Земля и космос белорусского художника

Jun 09, 2014 10:26



Городольская пуща. 1926

Язеп Дроздович - белорусский художник, основоположник космической темы в белорусском изобразительном искусстве, скульптор, этнограф, фольклорист, археолог, писатель, поэт.
Родился в октябре 1888 года на Витебщине. Окончил Виленскую рисовальную школу профессора живописи И.Трутнева. Работал в белорусском литературном издательском отделе просвещения, оформлял первый в Советской Беларуси букварь, преподавал живопись в белорусских гимназиях.




Хутор на краю Голубицкой пущи

Собирал фольклор, изучал историю, археологию, этнографию Беларуси. Занимался графикой, скульптурой, живописью, литературой, вел дневники, писал стихи, прозу.



Город будущего

В начале века Я.Дроздович, как и многие виленские художники, увлекался стилем модерн.



Былое

Именно в Вильне (современном Вильнюсе) в 1930-е годы Язеп Дроздович создавал свои космические серии. Тщательно изучал астрономическую литературу в библиотеке Виленского университета и разрабатывал свои теории взаимодействия планет и проекты летающих космических ракет.



Над бездной

Свою теорию происхождения планет Солнечной системы «Нябесныя бегі» Дроздович издал в Вильне, а в конце 40-х написал еще одну, самую важную теоретическую работу «Теория движения в космологическом пространстве».
Теперь его имя есть в международном каталоге. А современники сравнивали Дроздовича с Леонардо да Винчи по универсальности его интересов и увлечений.



Сатурнианский пейзаж

Космическое творчество Дроздовича можно причислить к научному искусству.
Перечитав множество трудов по астрономии, он видел сны про иные миры. В его образах и затем на холстах возникали жители Сатурна неведомой расы, Марса, озера, здания, космические корабли, которые были очень похожи на те, что через 30 лет полетели в космос.



"Космополис. Порт небесного простора на кольце Сатурна"

Архитектура, природа, географические особенности на других планетах во многом напоминают земные пейзажи. Космос Дроздовича удивительно спокойный, уютный. Кажется, что художник просто увеличил родную Беларусь до размеров Солнечной системы.



"Встреча весны на Сатурне"

Дроздович-художник находится вне стилей и направлений. Это отметил во время посещения Белорусского национального художественного музея директор Лувра Анри Лауретт , надолго задержавшись у картин мастера. Самобытный белорусский художник, живший в первой половине ХХ века, искренне и увлеченно рисовал жизнь на Сатурне, на Марсе, Луне… Уже перейдя в другой зал, Луаретт попросил своего белорусского коллегу записать ему в блокнот имя живописца. « Меня всегда интересовали художники, которые находятся вне основных направлений в живописи», - пояснил он свой интерес.



"Вечер в марсианской пустыне (1932)"

Действительно, в этих , казалось бы, немудреных картинах оживает совершенно особый мир, в котором хочется побывать и в который хочется время от времени вернуться. Там можно побродить по ночной марсианской пустыне, потрепать по загривку странного венерианского квазикозленка на берегу теплого венерианского моря...



Город на Марсе (1932)

Сегодня для исследователей творчество художника - это уникальный пример научной фантастики, которая существовала в белорусском искусстве. Пример того, как творческая личность способна преображать полученные знания и создавать новые невиданные миры.



Марсианская школа под открытым небом (1932)

Дроздович внёс огромный вклад в строительство идеологии Мира Полудня, подхваченной потом такими авторами как Иван Ефремов, братья Стругацкие и многими другими, конструирующими идеальную реальность нового космического мира и Эры Света.



Искусственное море на Марсе (1932)

Для белорусского искусства имя Язепа Дроздовича уникально и символично, а его творчество
является достоянием мировой культуры и принадлежит вечности.



"Артополис" - панорама лунного города Искусства, который вырос среди деревьев. 1934-1935гг



В картине "Тривеж" воплощена мечта художника о городе спокойствия и тишины. Вильно, 1932-1933г



"На обратной стороне Луны" - лунный пейзаж, где между кратерами растут диковинные деревья



Аргентани



Жизнь на Венере



В Минске, перед мостом в Троицком предместье, если ехать по Богдановича в сторону Немиги, справа стоит памятник белорусскому художнику - фантасту. Бородатый странник с посохом и мольбертом через плечо идет себе и смотрит вперед. Скульптурная композиция носит название «Вечный странник» - именно таким запомнился человек, который пытался понять и изобразить внутренний космос жителей Беларуси в своих картинах.

Искусство, Беларусь, космос

Previous post Next post
Up