Официальные, публикуемые в федеральных многотиражках -
Показания водителя и мнение автоэксперта [Spoiler (click to open)] Сам водитель 58-летний Виктор Тихонов был задержан на месте и во время допроса рассказал, что «находясь на остановке, автобус внезапно начал самостоятельное движение. При этом, несмотря на его попытки остановить автобус, тормозная система не сработала, и он продолжил движение». Так его слова приводит пресс-служба Следственного комитета, сотрудники которого возбудили уголовное дело «по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 238 УК РФ и ст. 264 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств)». Наказание от 3 до 5 лет лишения свободы.
По данным следствия, одна из версий произошедшего - неисправность автобуса, вторая - водитель не справился с управлением
По другим данным, водитель Виктор Тихонов пытался освободить место для автобуса, который подъехал сзади, и снял машину с ручника.
Мы попросили независимого технического эксперта Юрия Антипова прокомментировать эти слова.
- Кто ему мешал снова поставить автобус на ручник, как сделал бы любой даже начинающий водитель? - говорит Антипов. - Может быть, он на какое-то мгновение отвлекся, и теперь боится признаться в этом. На видео видно, как автобус начал двигаться с некоторым минимальным ускорением по прямой, и водитель даже не пытался рулить. Все его действия, которые зафиксировала камера наружного наблюдения, говорят о том, что автобус в этот момент был неуправляем.
1. КАК АВТОБУС ЗАСКОЧИЛ НА БОРДЮР ВЫСОТОЙ 15 СМ?
- Судя по видео с камер наружного наблюдения, автобус остановился под углом, перегородив проезжую часть,- комментирует Антипов. - Затем он начал движение вперед по прямой, заехав на тротуар через бордюр. Для автобуса с его большими колесами это не проблема.
2. ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО МАШИНА КАК БУДТО СПЕЦИАЛЬНО ЗАЕХАЛА В ПЕРЕХОД?
- На видео, которое был снято с близкого расстояния видно, что автобус как ехал с прямо поставленными колесами по тротуару, так и начал заезжать между ограждениями перехода, - продолжает эксперт. - Въезжая под небольшим углом между ограждениями перехода, автобус так и не повернул колеса. Он ударяется в правое ограждение, из-за небольшого угла столкновения рикошетит от стенки правого ограждения и начинает скатываться вниз по ступенькам. После остановки (он ударился крышей о верхнюю балку перекрытия туннеля) колеса по-прежнему направлены прямо. Если бы водитель целенаправленно заезжал в переход, то он бы чуть вывернул руль влево.
3. БЫЛО ЛИ ТОРМОЖЕНИЕ?
Эксперт считает, что автобус на всем протяжении своего пути не тормозил. Нет тормозного пути от левых передних и задних колес ни на площадке перед переходом, ни на ступенях перехода.
- Мое экспертное наблюдение, основанное на видео, таково, - поясняет Юрий Антипов. - Перед ступеньками перехода до появления автобуса на асфальте видны пятна снега. После проезда автобуса эти мелкие пятна снега так и остались. Если бы хоть одно левое переднее или заднее колесо было заторможено, то эти пятнышки снега были бы стерты. Как тряпка стирает надпись мелом на школьной доске.
А еще до самого последнего момента работал двигатель автобуса.
- Когда автобус ныряет в переход, я смотрю на картинку за его выхлопной трубой. На картинке брюки пешехода, находящегося за автобусом, выглядят размыто как раз напротив выхода горячих газов из выхлопной трубы. Горячий воздух на просвет всегда искажает картинку. Например, если смотреть на просвет через костер.
4. ЧТО МОГ СДЕЛАТЬ ШОФЕР, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ТРАГЕДИИ?
- Во-первых, перед площадкой подземного перехода достаточно было повернуть влево руль буквально на несколько градусов. Тогда автобус не попал бы в створ между ограждениями перехода. А ударился бы передней частью в левое бетонное ограждение и остановился.
Во-вторых, если водитель снял с ручного тормоза автобус, чтобы отъехать, так мог и обратно им же и затормозить, если почувствовал, что автобус начал неуправляемо двигаться.
В-третьих, достаточно было просто выключить двигатель.
