История камелей

Nov 22, 2011 16:08


Россия - родина верблюдов?

Кто первый увидал Верблюда,
Тот прочь бежал при виде чуда;
Второй осмелился приблизиться к нему,
А третий - и узду надел на дромадера.
Так, силою привычки и примера,
Становимся мы близки ко всему,
Что нам казалося пугающим и странным
С ним находясь в общенье постоянном.
          Лафонтен. Верблюд и плывущие Поленья (Пер. О.Чюминой)

Мы рассматриваем сейчас перевозку лошадей морем. По ходу рассказа возникают некоторые вопросы, которые представляют интерес сами по себе, вне связи с транспортировкой животных.



Фото tiexano (flickr)



Задачу погрузки лошадей на корабль проще всего решать, когда удается пришвартовать судно к пирсу или причалу и установить сходни или использовать корабельные или береговые грузовые тали. К активному строительству береговых причальных сооружений в Европе приступили лишь примерно с начала XII века. При этом в Северной Европе принимались в расчет приливо-отливные явления и наличие песчаных отмелей, погрузку вели в отлив, а выходили в море во время прилива. В Средиземноморье, где приливы и отливы мало заметны, выбирали для погрузки пляжи и мелководье. Пири-Реис, известный османский мореход, адмирал, картограф, описывая в своей книге «Китаб-и-бахрие» (1521) восточное побережье Средиземного моря, перечисляет множество мест, удобных для погрузки и разгрузки кораблей. Для крупных кораблей на якорных стоянках предусматривалось использование лихтеров, небольших мелкосидящих судов для перевалки грузов между кораблем и побережьем. В этом отношении интерес представляет миниатюра из венецианского манускрипта XIV века Chronologia Magna, хроника всемирной истории Paolino Minorita, или Paolino da Venezia (1270 - 1344). (Качество такое, какое есть. Лучшего не нашел.)



На миниатюре используются тали, основанные на специальной тросовой конструкции, раскрепленной к мачтам корабля. Правда, в этом случае груз тащили вплотную к борту, что для погрузки и выгрузки лошадей вряд ли приемлемо.
Имеется еще один способ решения этой проблемы: проводка крупных кораблей по мелководью с помощью специальных устройств. История этих устройств весьма интересна и поучительна, поэтому заслуживает подробного рассказа.
Недавно попался мне на глаза автореферат докторской диссертации весьма уважаемого специалиста по плавучим докам. Не буду называть его фамилию, чтобы не позорить по пустякам этого, возможно, неплохого человека и профессионала. В историческом введении в тему своей диссертации он написал:

Первый подъем корабля плавучим судоподъемным сооружением (СПС), в качестве которого был использован корпус трофейного корабля «Camel», был осуществлен в районе Кронштадта во время царствования Петра I. Вместо срезанной кормовой оконечности «Camel» и его снятых палуб был установлен водонепроницаемый затвор, что после ввода в него корабля и откачки воды из образовавшегося бассейна позволило осушить подводную часть корабля…
К сожалению, автор этого изобретения так и остался неизвестен, также как и не сохранились чертежи этого первого плавучего СПС. Однако по названию корабля, корпус которого был использован в качестве первого плавучего СПС, все сооружения подобного рода довольно значительный период времени, как в нашей стране, так и за границей, назывались «камелями», не зависимо от их конструктивных особенностей и назначения.

Не надо быть специалистом по судоподъемным устройствам, чтобы насторожиться при чтении этого текста. Во-первых, нигде не приводится дата первого использования камелей. Речь идет об использовании корпуса трофейного корабля «Camel» («Верблюд»). Но из документов достоверно известны названия всех иностранных судов, захваченных на Балтике русскими моряками. Первыми из них были «10-ти пуш. гальотъ Геданъ и 8-ми пуш. шнява Астрильдъ». Произошло это событие в мае 1703 году. Следующими были несколько мелких судов в 1704 году и «большой военный бот» «Эсперн» в 1706 году, «вооруженный четырьмя пушками». Для справки также отметим, что на Котлине наши военные моряки появились и заложили там крепость Кронштадт в 1703 году. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что до 1703 года находиться «в районе Кронштадта» было невозможно по определению, и по крайней мере до 1706 года ни о каком трофейном корабле «Camel» не может быть речи. Так что с выводом о том, что Россия - родина слонов «верблюдов» придется не спешить. А что же с термином «камели»? Он благополучно существовал в русском языке все это время. Фасмер пишет, что камель - "инструмент для поднятия судна с мели", упоминается впервые в "Письмах и бумагах Петра Великого." в 1701 г. Знаменитый этимолог имеет в виду, видимо, следующий отрывок из заметок Петра, сделанных в начале 1701 года:

Камели хотя бъ к осени отдѣлать и спустить для того, что мочъно іми отвѣдать ізъ болшихъ караблей натъ которымъ нибуть ізъ тех, коі нынѣ на воде.

