Рецензия 1985 года на коллаборацию Уорхола и Баскии.

Jun 08, 2022 13:27



VIVIEN RAYNOR SEPT. 20, 1985
The New York Times
Вивьен Рейнор (ум. 15 февраля 2009) - американский искусствовед.
https://en.wikipedia.org/wiki/Vivien_Raynor

Сериал Netflix 2022 года «Дневники Энди Уорхола» упомянул ее обзор New York Times о выставке Уорхола-Баскии в сентябре 1985 года.

Рецензия сильно повлияла не только на самооценку Баскии, но и на отношения с Уорхолом.

В прошлом году я писала о Жан-Мишеле Баскии, что у него есть шанс стать очень хорошим художником, если он не поддастся силам, которые сделают его талисманом мира искусства.
В этом году, похоже, эти силы возобладали, поскольку Баския сейчас на сцене галереи Тони Шафрази на Мерсер-стрит, 163, исполняет па-де-де с Энди Уорхолом, наставником, который помог ему подняться к славе.
На самом деле, это версия истории об Эдипе: Уорхол, один из поп-отцов, рисует, скажем, логотип General Electric, заголовок New York Post или изображение своих собственных зубных протезов; его 25-летний протеже дополняет или убавляет их своими более или менее экспрессионистскими образами. 16 результатов - все, конечно, "Без названия" - большие, яркие, беспорядочные, полные личных шуток и неубедительные.

Сообщается, что это была серьезная, но в то же время забавная совместная работа, которая была сделана в студии Уорхола и на его холстах. Это историческое событие, вдохновившее его впервые с 1962 года приложить кисть к холсту.

Тем не менее, вклад старого мастера резок, как будто напечатан, за исключением фрагмента с синими и желтыми галстуками-бабочками, развязанными котом Феликсом и двумя черными обнаженными женщинами. Феликс и галстуки, конечно, принадлежат ему, но то же самое относится и к чуть менее примитивной обнаженной натуре.

Баския продолжает чередовать африканские темы, унаследованные благодаря своему гаитянскому происхождению, с карикатурными фигурами; но социальный комментарий, скрытый в его предыдущих работах, теперь стал очевидным и довольно глупым. Работая над заголовками Уорхола о пожаре в метро и преследовании советского агента ФБР, он замазывает их красным, чтобы выделялись буквы "ЖОПА", и подчеркивает суть, добавляя черную фигуру мула. В другом месте он украшает заголовок о пожаре в метро мертвыми мультяшными фигурами, один в свитере с тающими полосками, а на баннере о светской львице, разбившейся насмерть, он разбрасывает головы Людей-пауков.

Искусствоведы, возможно, смогут связать это проявление с автоматизированной поэзией, которую некоторые сюрреалисты писали коллективно. Они могут даже сослаться на то, что Роберт Раушенберг стер рисунок де Кунинга, а Дюшан добавил усы к репродукции Моны Лизы.
Все возможно. Но здесь и сейчас сотрудничество выглядит как одна из манипуляций Уорхола, которая все больше кажется основанной на теории Менкена о том, что никто
не разоряется, недооценивая интеллект публики. Баския, тем временем, производит впечатление слишком охотного соучастника.
Предложенный в том же духе, что и постер шоу с фотографиями артистов, одетых как боксеры наизготовку, вердикт звучит так: "Уорхол, техническим нокаутом в 16 раундах". (До 19 октября.)

**********************
Менкен, Генри Луис
https://ru.wikipedia.org/wiki/Менкен,_Генри_Луис

[Текст на английском]ART: BASQUIAT, WARHOL
By VIVIEN RAYNOR SEPT. 20, 1985

LAST year, I wrote of Jean-Michel Basquiat that he had a chance of becoming a very good painter providing he didn't succumb to the forces that would make him an art world mascot.
This year, it appears that those forces have prevailed, for Basquiat is now onstage at the Tony Shafrazi Gallery at 163 Mercer Street, doing a pas de deux with Andy Warhol, a mentor who assisted in his rise to fame.
Actually, it's a version of the Oedipus story: Warhol, one of Pop's pops, paints, say, General Electric's logo, a New York Post headline or his own image of dentures; his 25-yearold protege adds to or subtracts from it with his more or less expressionistic imagery. The 16 results - all ''Untitleds,' of course - are large, bright, messy, full of private jokes and inconclusive.

Reported to have been a serious but at the same time amusing collaboration, which was staged in Warhol's studio and on his canvases, it is a historic event for having inspired him to put brush to canvas for the first time since 1962. Nevertheless, the old master's contribution is hard-edged as if printed, except in the piece involving blue and yellow bow ties, untied, Felix the Cat and two black female nudes. Felix and the ties are his, of course, but so, too, is the only slightly less primitive of the nudes.
Basquiat continues to alternate between African themes, inherited by way of his Haitian background, and cartoon figures, but the social comment implicit in his previous work has now become obvious and rather silly. Working on Warhol's
headlines about a subway fire and the F.B.I.'s pursuit of a Soviet agent, he washes red over them so that the letters ASS stand out, and presses the point by adding the black shape of a mule. Elsewhere, he embellishes a headline about a subway fire with dead cartoon figures, one in a sweater with stripes that are melting, and, across the banner about a socialite falling to her death, he scatters Spiderman heads.