5. А ЧТО ЕСЛИ ПОД ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА ПОПАЛА БУТЫЛКА С ВОДОЙ?
- Это чушь, - уверен Антипов. - Все перечисленные меры можно предпринять, даже если весь пол в бутылках.
ОФИЦИАЛЬНО
В мэрии рассказали, сколько водителей автобусов ежедневно не выпускают на маршруты по медицинским показаниям
Вчера на месте ЧП побывал мэр Москвы Сергей Собянин. Он поручил транспортниками оперативно проверить техническое состояние всех частных и городских автобусов.
«В столице провели внеплановую проверку автопарков перевозчиков, которые официально обслуживают маршруты в Москве, - сообщили сегодня в мэрии Москвы. - На балансе предприятий свыше восьми тысяч автобусов. Их проверили к 05:00 26 декабря. Специалисты продиагностировали все системы и оборудование, от которых зависит безопасность перевозки пассажиров, - это, в частности, двигатели, трансмиссии, тормоза. Кроме того, проверили документы о плановом техническом обслуживании подвижного состава.
Один из наиболее важных моментов - медицинский осмотр водителей перед выходом на линию. Для этого Мосгортранс использует автоматизированную систему предрейсовых осмотров. Каждый день не допускают к работе в среднем 0,4 процента водителей от общего количества (примерно 40 человек). Но это не влияет на работу общественного транспорта».https://www.spb.kp.ru/daily/26774/3808518/
--- Полуофициальные -
Бутылка воды могла привести к аварии автобуса на Славянском бульваре в Москве [Spoiler (click to open)] Водитель рассказывает, что она укатилась под педали Допросы водителя продолжаются, открылись новые детали трагедии на Славянском бульваре, где упавший в переход автобус убил четырех человек. Как узнал NEWS-R, к трагедии могла привести бутылка воды. Она укатилась под педали и не дала водителю остановиться. Сыграл роль и тот факт, что водитель за рулем именно этой машины был впервые. - Управлению могла помешать и бутылка воды, которая, по его словам, упала и закатилась под педаль, - рассказывает из своего источника в правоохранительных органах ТАСС.
Но рассматривается и версия, что водитель просто перепутал педали и вместо тормоза нажал на газ. В пользу этого выступают слова одного из пассажиров, находившегося в салоне рухнувшего в переход автобуса. Он заявляет, что мотор взревел и машина тронулась. Не в пользу водителя в этой ситуации с такими показаниями выступает тот факт, что этим автобусом он управлял впервые, подменяя коллегу. http://mosday.ru/news/item.php?1284616
--- Такое уже было: коллеги водителя автобуса прокомментировали ДТП на Славянском бульваре Только тогда не было погибших [Spoiler (click to open)] Водители “Мосгортранса” после аварии автобуса на Славянском бульваре с четырьмя погибшими признались, что похожая потеря управления с этими автобусами неоднократно случалась. Но они отказались рассказывать, где и когда это было. Но до этого NEWS-R узнал о бутылке, которая укатилась под педали и не дала остановиться. Правда, официально эту информацию пока не комментируют. - Техническая неисправность автобуса могла стать причиной аварии на Славянском бульваре, - заявили коллеги 58-летнего водителя в разговоре с РЕН ТВ. http://mosday.ru/news/item.php?1284849
--- Водители назвали проблемы управления ...А некоторые водители и автоэксперты обнаружили в смертоносном автобусе «ЛИАЗ 5292.60» ряд серьезных дефектов. Машина, которая заявлялась как еще более крутая версия модели, используемой для перевозки гостей на Олимпиаде-2014 в Сочи, на поверку оказалась далека от идеала безопасности. [Spoiler (click to open)]
«ЛИАЗ 5292.60» - это укороченная версия модели 5292. Кстати, последняя вскоре после схода с конвейера была признана лучшим коммерческим автомобилем года. Изготовители заявляли умопомрачительный ресурс эксплуатации: миллион километров. А версия с индексом «60» должна была к тому же стать идеальной машиной для перевозки пассажиров в условиях мегаполиса плюс небольшие расстояния по Подмосковью - примерно 40-50 км от МКАД.
