Пузырчатые, словно миллионы лет назад раскаленная лава прошла через песок, и тот плавился, превращался под гнетом времени вот в такие огромные валуны.
1.
Многотонные глыбы беспорядочно разбросаны в неглубоком овраге между полей близ с.Верхососенье, что в Покровском районе Орловской области.
2.
3.
4.
Под камнями сотни, а может и тысячи лет назад нашел выход из земли прохладный ручей с вкусной водой, которую местные считают целебной и родник называют Святым источником.
Исток родника:
5.
В тени камней из-за высокой влажности растут редкие для степной зоны папоротники, мхи, хвощи, причудливые разноцветные лишайники.
6.
7.
8.
9.
Рассматривать узоры и сколы каменных "капель" и цветовых пятен лишайников можно очень долго, тут нет абсолютно повторяющихся участков.
Интересный камень с крупной шарообразной структурой внутри себя лежит у тропинки к поклонному кресту:
10.
Кое-где на самых крупных плитах попадаются вот такие, словно инструментом выдолбленные отверстия:
11.
Кто, когда, каким инструментом, зачем это сделал - остаётся загадкой.
Люди оставляют зачем-то в таких отверстиях монетки:
12.
13.
Попадается на глаза надпись: "Пасха 1960":
14.
Очень даже может быть,что камни носили в доправославные времена ритуальный характер. И здесь тысячу (да что тысячу - у вятичей и шестьсот!) лет назад устраивали языческие жертвоприношения, молили богов о защите от врагов, об урожае, удаче в делах. Очень показательный пример ритуального камня с выдолбленным когда-то сверху для оттока крови желобком:
15.
В некоторых отверстиях какие-то черви обустроили себе жильё:
16.
Камни эти считают целебными , каждому дается по вере его. Сюда приезжают как просто туристы - посмотреть на удивительные трованты, так и православные паломники - помолиться, испить целебной водицы, искупаться в купели. Считается, что надо по камням тем походить обязательно босиком, прикоснуться к камушкам. Вот под этими глыбами нужно пролезть в узкий лаз и загадать желание:
17.
Лаз под многотонными плитами постепенно к выходу сужается, пролезть там можно только нетучному человеку и исключительно на четвереньках, а кое-где и вовсе пластом, царапая спину о навесающую каменную плиту,пригнувшись к камням. Преодолеешь страх - желание непременно сбудется! Лаз этот пользуется популярностью у женщин, мечтающих забеременеть. Почему- не понятно. Ведь куда логичнее и образнее было бы прикоснуться, в подобном случае, к вот этому рыжеватому замшелому камню с просматриваемой фаллической симоликой:
18.
Показываю дальше овраг этот с источником под названием "Каменец".
Купель:
19.
Внутри на её стенах видны следы от сучков в виде "крыльев ангелов", смотрите сами:
20.
и вот:
22.
Не-не, я не впадаю в религиозный экстарзис и не перегрелась на открытом солнечном месте, но сравнение ведь явно просматривается, да?
Показываю далее как радетели обустраивают территорию. Сделали лестницу вниз, к камням в овраге, отсыпали этим летом щебенкой пыльную грунтовую дорогу от села до источника, ухаживают за цветниками, присматривают за часовенкой.
23
24.
Судя по той брошенной посреди дороги обуви, паломники ушли босиком оздоравливаться к камушкам.
25.
И напоследок.
Согласно легенде, когда-то был здесь монастырь, отразивший нашествие татарской орды и исчезнувший в ночном тумане под землю. Гул его колоколов, бивших из-под земли, якобы был несколько раз слышен в округе. По другой легенде, на этот источник приезжала последняя царская чета: то ли паломничая после царской свадьбы, то ли чуть позже - помолиться за здоровье наследника-цесаревича. В память о том посещении есть здесь "Царский" камень: выбита на нем надпись с изображением инициалов царя и царицы и царской короны: 1912, 14 июля, субота , М.С.М. и В.П.О. Надпись ту мы не нашли, но камень с иконой царей-великомученников лежит обособленно и подходить к нему, как следует из текста на прикрепленной плите, следует с молитвой, обязательно разувшись, преклонив колени - то бишь ползком наколенях.
*Лично у меня при взгляде на эту надпись вспоминается исторический факт: давка и смерть на Ходынском поле полуторатысячной толпы зевак, пришедших поглазеть на коронацию императора. А император (ай-яй! не по православному-то как вышло!) мило танцевал после коронации на великосветском балу - и что ему смерти тысячи зевак? Тем не менее, расстрел царских особ я не оправдываю.
26.
Для удобства на стене купели православным разместили памятку о том, где размещены различные иконы:
27.
Более подробно почитать об этом месте можно в книге Александра Полынкина "Святые места Верхососенья". На этом рассказ о еще одном туристическом объекте Орловской области заканчиваю:)