Но Фасмер здесь не прав. Слово камели в русском языке использовалось и до этой даты. Вот как об этом пишет Елагин:

Мелководіе рѣкъ Воронежа и Дона заставило обратиться къ постройкѣ камелей для проводки судовъ. Въ августѣ 1698 года изъ володимірскаго суднаго приказа переданъ царскій указъ о постройкѣ 6 камелей, 4 лихтеровъ, (мастенлихтеровъ или подъемныхъ, какъ ихъ называли въ то время) и 2 брандеровъ.

О каких трофейных кораблях, якобы положивших начало термину камели тут может идти речь? Ясно, что появился этот термин совсем не тем путем, который нам предлагает уважаемый доктор технических наук. Термин камели произошел, конечно же, непосредственно из голландского kameel (некоторые считают, что через шведское kamel, и немецкое Kamel, но мне кажется, убедительных оснований для этого нет). Петр только что вернулся из Голландии, где он и столкнулся с «машинами», которые в это время появились в гавани Амстердама.

Вот художественное описание появления камелей в Голландии из книги Х.Ханке «Люди, корабли, океаны»:

Еще в пору коггов и каравелл суда достигли таких размеров, что их осадка перестала соответствовать глубине гаваней. По этой причине еще в 1529 г. город Гамбург распорядился не закладывать больше судов, размеры которых превышают возможности гамбургской акватории. Многие порты настолько обмелели тогда из-за песка, наносимого реками, что большие морские суда вынуждены были разгружаться на рейде. Это, естественно, удорожало фрахт (из-за необходимости перегрузки на лихтеры). В бременской гавани на якорь могли становиться суда водоизмещением не более 100 ластов,- весьма скромным для грузовых судов того времени.
Хитроумные голландцы со своими мелкими прибрежными водами обошли эту трудность, посадив большие «посудины» на так называемых «верблюдов». По обоим бортам судна прилаживались заполненные предварительно водой понтоны. Затем воду откачивали, и получившее дополнительную плавучесть судно уменьшало тем самым свою осадку. Таким образом оказалось возможным буксировать в мелководные гавани суда большого водоизмещения.
Изобретение камеля было продиктовано природными условиями большинства голландских верфей, которые располагались в устьях сравнительно мелких рек. В конце концов в процессе эволюции камели превратились в сухие доки. Для этого оказалось достаточным соединить между собой снизу оба понтона жесткой стапель-палубой.

На приведенной ниже гравюре изображена проводка линейного корабля на камелях (Scheepskameel).



А в начале поста показана и модель камелей в полуразобранном виде, находящаяся в Amsterdams Historisch Museum.
История донесла до нас имя изобретателя голландских камелей. Это Меувис Мейндерц Баккер (Meeuwis Meindertsz Bakker). Дату изобретения точно не определить - называют от 1688 до 1690 года. Точно известно, что на практике это изобретение применили в апреле 1690, когда на камелях впервые был проведен большой корабль Princes Maria.

Побудительным мотивом для этого изобретения стал растущий грузопоток через порт Амстердама в конце XVII века. Известно, что порт расположен в 15 милях от моря. До этого времени Амстердам справлялся с нагрузкой, так как тоннаж судов был невелик, что обеспечивало их свободный выход в Северное море. Но как только водоизмещение грузовых судов стало превышать 1000 тонн, знаменитая илистая отмель Пампус в устье реки Эй стала серьезным препятствием. Вот тогда и появились камели.

В течение последующих 135 лет на камелях проводили суда и корабли по внутреннему морю Зёйдерзее до выхода на чистую воду Северного моря. В 1824 году был прорыт Noordhollandsch Kanaal (Северный Голландский канал) длиной 78 км, а в 1876 году - Noordzee Kanaal (Североморский канал) длиной 27 км, которые решили проблему доступа глубокосидящих судов к причалам Амстердама.



Как устроены и как действуют камели? На модели видно, что формы внутренних частей каждой камели повторяют обводы корпуса корабля. Внешние части имеют прямоугольную форму. Длина их соответствует примерно длине корабля. Каждый понтон - камель - имеет отверстия, через которые может поступать забортная вода, когда закрывающие их клапаны или заглушки открыты. Когда понтоны помещают по обе стороны корабля, под его днищем проводят специальные тросы, глухо закрепленные на одной камели и заведенные на шпиль на другой. Открывают забортные отверстия и камели притапливаются как раз на такую глубину, чтобы их внутренние формы соответствовали форме корпуса корабля.