Art historians may be able to relate this manifestation to the automatist poetry that certain Surrealists wrote collectively. They may even invoke Robert Rauschenberg's erasure of a de Kooning drawing and the mustache Duchamp added to a Mona Lisa reproduction.
Anything is possible. But here and now, the collaboration looks like one of Warhol's
manipulations, which increasingly seem based on the Mencken theory about nobody going broke underestimating the public's intelligence. Basquiat, meanwhile, comes across as the all too willing accessory.
Offered in the same spirit as the show's poster featuring photographs of the artists
dressed as boxers at the ready, the verdict is: ''Warhol, TKO in 16 rounds.'' (Through Oct. 19.)








[Из «Дневников» Энди Уорхола]
Пятница, 6 сентября 1985 года

Пришел Жан-Мишель, наша выставка открывается в субботу. Правда, все обращают внимание на те выставки, которые происходят в октябре и ноябре, так что наша рановато открывается, но ничего, это ведь небольшое событие. Жан-Мишель в ступоре опрокинул банку с краской на портрет Долли Партон и испортил его.

Суббота, 14 сентября 1985 года

Один из этих непонятных дней, которые просто хочется вычеркнуть. Работал до семи вечера. Позвонил Жан-Мишелю, сказал, что заеду за ним, и заехал. Поехали в галерею Тони Шафрази (такси 5 долларов), и там народу тьма, от стенки до стенки не протолкнуться. В дверях стоял дворецкий из "Дансетерии". Пришедших организованно запускали в галерею, а потом выводили. Джерард Маланга попросил мой автограф. Там был Тейлор Мид. Был Рене Рикар. Картины выглядели очень хорошо, просто великолепно, и всем, по-видимому, понравились. Была Иман, она разошлась со своим мужем. У Тони внизу были люди, которых угощали шампанским, но это все те же самые люди и разговаривали все об одном и том же. Я позвал на выставку гостей из двух магазинов - Ли из "Мацуда" и Филип из "Фьоруччи" плюс еще Бенджамин. Разговаривал с Мэдлин Неттер, которая пришла в спортивном костюме. Фред попросил Сабрину Гиннесс привести Дэвида Ли Рота.

На мне был пиджак от Стефано, где на спине нарисована картина Жан-Мишеля, но я решил, что мне не стоит носить такие эксцентричные вещи, я выгляжу в них как фрик. Буду теперь одеваться в обычный черный костюм.

Четверг, 19 сентября 1985 года

Жан-Мишель заехал за мной на лимузине, и мы отправились в Рокфеллер-центр на прием.
По дороге в "Эриа" мы решили зайти в "Одеон". Когда сели в "Одеоне", я попросил газету, и в номере "Таймс", уже за пятницу, увидел огромный заголовок: "Па-де-де Баския и Уорхола". Смог прочесть лишь одну строчку: что Жан-Мишель - это мой талисман. О боги!

Пятница, 20 сентября 1985 года

Нужно было пойти на открытие моей выставки у Лео Кастелли.
Я сказал Жан-Мишелю, чтобы он на вернисаж не приходил. Я спросил его, не разозлился ли он на меня за ту рецензию, где его назвали моим талисманом, и он сказал: нет, не разозлился.

Суббота, 19 октября 1985 года

Встретил на улице одного художника, по имени Билл Катц, который восторгался выставкой у Тони Шафрази - где представлены наши с Жан-Мишелем совместные работы. Она закрывается в ближайшие выходные. Все хорошие критические отзывы были о Жан-Мишеле, не обо мне. И Тони не слишком доволен - наверное, не очень много продал. Он большую цену выставил - сорок и пятьдесят тысяч долларов. Такие цены еще рано назначать. Я придерживаю пока что свои "Писс-пейнтингс".

Воскресенье, 24 ноября 1985 года

Жан-Мишель не звонил мне уже больше месяца, так что у нас с ним все, наверное, закончилось. Он ездил на Гавайи, был в Японии, но сейчас он всего лишь в Лос-Анджелесе, так что мог бы как-нибудь и позвонить. Но, может, у него плохо с деньгами, может, он больше не швыряется ими, как прежде. Я слышал, что он запер дверь своей спальни на ключ, когда уезжал, чтобы Шенге не мог туда зайти, и он не оставил ему денег. Можешь представить, каково быть женой Жан-Мишеля? Ты бы всю жизнь провела, как на иголках…


Previous post Next post
Up