А вот отзывы водителей: «Чувствуется стук в рулевом механизме, было бы неплохо сделать острее рулевое управление».
«Стекла на противотуманках лопаются при попадании на них воды».
«Часто текут топливные баки».
Есть и куда более драматичные факты. Так, на форуме шоферов-профессионалов один из подмосковных пользователей в июле прошлого года написал: «Машина работает всего полтора месяца, и уже четыре «рванины» на ремне привода воздушного компрессора».
Читайте материал: СМИ: видеорегистратор автобуса-убийцы со "Славянского бульвара" оказался сломан
Как объясняют автоэксперты, такая поломка может стать фатальной для автобуса. Ведь его рабочая тормозная система пневматическая. Это значит, что компрессор тормозной системы накачивает воздух в специальные баллоны. При нажатии на педаль тормоза сжатый воздух из баллона поступает в тормозную систему. Благодаря этому автобус останавливается. Если же ремень порвется или из-за износа будет работать не как положено, основная тормозная система выйдет из строя.
Вместе с тем в инструкции по эксплуатации к автобусам модельного ряда 5292 указано, что тормозных систем в машинах целых четыре. То есть даже если сломается одна, у шофера есть возможность остановить многотонный агрегат иным способом и предотвратить трагедию. Так, кроме рабочей есть еще запасная, стояночная и вспомогательная. При этом на приборной панели слева от руля под рукой у водителя имеется аварийный выключатель ярко-красного цвета. Как сказано в технических документах, он служит для остановки двигателя, отключения всех цепей питания с одновременным включением аварийной сигнализации и отключением аккумулятора. http://www.mk.ru/incident/2017/12/26/avtobusubiyca-na-slavyanskom-bulvare-prichinoy-tragedii-mogla-stat-butylka-vody.html
--- Неофициальные: Медицинские -
Кровоизлияние в мозг [Spoiler (click to open)] 58-летний водитель находится в больнице имени Боткина. Следователи не могут допросить водителя автобуса, въехавшего в подземный переход на станции метро «Славянский бульвар», из-за того, что он находится в тяжелом состоянии в больнице.
- У него тяжелое состояние, произошло кровоизлияние в мозг, допрашивать нельзя. Он госпитализирован в нейрохирургическое отделение, - сообщил источник в медицинских кругах.
По его словам, 58-летний водитель находится в больнице имени Боткина, отмечает ТАСС. После аварии он рассказал, что он первый день работал на автобусе, попавшем в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). По его словам, он пытался перепарковаться, так как справа подъехал другой автобус. http://vm.ru/news/447180.html
Хамон Смердяков 26 декабря 2017, 13:38:27 Да вполне возможно, что у водителя ещё вчера инсульт начинался. Кровоизлияние в мозг. Там один из пассажиров, покупавший у водителя билет, заметил, что угрюмый и злой шофёр сидел. Может ему уже плохо было и мозги просто не соображали, без всякого злого умысла.
Sergey Istomin 26 декабря 2017, 13:56:11 Странно как-то. Водила выруливает вместо влево направо, въезжает на бордюр, на низкой передаче, под таким углом непросто, потом руль выравнивает и въезжает аккурат в стенку перехода, колеса прямо стоят, на видео видно, руль значит повернул, втыкается в стенку перехода и катится вниз, но тут машинально на автомате профессиональный водитель должен был повернуть чуть налево, чтобы избежать столкновения со стенкой. Но этого нет. Такое бывает с начинающими водителями, когда впадают в ступор и не понимают, что делать, но стаж 30 лет. Что-то с техникой маловероятно, скорее с мужиком что-то произошло. Может микроинсульт? Все-таки возраст. https://gala-gala15.livejournal.com/477555.html
--- Водительские-любительские -
Скорее всего уснул&умышленный наезд&устал от переработки трех смен подряд [Spoiler (click to open)]
Автобус протаранил группу людей на Славянском бульваре в Москве vor0bjevandr 2017-12-25 16:02:20 # Ответить -4 скорее всего сделал намерено, террорист херов
Kristaman 2017-12-25 16:02:20 # Ответить +1 По словам водителя автобуса, он перепутал газ с тормозом, что стало причиной аварии. с Ленты - источник Известия
Avenger75 2017-12-25 16:02:20 # Ответить +1 Имхо сказки.Да и если бы так,то "перепутать обратно" у него была куча времени. 4atlanin 2017-12-25 17:02:39 # Ответить 0 33 года минимум не путал, а тут попутал и так наглухо, там не 3 секунды прошло. И куда руль крутить тоже попутал Версия интересная
AlexZombie 2017-12-25 16:02:20 # Ответить +1 Уверен на 99% что это утка, причем желтушная по самое небалуйся. Не может водитель с 30-летним опытом перевозки пассажиров давить несколько секунд на газ вместо тормоза, как тупая блондинка с купленными вчера правами. Опытный водитель, даже если и перепутает педали, перекинет ногу за доли секунды.