Подводка камелей под корабль. Балласт полностью заполнен. (Гравюра Gerard Groenewegen)



Линейный корабль «Голландия» с подведенными камелями. Проводится откачка балласта. (Гравюра van Dirk de Jong)

Двенадцать тросов с помощью шпилей плотно соединяют корпус и камели в одно целое. Заводятся и закрепляются специальные кронштейны - контрафорсы, чтобы обеспечить плотное соединение всей конструкции в верхней части. После этого наружные отверстия закрываются и с помощью двенадцати водяных помп, расположенных на каждой камели, вода из них откачивается. Вся конструкция всплывает, при этом осадка всего сооружения уменьшается на 5-6 футов (1,5-1,8 м) по сравнению с осадкой корабля без камелей. Учитывая, что глубина фарватера в районе Пампуса была 4,1 м, камели позволяли проводить корабли с осадкой до 5,6-5,9 м.

Ниже приведена схема последовательных этапов в подведении камелей.



Приведем также изображение одной отдельно взятой камели с гравюры ван Эйка из Nederlandsche Scheepsbouwkunst:



А как же «русский след», о котором говорит упомянутый выше автор диссертации? Он, несомненно, есть. Мы уже говорили о большом внимании Петра к использованию камелей в интересах Азовского флота. Использовались камели в этом регионе и позже. Вот Всеподданнѣйшiй докладъ графа Кушелева, 1801 года iюля 5:

Адмиралъ Фондезинъ 1-й доноситъ: 1) строемыя при херсонскомъ портѣ для проводки 110 пуш. корабля Егудiилъ камели, правая оныхъ половина 19 числа, а лѣвая 23 мииувшаго iюня спущены благополучно; по спускѣ на воду съ полозьями, по уравненiи всѣхъ частей, сѣла средняя глубина 2 фута 7 дюймъ, воды въ нихъ не нмѣется, при чемъ свидѣтельствуетъ объ отличномъ усердiи къ службѣ и дѣятельности главнаго начальника въ херсонскомъ поротѣ генералъ-маiора Сенявина и корабельнаго мастера Суровцева;…
          Материалы к истории русского флота, т. 17, с.35-36

Но особенно широкое применение они нашли на Балтике.

военные корабли по причинѣ мѣлкаго фарватера проводятся .. в Кронштат на особо готовимых для того судах, по морскому камелями или верблюдами зовомых.
          Российский магазин трудами Феодора Туманского. СПб., 1792, ч. I, с. 156

Приведу еще пару свидетельств о роли камелей в русском судостроении на Балтийском море.

Корабли строятся из казанского дуба, но они весьма недолговечны. Хотя кронштадтские каменные доки находятся в великолепном состоянии, все же военные суда продолжают строить в Петербурге и переправлять в Кронштадт на камелях через 9-футовый бар, из-за чего многие из них повреждаются…
Мы миновали громадные камели для транспортировки судов через бар… Камель напоминает гигантскую колыбель, которая открывается для приема судна, затем из нее выкачивается вода, камель со своим грузом медленно поднимается и скользит по воде.
         Джеймс Эдвард Александер “The Travels to the Seat of War in the East through Russia and the Crimea in 1829”, Лондон, 1830. (Перевод по журналу «Звезда» 2003, №5)

Адмиралтейство превосходно, однако построено в неудобном месте. Из-за мелей на верфях его сооружают лишь корпуса кораблей, которые затем с великими трудом и расходами заключают в камели и перетаскивают в Кронштадт.
         Б.В. Гринштейн «ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ»

Многочисленные рассказы о русских камелях и породили легенду о нашем приоритете в этом вопросе. Эти легенды нашли отражение в большинстве морских словарей прошлых лет. О камелях в русском флоте пишет Говард Паттерсон в своем «PATTERSON'S Illustrated Nautical Dictionary». Даже такой ревнитель британских приоритетов во всех областях морского дела как адмирал Уильям Генри Смит в своем словаре «The Sailor's Word-Book» пишет: «All large ships are built, at St. Petersburg, in a dockyard off the Granite Quay, where the water is shallow; therefore a number of camels or caissons are kept at Cronstadt, for the purpose of carrying them down the river.» Не удивительно, что уважаемый доктор, с цитирования которого мы начали этот пост, заключил из таких публикаций, что родина «верблюдов» - Россия.

Но надо быть справедливым в определении приоритета в изобретении камелей. Не Россия, и даже не Голландия их родина. Появились они в Венеции, и не в XVII, а в XIV веке. В работе знаменитого итальянского историографа Лудовико Антонио Муратори приводится цитата из миланского хрониста доминиканца Гальвано Фиамма (1283- 1344). Я приведу изображение этого отрывка из Dissert. 24 Муратори:



То, что средневековый автор использует термин camellis вместо более позднего итальянского cammelli сути дела не меняет.

Венеция использовала камели и в более поздние времена. Вот изображение венецианского корабля на камелях из Венецианского морского музея. Гравюра относится к 1600-1670 гг., т.е. сделана задолго до появления первых камелей в Голландии.



На сегодня, пожалуй, хватит.

Муратори, камели

Previous post Next post
Up