х годов он служил для проведения временных выставок. В настоящее время (с 2021 года) в зале представлено искусство Германии и Нидерландов XV-XVI веков.



Становление художественной культуры Нового времени в Северной Европе началось в XV веке. Эта эпоха ознаменовалась переменами в духовной жизни, происходившими в условиях политических и социальных потрясений, теологическими дебатами, во многом связанными с «новым благочестием» - религиозным движением, призывавшим к обновлению веры и возвращению к духу раннего христианства. В произведениях искусства той поры спиритуализм и аристократичность отживающей готики сосуществовали с реалистическими устремлениями, интересом к окружающему миру и гуманистическими тенденциями нового искусства. Несмотря на то что отношение к личности художника менялось, и он все чаще воспринимался как свободный творец, по своему общественному положению мастер оставался ремесленником и был вынужден подчиняться строгим цеховым уставам. Неслучайно большинство дошедших до нас работ XV века анонимны. Из крупнейших мастеров немецкого Возрождения в музее представлен Лукас Кранах Старший. Расцвет немецкого искусства был недолгим. Начавшиеся в середине XVI века религиозные войны, а затем Тридцатилетняя война на долгие годы остановили культурный рост Германии.



Мастер легенды о Святом Георгии, круг. Работал между 1460 т 1490 в Кёльне (?). Благовещение. Поклонение младенцу. Створки алтаря. Дерево, темпера. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1930





Немецкий мастер XVI века. Снятие с креста. Дерево, резьба, золочение, раскраска. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924



Немецкий мастер XVI века. Поругание Христа. Дерево, резьба, золочение, раскраска. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924



Корнелис II Флорис де Фриндт (1514-1575). Портрет герцогини Доротеи Прусской (1504-1547), 1548. Алебастр, резьба. До 1944 - в кафедральном соборе Кёнигсберга. В ГМИИ с 1989

Более длительным и значительным был подъем художественной жизни в Нидерландах. С XV века центральное место в нидерландском искусстве заняла живопись, а главный акцент был сделан на одухотворенной красоте окружающего мира, воспринимавшегося как гармоничное творение Бога. Мастера этой страны первыми ввели в практику масляную живопись, что позволило им добиться небывалой достоверности изображения, целостности пространства и иллюзорности разнообразных деталей и фактур (Питер Артсен, Иоахим Бекелар, Адриан Томас Кей).



Арт ван ден Босхе (около 1470-1505). Святой Криспин с двумя представителями цеха сапожников. Части створок алтаря. Холст, масло. Происходит из собрания графов Потоцких, Санкт-Петербург. в ГМИИ с 1969



Питер Артсен (1505, 06 - 1578). Христос и самарянка, около 1543-1545. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1935





Ян Госсарт (Ян ван Мабюзе) (около 1478-1532). Мужской портрет, около 1530. Дерево, масло



Адриан Томас Кей (около 1544-после 1589). Мужской портрет, 1573. Дерево, масло. В ГМИИ с 1924



Изак Клас ван Сваненбург (?) (1537-1614). Портрет девочки, 1584. Дерево, масло. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924



Мастер Ян (конец XV  - начало XVI). Портрет Иоганна Постоянного, курфюрста Саксонского. Дерево, масло. Из Музея замка Фриденштайн, Гота. В ГМИИ с 1946



Нидерландский мастер XV века. Портрет Анны, жены Адольфа Клеве-Равенстейна, около 1490. Холст, перевод с дерева, масло. Из собрания герцогов Лейхтенбергских, Санкт-Петербург. В ГМИИ с 1924



Испанский (Каталонский?) мастер XII века. Мадонна с младенцем. Дерево, резьба. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1925





Лукас Кранах Старший. 1472-1553. Грехопадение,1527. Дерево, масло. Из Музея замка Фриденштайн, Гота. В ГМИИ с 1946





Лукас Кранах Старший. 1472-1553. Женский портрет, около 1526. Дерево, масло. Из Курпфальцского музея, Гейдельберг. В ГМИИ с 1946



Иоахим Бекелар (Бейкелар). Около 1530-1574. На рынке, 1564. Дерево, масло. Дар Н.П. Колопанова Румянцевскому музею в 1892. В ГМИИ с 1924



Мастер из Франкфурта (работал в 1495-1515). Легенда о мощах святого Ромуальда. Дерево, масло. Вероятно, из собрания Шуваловых, Санкт-Петеррбург. В ГМИИ с 1924



Франс Флорис де Фриндт (1519-1570). Аллегория мира и правосудия. Холст, масло. Из Государственного исторического музея. В ГМИИ с 1924



Корнелис Массейс (1510-1557). Отдых по пути в Египет. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1924



Лукас Кранах Старший  (1472-1553). Плоды ревности. Дерево, масло. Из собрания Д.И. Щукина. В ГМИИ с 1924



Лукас Кранах Старший. 1472-1553. Мадонна с младенцем, около 1522-1523. Дерево, масло. Из Эрмитажа, Ленинград. В ГМИИ с 1930



Ханс Зюс фон Кульмбах. Около 1482-1522. Ангел. Створка маленького домашнего органа, 1519. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1924





Мастер легенды о Святом Георгии, круг. Работал между 1460 т 1490 в Кёльне (?).Святой Эгидий, раненый во время королевской охоты. Святой Эгидий раздаёт своё имущество беднякам. Створка алтаря. Дерево, темпера. Из музея-усадьбы Остафьево, Москва. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского



Монограммист А.В. Работал в 1530-х в Швабии. Бегство в Египет. Фрагмент алтаря. Дерево, масло. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924



Мастер из Месскирха. Около 1500-1543. Распятие с предстоящими. Первая треть XVI века. Дерево, масло. Из музея-усадьбы Остафьево. Происходит из собрания князя П.П. Вяземского. В ГМИИ с 1924



Иоганн Кёрбеке. Около 1410-1490. Бичевание Христа, до 1457. Дерево, темпера. Из собрания А. Брокара, Москва. В ГМИИ с 1924



Мастер Лихтенштейнского замка, работал во второй половине XV века в Нижней Австрии и Швабии. Рождество. Дерево, темпера, позолота. Дар Д.И. Щукина Румянцевскому музею. В ГМИИ с 1924



Мастер Лихтенштейнского замка, работал во второй половине XV века в Нижней Австрии и Швабии. Поклонение волхвов. Дерево, темпера, позолота. Дар Д.И. Щукина Румянцевскому музею. В ГМИИ с 1924



искусство Германии и Нидерландов XV-XVI , искусственные параллели, по залам Пушкинского музея, музей изобразительных искусств, выставка

Previous post Next post
Up