Вчера в Opera Bastille слушала «Травиату» Верди. Эта была первая моя настоящая Травиата, когда ты сидишь, вжавшись в спинку кресла, боясь пошевелиться, чтобы не пропустить ни единого пассажа, льющегося со сцены в замерший зал. Одна из лучших мировых исполнительниц партии Виолетты Диана Дамрау, казалось, не пела, она жила на сцене, и музыка струилась из нее, то переливаясь дрожанием влюбленной души, ласково и растерянно, то лилась бурным потоком оскорбленной страсти, то стонала обреченно слезами поруганной любви - лишь голос великолепной певицы, незабываемая музыка и вечная история жертвенной любви.
«Дафнис и Хлоя» - тоже в первую очередь музыка, навеянная Морису Равелю мечтами об Элладе. Диковинные картинки из жизни пастухов и пастушек под бдительным присмотром лукавых греческих богов- и оркестр переливается звонкими всполохами духовых, протяжным пением струнных, прозрачными колокольчиками и раскатами грома ударных инструментов, множеством лейтмотивов и хором, который у Равеля- не пение под музыку, а такой же участник действа, такой же инструмент, временами выходящий на первый план. Хор у Равеля-это души живущих и уже покинувших землю Эллады, или тень богов, проплывающих над землей, или свет солнца и дыхание ветра, или пение героев, взывающих к божествам, надеясь на их милость.
Сюжет романа Лонга в балетной постановке был сильно упрощен. Юные пастух и пастушка Дафнис и Хлоя и их первая любовь; Даркон, который любит Хлою, и Ликэнион, которая любит Дафниса. Даркон пытается отвоевать Хлою, вызывая Дафниса на состязание в танце, а Ликэнион пытается соблазнить Дафниса, воспользовавшись отсутствием Хлои.
Чтобы все было не слишком уж примитивно- появляются пираты, убивая всех вокруг и похищая Хлою, но в самый страшный для Хлои момент, боги помогают ей и пираты падают замертво, а она возвращается к любимому. Восход солнца с танцем в честь всемогущих богов в финале.
Равель написал музыку к балету в 1909 году по заказу Сергея Дягилева для его труппы, и балет был поставлен Михаилом Фокиным, а премьера состоялась в Парижском театре Шатле в 1912 году. Последняя редакция этого балета в Парижской опере была в 1959 году в оформлении декораций Марком Шагалом.
Для нового директора балета Бенжамена Мильпье "Дафнис и Хлоя" - это третья постановка для Парижской оперы, который был заказан ранее прежним директором Брижит Лефевр.
Место Шагала в новой постановке занял известный французский концептуальный художник Даниэль Дюрен, что сразу становится ясно по черно белым полоскам на занавеси, на который проецируется растущий круг, переходящий в квадрат, переворачивающийся в ромб и вытягивающийся в прямоугольник- это и есть увертюра спектакля.
Геометрические фигуры яркими разноцветными пятнами блуждают по сцене, поднимаясь вверх, спускаясь с колосников, выезжая из-за кулис по одиночке и поджидая друг друга. А на сцене разворачивается хореографическая история любви, наивной, почти детской, не переходящей в страсть- пасторальная картинка. Артисты одеты в легкие белые костюмы, не отвлекающие зрителя от их движений, полностью подчиняющихся музыке. Никакого намека на античность, практически отсутствие сюжета, лишь музыка и безупречно ложащиеся на нее движения.
Орели Дюпон и Эрве Моро на который ставился этот спектакль, поражают невероятной легкостью, воздушность, слаженность пары, когда не заметно, как она отталкивается от земли и как он подхватывает любимую, кружа или поднимая ввысь, плетя бесконечное кружево из мелких шагов, смены направлений, подкруток, арабесков, вращений. Танец Ликэнион другой- это страсть, и движения у нее нервно рваные, размашистые, оплетающие Дафниса стремительными турами, не дающие ему возможности вздохнуть, а лишь успевать подхватывать несущее на него тело.
Танцы пиратов и их главаря Бриаксиса напомнили мне хореографию Григоровича в балете «Спартак» с узнаваемым соло и групповым мужским танцем, да и весь балет в постановке Бенжамена Мильпье- это классический танец, с красотой поз и движений, возможно динамичнее и мягче привычных нам лучших образцов. Современный балет, со бесконечной свободой, упрощенным выражением чувств и эмоций, лишь иногда прорывался нечаянно за разрастающейся музыкой Равеля и шагающими декорациями Дюрэна.
Финальный танец- это гимн богам, любви, молодости, свету, подкрепленный нарастающим звучанием оркестра и хора, где артисты уже в ярких костюмах воздают хвалу жизни и любви.
Публика приняла постановку очень хорошо, но впечатление о ней быстро стерлись у меня из памяти, и там остались лишь великолепная музыка, исполненная великолепным оркестром и хором, и великолепные Орэли и Эврэ, совершенными движением своих тел рассказавшим историю безыскусной любви.