Scythian11 2017-12-25 16:32:10 # Ответить +2 Я бы не был столь категоричен. Из собственного опыта, однажды въехал в зад припаркованной маши, когда пытался аккуратно запарковаться рядом с ней. Собственно в чем суть: две педали - газ и тормоз, когда мы слегка отпускаем педаль тормоза машина начинает медленно двигаться и совершать маневр, далее при попытке остановить автомобиль, вместо того, чтобы нажать ту же педаль, которую ты слега приспустил, автоматически, неосознанно (!) перекидываешь ногу и давишь на газ, думая, что это тормоз. Да, тогда у меня был не очень большой опыт вождения, тем не менее случай реален, и я довольно часто вижу в роликах на ютубе, как медленно двигающаяся машина, пытаясь запарковаться, внезапно разгоняется и влетает в какую-нибудь стену и забор. Другое дело, что для опытного водителя такая реакция нонсенс, но в любом случае, я бы не стал исключать подобное объяснение.
XuIIIHuK 2017-12-25 17:02:39 # Ответить +1 Это профессиональный водитель, а не новичок.
Алеандр 2017-12-25 17:02:39 # Ответить +2 Думаете, профессионалы никогда не ошибаются? Или по-вашему возраст в 60 - это так, мелочи? Не говорю, что так дело и было, но вы слишком уж уповаете на "профессионализм". Не говоря уж о возможной "профессиональной деформации".
XuIIIHuK 2017-12-25 17:02:39 # Ответить 0 Слишком много ошибок и неисправностей в один момент. Если перепутал педали - это одно, но это автобус, а не спорт кар, есть время отпустить педаль, а не то что на тормоз нажать. Въехать в переход - это второе. С возрастом уходит реакция, но возвращаемся к пункту 1 - это не спорт кар, а автобус.
Но я бы сделал заключение после проведения: 1) Состояние автобуса 2) Состояние водителя 3) Просмотра видео с регистратора
Fossa1234 2017-12-25 16:32:10 # Ответить 0 Согласен, а вырулить (даже если педали клинануло) от толпы людей в сторону может даже та самая тупая блондинка. Наезд это. Намеренный.
VolnaOleg 2017-12-25 16:32:10 # Ответить +6 По словам собеседника, водитель Виктор Тихонов был на смене третий день подряд.
«Вчера и позавчера работал на 477-м маршруте с 6:00 до 19:30. Сегодня выехал из парка в 13:30. До этого у него было два выходных дня. Предварительно, со слов начальника колонны, он уснул за рулём», - пояснил сотрудник предприятия.
Ранее сообщалось, что водитель был задержан.
Почему его не сменяли?
zoom70 2017-12-25 17:32:08 # Ответить +1 Это нихуя не норма. Двое суток по 13,5 часов за рулем автобуса.
3HATOK 2017-12-25 17:02:39 # Ответить +1 Явно было нарушение режима труда и отдыха, выразившееся в данный инцидент! "исполнение"трудового законодательство во всей красе! sad.gif
gelezo131 2017-12-25 17:02:39 # Ответить +5 как красиво по Москва 24 заткнули корреспондента, когда он начал говорить о том, что со слов коллег водитель отработал 3 смены подряд... https://hodor.lol/post/125621/
--- Свидетельские -
Случайно туда заехать нельзя: Очевидцы утверждают, что на Славянском бульваре случился теракт [Spoiler (click to open)] Очевидцы утверждают, что автобус специально заехал в пешеходный переход на Слявянском бульваре в Москве. Как поделилась с корреспондентом Царьграда местная жительница Анастасия, автобус намеренно летел в толпу.
