Осень. Дождь. Балет «Rain» Anne Teresa de Keersmaeker . Paris, Palais Garnier.

Nov 14, 2014 18:55

  
 

«Дождь» начинался издалека. Сцена пока пуста, и нет ни одного музыканта в оркестровой яме. Да и само место расположения будущего не оркестра, но ансамбля из 18 музыкантов, приподнято до уровня обозрения собирающейся в зале публики. Здесь уже ждут  исполнителей четыре рояля, шесть ксилофонов, по паре струнных и духовых и четыре микрофона для голоса ( надеюсь, все правильно рассмотрела).
              Сама сцена, окруженная полукругом занавеси из тонких канатов- застывших дождевых струй- пуста и затемнена. Не слышного ни звука, не видно ни единой капли.
              «Дождь» срывается неожиданно, и десять человеческих тел начинают свое движение, подчиняясь ритмично-однообразной минималистской «Музыке для 18 музыкантов» Стива Райха, с партитурой, умещающейся на одном развороте нотной бумаги.          Перемещаясь вслед за музыкой, не симметрично и не синхронно, тела меняют направления и рисунок, перемежая свои движения стремительным бегом.
              Трое мужчин и семь женщин- не нужно искать пар и трио, лишь движения, обрывающиеся на полуслове, свободные, с улыбкой друг другу и в зрительный зал, как будто ожидая  нечто в ответ.
            Музыканты тоже вовлечены в это действо. Они меняют свое расположение перед инструментами: встают со своих мест, чтобы прямо перед сценой отбить на маракасах нужный ритм, или «отдохнуть», привалившись к  стенке барьера, или присоединиться к своему коллеге для игры на рояле «в четыре руки», хотя соседний инструмент свободен (напомню, что у ансамбля четыре  рояля).
            Вслед за музыкой перемещается свет, меняя свою окраску от бледно серого к бежево-розовому все ярче, ярче и … угасая в обратном порядке. Костюмы героев тоже меняются, внося в безостановочное действие яркие краски и … возвращаясь в прежний блеклый дождевой цвет.
            Движение, как часть общей картины, не то, чтобы ускоряется, а насыщается новыми связкам, часто мини акробатическими, такими ожидаемыми в спектакле, который трудно назвать балетом, как и выбиваемый музыкантами ритм - трудно назвать музыкой.
                В какой-то момент мне стало остро не хватать сюжета в этой беготне и подпрыгивании, размахивании и валянии на сцене, среди улыбок и нарочитой демонстрации доброжелательности друг к другу, даже когда герои грубо толкают и роняют своего партнера.
         А дальше, пробираясь уже через хаос головокружительных взаимоотношений  любовных пар и треугольников, я стала отключаться, пытаясь самостоятельно выкарабкаться из сомнамбулического состояния, в который вошла, стараясь следовать за навязчивым ритмом, но тут добавили свет и цвет…
            …и я с облегчением вздохнула, огляделась и принялась рассматривать костюмы танцоров, угадывая что в них изменилось, и кто остался в прежних нарядах.
             Но по- прежнему не хватало музыки, а вслед за ней-раскованности в движениях: ведь не зря же несколько повторяющихся маятником нот раскачивали публику, заставляя ее отключиться или отряхнуться нервно от навязчивых капель, кто на что повелся.
              Спектакль окончен. Зал разделился на бурно аплодирующих и хлопающих из уважения к танцорам, которые невероятным образом смогли запомнить и в течение более часа воспроизвести, не перепутав (хотя мы точно этого не знаем) не поддающиеся описанию движения.
              Рассказ получился сбивчивый, но решила оставить, как есть. Даже если исходить из названия и пытаться представлять в движениях танцоров причудливые танцы дождевых струй, или искать в самом себе образы, навеянные падающей водой, ничего не получается. Смею надеяться, что такого рода хореография все же не доступна солистам Гранд опера в полной мере.
             Диагноз:  не понравилось, но спасибо.

   

Спектакль "Дождь" был создан в 2001 году для Танцевального ансамбля Rosas и является частью балетного репертуара театра Парижской оперы с 2011 года. Критики называют этот спектакль одной из основных работ фламандского хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер. 

        


"Музыка для 18 музыкантов", Стива Райха. 
Анна Тереза де Кеерсмакер, хореография. 
Ян Версвейвельд, сценография и свет. Дриис ван Нотен, костюмы.



        Ансамбль "Ictus". 
Ансамбль "Synergy Vocals" 
Жорж-Эли Октор, дирижер.

07.11.2014. «Rain» d'Anne Teresa de Keersmaeker par le Ballet de l'Opéra de Paris, au Palais Garnier.
Valentine Colasante, Muriel Zusperreguy, Christelle Granier, Sae Eun Park, Léonore Baulac, Amélie Lamoureux, Camille de Bellefon, Vincent Chaillet, Nicolas Paul et Daniel Stokes.

Балет

Previous post Next post
Up