Удивительные камни в Орловской области, похожие на трованты в Румынии.

Sep 13, 2015 23:01

Пузырчатые, словно миллионы лет назад раскаленная лава прошла через песок, и тот плавился, превращался под гнетом времени вот в такие огромные валуны.

1.


Многотонные глыбы беспорядочно разбросаны в неглубоком овраге между полей близ с.Верхососенье, что в Покровском районе Орловской области.

2.

3.

4.

Под камнями сотни, а может и  тысячи лет назад нашел выход из земли прохладный ручей с вкусной водой, которую местные считают целебной и родник называют Святым источником.

Исток родника:

5.

В тени камней из-за высокой влажности растут редкие для степной зоны папоротники, мхи, хвощи, причудливые разноцветные лишайники.

6.

7.

8.

9.

Рассматривать узоры и сколы каменных "капель" и цветовых пятен лишайников можно очень долго, тут  нет абсолютно повторяющихся участков.

Интересный камень с крупной шарообразной структурой внутри себя лежит у тропинки к поклонному кресту:

10.

Кое-где на самых крупных плитах попадаются вот такие, словно инструментом выдолбленные отверстия:

11.

Кто, когда, каким инструментом, зачем это сделал  - остаётся загадкой.

Люди оставляют зачем-то в таких отверстиях монетки:

12.

13.

Попадается на глаза надпись: "Пасха 1960":

14.

Очень даже может быть,что камни носили в доправославные времена ритуальный характер. И здесь  тысячу (да что тысячу -  у вятичей и шестьсот!) лет назад устраивали языческие  жертвоприношения, молили богов о защите от врагов, об урожае, удаче в делах. Очень показательный пример ритуального камня с выдолбленным когда-то сверху для оттока крови желобком:

15.

В некоторых отверстиях какие-то черви обустроили себе жильё:

16.

Камни эти считают целебными , каждому  дается по вере его. Сюда приезжают как просто туристы  - посмотреть на удивительные трованты, так и православные паломники -  помолиться, испить целебной водицы, искупаться в купели. Считается, что надо по камням тем походить обязательно босиком, прикоснуться к камушкам.  Вот под этими глыбами  нужно пролезть в узкий лаз и загадать желание:

17.

Лаз под многотонными плитами постепенно к выходу сужается, пролезть там можно только нетучному человеку и исключительно на четвереньках, а кое-где и вовсе пластом, царапая спину о навесающую каменную плиту,пригнувшись к камням. Преодолеешь страх - желание непременно сбудется! Лаз этот пользуется популярностью у женщин, мечтающих забеременеть. Почему- не понятно. Ведь куда логичнее и образнее  было бы прикоснуться, в подобном случае, к вот этому рыжеватому замшелому  камню с просматриваемой фаллической симоликой:

18.

Показываю дальше  овраг этот с источником под названием "Каменец".

Купель:

19.

Внутри на её стенах видны следы от сучков в виде "крыльев ангелов", смотрите сами:

20.

и вот:
22.

Не-не, я не впадаю в религиозный экстарзис и не перегрелась на открытом солнечном месте, но сравнение ведь явно просматривается, да?

Показываю далее как  радетели обустраивают территорию. Сделали лестницу вниз, к камням в овраге, отсыпали этим летом щебенкой пыльную грунтовую дорогу от села до источника, ухаживают за цветниками, присматривают за часовенкой.

23

24.

Судя по той брошенной посреди дороги обуви, паломники ушли босиком оздоравливаться к камушкам.

25.

И напоследок.

Согласно легенде, когда-то был здесь монастырь, отразивший нашествие татарской орды и исчезнувший в ночном тумане под землю. Гул его колоколов, бивших из-под земли, якобы  был несколько раз  слышен в округе. По другой легенде, на этот источник приезжала последняя  царская чета: то ли паломничая после царской свадьбы, то ли чуть позже - помолиться за здоровье наследника-цесаревича. В память о том посещении есть здесь "Царский" камень: выбита на нем надпись с изображением инициалов царя и царицы и  царской короны: 1912, 14 июля, субота , М.С.М. и В.П.О.     Надпись ту мы не нашли, но камень с иконой царей-великомученников лежит обособленно и подходить к нему, как следует из текста на прикрепленной плите, следует  с молитвой, обязательно разувшись, преклонив колени - то бишь ползком наколенях.

*Лично у меня при взгляде на эту надпись вспоминается исторический факт:  давка и смерть на Ходынском поле полуторатысячной толпы зевак, пришедших поглазеть на коронацию императора. А император (ай-яй! не по православному-то как вышло!) мило танцевал после коронации на великосветском балу - и что ему смерти тысячи зевак?  Тем не менее, расстрел царских особ я не оправдываю.

26.

Для удобства на стене купели православным разместили памятку о том, где размещены различные иконы:

27.

Более подробно почитать об этом месте можно в книге Александра Полынкина "Святые места Верхососенья". На этом рассказ о еще одном туристическом объекте Орловской области заканчиваю:)

путешествия, Орловская область

Previous post Next post
Up