Поэты как расходный материал

Nov 20, 2024 11:27


Из статьи Арсения Анненкова ( современный критик, родом из Уфы )
" Поэты как расходный материал " .
Опубликовано " Поэтоград" номер 14 , 2012 год :

" Как это работает в динамике? Рождается очередной «стандартный» набор поэтов, но тут же «само собой» выяснятся, что целый ряд групп, которые они представляют, с точки зрения общественного развития пока неинтересны или, вообще, опасны. Эти поэты автоматически убираются (уничтожаются, консервируются, задвигаются). Завтра ситуация изменится, этих, кого только что «задвинули», надо «выдвигать»? Не беда - на подходе новая партия «типичных представителей», там такие есть. А если предыдущие «аналоги» им еще и наследство оставили - еще лучше, не с чистого листа начинать.

В итоге остаётся прерывистая, извилистая, как развитие общественного сознания, неоднородная по хронологии (то пусто, то густо) цепочка ярких поэтов, о которых мы все знаем. Но начни «копать», выяснять, с любовью познавать - глядь, вот ещё рядом огонёк затеплился, вот ещё один, да и преинтересный. Именно этим занимается Евгений Евтушенко в его «десяти веках русской поэзии». Эта работа по восстановлению общественной памяти и уникальна, и жизненно необходима. Спросите его - сколько поэтов в идеале должен знать «культурный россиянин»? Но если бы Евтушенко дали в распоряжение несколько исторических институтов, все архивы, машину времени, в конце концов, он бы и представил нам ту таблицу, о которой мы говорили выше - сотни (если не тысячи) имен и каждое объективно «не хуже», чем десяток-другой наиболее известных нам сегодня.

Таким образом, количество поэтов на разных ступенях исторического развития той же России только кажется неодинаковым. Потому что оно всегда примерно одно и то же, но во время рывка общественного сознания у большего числа появляется шанс, стимул прозвучать, они востребованы. Просто большему, чем обычно, количеству «текущих» если хотите, «делегатов», «дают добро».

А во времена замедления, застоя общественного развития (как сейчас, например) этот стандартный набор «спрятан». Но никуда не девается. Улица всё так же корчится, хотя она вовсе не «безъязыкая» - ей не о чем кричать и разговаривать.
Вообще, сделаем маленькое отступление. Бог (ноосфера…) говорит ведь с любым человеком - то шёпотом, то окриком. Поэты не исключение, просто их работа, извините, очень важна и сильнее контролируется. И на каждом шагу сигналы, спасу нет.

Один из самых простых примеров. Идут два поэта прощаться с Андреем Вознесенским в Центральный дом литератора. Имя первого здесь неинтересно, второй - Юрий Беликов, кто о нём не знает - почитайте ту же евтушенковскую антологию. Идут, значит, поэты, несут по две розочки. Но первый - он с Вознесенским при жизни знаком не был - просто кладёт цветы и всё. А Юра розы кладёт в крови - о шипы руку поранил. Специально?

Ни боже мой. Случайно? Для того, кому неизвестна роль Вознесенского в судьбе Беликова, может, и случайно. А для того, кто знает - простейший знак, сигнал. Причём, именно простейший - я намерено привёл пример наглядный до тошноты, на грани кича: розы, кровь, гроб, ЦДЛ… Но сколько их, сигналов и посложнее.

Читатель, даже если Вы не поэт, не лишайте свою библиотеку книги собственной судьбы. Занимательное чтение, интерактивное, как сегодня говорят: автору можно задать вопрос, можно совместно с ним написать следующую главу... Только с вопросами аккуратнее - вам и быть на них ответом.

Что мы, в итоге, имеем?

Итак, казалось бы, как говорил директор пионерлагеря в кинокомедии «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён», «картина складывается отрицательная». Есть нечто, оно периодически воспроизводит талантливых ребят, чтобы с такой же беспощадной регулярностью уничтожать тех, кто «лишний» и очень жёстко ограничивать остальных.

Но, во-первых, мы ведь говорим о механизме, вернее, только об одной из частей механизма общественного развития. А к механизму определения «добрый - злой» неприменимы. Во-вторых, этот же механизм поэтам многое и даёт, прежде всего - он же их и создаёт как творческих личностей.

И, в-третьих, эта точка зрения на поэта не просто как на расходный материал, а как на часть процесса, "

поэты, историзм, поэзия, критика

Previous post Next post
Up