"Туда нельзя заехать случайно", - отмечает Анастасия. По ее мнению, водитель мог направить транспорт в людей только намеренно. Другие же очевидцы предполагают, что у водителя могли быть какие-то проблемы со здоровьем... - Boris Borisчас ясен пень - теракт какие там тормоза он на газ начал давить(автобус то изначально СТОЯЛ а не ехал) и не в деревья направил а с вывертом руля - на людей это только женщины путают газ с тормозом.. когда то давно я пересел с ручника на автомат-так наоборот-нога непроизвольно попадала - на тормоз !
--- Ну и реакция добрых соседей, которых некоторые элитарии упорно величают "братским единым народом", но россияне, русские, отлично знают им цену, вот показательный диалог - [Spoiler (click to open)] nomer37 2017-12-25 15:50:02 # Ответить +10 Сейчас кастрюлеголовые-хохлы будут неделю праздновать faceoff.gif
SuperGSM 2017-12-25 23:32:16 # Ответить +3 Попробуйте сходить на цензон и харьковфорум. Можете заодно землячкам рассказать что они неадекваты. Могу даже ссылкой помочь -
при 86% захуйтинцев, по теории вероятности - ни одного нормального среди 5ых быть не могло.. https://hodor.lol/post/125621/
--- Итого: Вероятнее всего - а) физическая и психологическая усталость от переработки водителя, выходившего внепланово уже в третью смену, наложившаяся на возрастные изменения и, возможно, случившийся в момент стресса микроинсульт; б) конструктивные недостатки автобуса, о которых говорят многие технические эксперты, но водитель, впервые севший за руль данной модели, о них не знал и не сумел среагировать в ситуации стресса и усталости; в) роковая случайность в виде закатившейся бутылки с водой, не давшей затормозить, или нечто подобное. В общем, совпадение роковых случайностей (в) и закономерностей(а,б), некритичных каждая сама по себе, но "удачно" совпавших и приведших к трагическому исходу. Теракт маловероятен, хотя и не исключен, аргументы за него - в прошлом посте.
И хороший разбор в комментах - [Spoiler (click to open)] alescha_f 26 декабря 2017, 18:39:34 В переход он не вполз, а влетел. то есть, водитель давил на газ. Люди были захвачены врасплох - водитель не сигналил. При въезде вывернул руль налево, значит, водитель управлял, а не был без сознания. Въехал и затормозил - значит мог и раньше затормозить, но стал этого делать.
Если не теракт, то как это объяснить?
the_arioch 26 декабря 2017, 18:58:37 > При въезде вывернул руль налево
не вывернул - просто ударился о стенку и отскочил, как шарик бильярдный.
на видео в конце - фото автобуса снизу, слева на морду. правый угол смят, сама морда отвёрнута от стены.
делал бы он терракт - он бы наоборот по стенке всех бы размазывал.
> В переход он не вполз, а влетел. то есть, водитель давил на газ.
Не факт, что именно в эту секунду. Он же не в гору подымался. Там всего процесса - 10 секунд. Секунды 2-3 у остановки разгонялся, а потом уже летел по инерции, по прямой-то дороге без препятствий. В стенку впилился, начал на ступеньках прыгать, в потолок впилился - скорость и погасил.
alescha_f 26 декабря 2017, 19:04:05 Угол не смят, немного поврежден. Если бы не вывернул руль, то там на парапете и остался бы.
На видео видно, как он влетает, объясните, куда он летел, зачем разгонялся? Разгонялся зачем, на газ давил зачем?
В потолок он не впилился, в том-то и дело
the_arioch 26 декабря 2017, 18:42:36 > При этом можно предположить, что с большой долей вероятности водителем не была задействована ни одна из перечисленных тормозных систем автобуса,
Если двигатель молотит на полную мощность и на первой передаче (а больше автомат и не включит - они же на месте стояли) - то никакие тормоза автобус не удержат, они вообще не для того, чтобы с двигателем бодаться. При-держат немного, но не у-держат.
