Особенности весел на галерах системы a scaloccio

Nov 03, 2010 23:54



После того, как слегка отвлеклись на некоторые эпизоды российской морской истории, не сильно отличающейся, как оказалось, от событий истории современной, вернемся к системам гребли и веслам галер.

Мы закончили рассказ описанием первых шагов в развитии системы гребли a scaloccio и особенностей строения весел античных кораблей. Продолжим теперь обе эти темы и поговорим подробнее о веслах, на каждом из которых работало несколько человек, т.е. о веслах системы  a scaloccio.




Весь комплект весел на галере на Средиземном море называли palamente. В упомянутых выше постах мы указали их размеры и вес. Приведем теперь сводную таблицу размеров для стандартной (Ordinaire) и флагманской (Patronne) галер:

Ordinaire

Patronne

Полная длина (м)

12.25

14.31

Вес (оценка)

130 кг

160 кг

Длина от конца лопасти до уключины (м)

8.49

10.06

Длина от уключины до рукоятки загребного (м)

3.76

4.25

Ширина лопасти в самом узком месте (см)

12

?

Ширина лопасти в самом широком месте (см)

17.9

19.6

Наибольший диаметр весла (см)

15.2

17.3

(Источник: Mauro Bondioli & al. “Oar Mechanics and Oar Power in Medieval and Later Galleys”,«The Age of Galley» (2000))

Вёсла, как уже было сказано, вырезали из бука, который заготавливали в лесах Дофине, Лиона, Лангедока, Лоррена и иногда в Пиренеях. Работы возглавлял королевский весельный мастер (rémolat réal). Весла как правило изготавливали прямо на месте лесоповала. Из одного ствола бука выходило, в зависимости от от его диаметра, от двух до четырех заготовок, которые весельные мастера называли estelle. Заготовки оставляли в лесу для просушки.

[Небольшое отступление. Собирая грибы в лесах на границе Швейцарии и Франции, я неоднократно наталкивался на аккуратные поленницы буковых заготовок, видимо для каких-то промышленных или ремесленных предприятий. Они лежали для сушки по году-два на одном месте, как правило поблизости от дорог, и чтобы их не растащили по периметру поленницы краской была проведена полоса: мол мы знаем, сколько здесь деревянных поленьев и если кто-нибудь утащит - это незамеченным не останется. Мне очень нужен был кусок буковой древесины для модели корабля, которую я собирал в то время. Липу удалось купить в магазине, а вот бука не было. Несколько раз останавливался у таких поленниц,  пока наконец соблазн не оказался выше моих сил: я взял одну небольшую чурку и положил ее в багажник. Привез домой, но получилось так, что текущие дела не оставили времени на модель и до своего отъезда я к буковому бревну так и не притронулся… Перед отъездом полено надо было выкинуть. Но не давала мне покоя эта полоса, которая была проведена по краю поленницы; часть этой линии осталась на бревне, которое я похитил. ОНИ знали, что кто-то украл одну чурку… Это мучило меня. И в один из дней я отвез сворованное бревно на место. Оно легло точно по линии. Облегчение, которое я почувствовал, не передать. Свою огромную радость по этому поводу, помню,  отметил бутылкой хорошего бордо.]

После просушки из заготовок делали весла. Часть ствола, которая была ближе к комлю, шла на изготовление более толстой и массивной секции весла (fiol) (на рисунке обозначена А), т.е. той части, которая была обращена к гребцам, а более тонкая часть была обращена к лопасти. В результате необходимо было получить примерное равенство веса внутренней части весла (fiol, длиной около 3 м) и наружной его части, почти в три раза более длинной, чтобы обеспечить балансировку весла относительно его точки опоры, уключины. Диаметр весла постепенно увеличивался от внешней его части к внутренней: он был равен 9,4 см в районе начала лопасти, 14, 8 см в районе крепления к уключине, и 15,2 см в районе той части весла, к которой крепилась рукоятка для загребного (maintenen) (обозначена буквой С). Несмотря на искусство весельных мастеров, добиться точной балансировки было практически невозможно, так как из соображений прочности и жесткости часть веретена весла рядом с лопастью не могла быть сделана очень тонкой. Поэтому окончательную балансировку получали, вкладывая в паз на рукоятке свинцовую пластину весом около 5 кг на  веслах стандартных галер и приблизительно 7 кг - флагманских. Затем весло окончательно шлифовали. Так как гребцы (кроме загребного) не могли охватить весло своими руками (длина окружности там составляла около полуметра) к веретену прикреплялась специальная рукоятка из бука (manille) с отверстиями (четыре на стандартных галерах и шесть на флагманских) для рук гребцов. (см. рисунок в начале поста).

Чтобы защитить от истирания ту часть весла, которая опиралась на планширь в районе уключины, на весло крепили нагелями специальные накладки - фиши (galavernes), которые изготавливали из каменного дуба. Эти фиши были около 1 м 90 см длины, 24 см ширины и 4,5 см толщины. Осью вращения весла служил штырь уключины (escaume), изготовленный из дуба, полная длина которого равнялась 73 см, но основная часть этого штыря вставлялась в доски борта. Расстояние между уключинами было очень важной конструкционной характеристикой галеры, оно менялось в процессе эволюции корабля, но постепенно остановилось на значении 1 м 25 см, которое являлось, очевидно, оптимальным. К уключине весло крепилось прочным тросом, на одном конце которого имелся коуш (кольцо), а другим концом, который назывался крысиный хвост, найтовили весло к уключине. Учитывая, что от тщательности подгонки каждого весла и гармонизации всего комплекта галерных весел зависело, насколько быстро будут уставать гребцы, в штат галеры включали весельного мастера, который решал эту задачу. На случай замены на борту имелось 12 запасных весел.

О других особенностях системы гребли a scaloccio поговорим в следующий раз.

весло, a scaloccio, гребля-системы, былое, весло-размеры, весла галер

Previous post Next post
Up