>Версия водителя > «Я подъехал на остановку «Славянский бульвар», это конечная остановка,
Конечная остановка без "отстойника"? такие бывают, например на Войковской, но они конечные чисто номинально, потому что надо же откуда-то "кольцо" маршрута отсчитывать. А по сути это обычная проходная остановка, не больше.
> на посадку я должен был ждать еще 15 минут.
1. "Ждать на посадку" - это что? 2. Конечная остановка, без отстойника - и "ждать 15 минут", занимая одним автобусом всю остановку? Где-то тут как-то что-то....
> Сзади подъехал другой автобус,
Ещё раз скажу, очень жаль, что видео так внезапно начинается, без малейшей предыстории. Какая-та газелька там стояла, судя по тому, что была во втором ряду (из-за неё проглядывает легковушка) - стояла, видимо, "на красный свет", временно. Может быть - она и подъехала. Может быть - она и была маршруткой. А может быть и нет, не видно на видео.
> я хотел подвинуться, чтобы уступить ему место.
Куда подвинуться? Там впереди ещё две маршрутки.
> Когда я снялся с ручника, автобус поехал.
А что, двигатель работал? он же там вроде должен был 15 минут стоять на месте, "ждать на посадку" ? Палил солярку понапрасну?
И ещё вопрос, он именно на ручнике стоял, или на первой передаче, "тормозил двигателем" ? Если он вместо тормоза первую передачу использовал, а потом без лишней мысли завёл двигатель - ну тогда да, машина поедет. Наверное ещё даже на стартере.
> Я делал все, чтобы остановить, но он не остановился.
"делал всё" - так не бывает. а что именно делал - не говорит. возможно и не помнит, если запаниковал.
Как минимум - ключи не выдернул из замка, двигатель не выключил.
> В автобусе коробка-автомат, поэтому ничего не смог сделать больше».
Перевожу: "ну не умею я на автоматах ездить, не мучьте вы меня этот шайтан-арбой!"
> Позже появилась информация со слов водителя, что перед трагедией у него под педаль закатилась пластиковая бутылка с водой.
....и вместо того, чтобы сначала её достать, он начал "подвинуться, чтобы уступить" с бутылкой ? зачем?
под педалью - не над педалью. Что именно он "вдавить в пол" не мог, тормоз, сцепление (и бывает ли такое на "автоматах" вообще?)? Если акселератор не мог нажать, то наоборот хорошо бы было.
или у него эта бутылка упала с подскоком и всем весом на "газ" надавила?
Ситуация какая-то бредовая. Из серии "раз в году и палка стреляет" плюс с чеховским ружьём.
alescha_f 26 декабря 2017, 19:08:41 Во время остановки и стоянки нога водителя всегда лежит на тормозе. Он стоял. Откуда там бутылка под педалью, если педаль нажата? "№Снял с ручника, она поехала" - да он на газ давил
И куда делась бутылка потом, когда он тормозил?
the_arioch 26 декабря 2017, 19:17:07 водитель лепит горбатого "я ничего не делал, оно само сломалось" так все говорят при разборе полётов. никогда никто ни в чём не виноват.
но это не значит, что он - террорист.
> Во время остановки и стоянки нога водителя всегда лежит на тормозе. Он стоял.
1) должна стоять. Но как было на самом деле - мы не знаем 2) со слов водителя - у него была стоянка 15 минут и он стоял на ручнике.
> И куда делась бутылка потом, когда он тормозил?
1) Он не тормозил. 2) бутылка, если такая была, во время слалома по лестнице летала по всей кабине. И разобраться откуда и куда она там скакала уже не получится, если только внутри кабины не было своей видеозаписи. Думаю, что про бутылку он просто ляпнул от балды, да ещё счверху журналисты додумали. Водитель ищеет возможность сказат ь"я ничего не далал, оно само сломалось". Тут и бутылка пригодится и часы с кукушкой, и все чт опод руку придет.
--- Из всего сказанного следует, что трагическое происшествие было, в каком-то смысле, предопределено - рано или поздно такого рода случайности, некритичные по отдельности, должны были совпасть в одной точке времени и пространства - и привести к катастрофе, уже вполне закономерно. Можно ли назвать ее терактом? В каком-то смысле, определенно.