Человек, спасший "Кузнецова" от смерти, уведший авиаполк в Россию, не изменивший присяге. 15 лет.
Oct 27, 2016 01:56
Когда всех собрали для принятия новой присяги, он вышел из строя и сказал: «Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают…» Преамбула в пару строк. Самое важное, что делает нас народом и страной - это ПАМЯТЬ о наших героях и преемственность. Знать и помнить о современниках - особенно важно, сохраняя понимание того, что имя есть не только у ошибок и преступлений, но и у подвигов и побед. Мы помним имена предателей и забываем имена героев порой... В 2016-м 15-я годовщина смерти военного летчика, имя которого должны знать все. ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх Сейчас вся страна, да что там, весь мир следит за рейдом "Адмирала Кузнецова" затаив дыхание, мы - с гордостью, они - со страхом. Разобрано по косточкам все - сколько ему лет, почему дымит, что за авиация придана, каким маршрутом следует, в какой порт заходит. Ну что еще нового можно сказать о корабле, к которому приковано всеобщее внимание и интерес, каждая деталь подробно описана? Хотя бы то, что Кузнецов был обречен на верную смерть. Два раза. Чужими и своими. Первый раз, символическую - стать предателем, кораблем ВМФ Украины. Второй раз, физическую - быть проданным на металл Россией. Все это в 90-е. Но - избежал той и другой позорной участи. Не сам, конечно. Его спасли люди. Вспомним хотя бы одного из них, спасшего Кузю от участи быть убитым своими же. Собственно, все началось с краткого коммента и недоуменного вопроса к прошлому посту - [Spoiler (click to open)]ak_ulych -Да... Тимур Автандилович, Царство ему небесное, сегодня бы порадовался... не зря жизнь положил на "Кузю" и 279й КИАП... -А кто это, Тимур Автандилович? -Тимур Апакидзе. Генерал -майор ВВС. Он фактически спас для России "Кузнецова" и палубную авиацию в 1992м. Если бы не его воля и характер - у России сейчас не было бы не авианосца, не палубных летчиков. Он был первым командиром палубного полка в России. В 2001м он погиб во время показательных полетов под Псковом. Отказ машины на посадке, не успел катапультироваться. -Именно. Там была такая история - хоть кино снимай. Будет круче любого Голливуда. Начать с того, что "Кузнецова" фактически УГНАЛИ из Крыма. В декабре 1991го его тайно увели из Севастополя на Северный флот, чтобы хохлы корабль не захватили, у них были такие поползновения.Тем более, что они уже успели захапать себе недостроенные "Варяг" и "Ульяновск". Тимур тогда служил на авиабазе Саки, в Крыму, 100й авиационный полк морской авиации, советские палубники. В 1992м году он отказался присягать Украине и увел 18 экипажей в Россию. Тогда в России не знали, что делать с "Кузнецовым" денег нет, все на продажу. Тимуру дали условие - если через три месяца он не посадит на палубу самолеты - полк расформируем, авианосец продадим на металл. Он подготовил людей за три месяца. Чего это всем им стоило - песня отдельная. Авианосец сохранили, полк тоже. В 1995м Тимуру дали Героя России. В 2000 он закончил Академию Генштаба и стал замом командующего всей морской авиацией. В 2001м погиб.. ******************************************
Стоило только копнуть и информация об этом человеке, поразительная и невероятная, полностью подтвердила скупые слова комментатора. Да, на плацу отказался принять присягу. Да, угнал 18 экипажей и самолетов, с полковым знаменем, из оккупированного Крыма. Да, под угрозой продажи авианосца на металл и роспуска палубной авиации освоил за нереальный срок посадки самолетов на палубу судна. Спася АК от уготованной и объявленной смерти тем самым. О нем можно написать несколько томов и говорить часами. Но это не формат блога, поэтому, вот только несколько красноречивых фактов, изложенных в разных источниках (советую пройтись и по пеовисточникам): Первый, из группы его имени в ВК - [Spoiler (click to open)] ...После распада СССР 100-й авиационный полк, которым командовал Т.А.Апакидзе, расквартированный в Крыму, отказался принимать украинскую присягу, а сам командир отклонил ещё и предложение возглавить ВВС Грузии, сказав:«Приятно мне ваше приглашение, я правда ношу грузинскую фамилию, отец мой - грузин, но я вырос в Ленинграде, мама у меня русская, и мысли мои, честно говоря, всегда были только о России ».... Он вместе с лётчиками полка и Боевым Знаменем улетел в Североморск.... https://vk.com/club6315582 Второй, из самой достоверной энциклопедии рунета -[Spoiler (click to open)] После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении «Адмирала Кузнецова» в составе Военно Морского Флота России. В связи с опасениями предъявления на него претензий с украинскойстороны, 1 декабря1991 года крейсер был экстренно и тайно выведен из Севастополя и переведён на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня из инженерно-технического состава Сотого полка. По воспоминаниям лётчиков, «у Апакидзе была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, целующегося в Ялте с Ельциным,он понял, что не стоит подставлять людей и становиться заложником продажных политиков».[1] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/155505 Третий, из воспоминаний товарища и сослуживца -[Spoiler (click to open)] На ТАКР "Адмирал Кузнецов" были прекрасные палубные летчики - профессионалы высшего класса, энтузиасты, влюбленные в профессию. Мы, летчики-испытатели ОКБ Сухого, шутя, называли их "Тимур и его команда". Представьте, более десяти из них из солнечного Крыма вместе с женами, детьми, мамами, тещами перелетели в Заполярье, в Североморск. Как же надо любить свое дело! ...В декабре 95-го года Тимур все-таки добился для "Адмирала Кузнецова" поход в Средиземное море на боевую службу. Вернулись оттуда в марте 96-го. За время похода летчики совершили 2500 палубных посадок. Сам Тимур садился до семи раз в день, он совсем не щадил себя, показывал пример другим. http://www.testpilot.ru/review/apakidze_1.htm ******************************************* Четвертый, из воспоминаний коллеги -[Spoiler (click to open)]
О боевой службе в 1995 - 1996 г.г. группы кораблей, во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», на котором командиром авиакрыла был генерал - майор Апакидзе нужно писать отдельную книгу, но, коротко говоря, она, по линии, не только авиации, планировалась и проводилась с таким многочисленными «натяжками», что, при, имевших место, ряде опаснейших ситуаций, только чудом закончилась без происшествий и гибели лётчиков.Поступивший, вскоре после БС, в Военную Академию Генерального Штаба, по его словам, питавшийся с семьёй только рыбными консервами, чтобы не голодать на нищенской зарплате слушателя, Герой России, Заслуженный военный лётчик, генерал - майор Апакидзе по ночам работал охранником в каком - то кооперативе, в помещении которого его запирали на ночь, а утром, получив, за прошедшую ночь, расчёт наличными, он ехал на занятия а Академию! (Сокерин Виктор Николаевич, Заслуженный военный лётчик РФ, генерал-лейтенант запаса) https://topwar.ru/10555-timur-apakidze.html Пятый, из интервью с другом, сразу после гибели -[Spoiler (click to open)] - ...В итоге его военные летчики стали одними из самых пpофессионально подготовленных в стpане. Только они могyт вести в воздyхе свободные гpyпповые бои - не обговаpивая заpанее свои маневpы. Им было дозволено без огpаничений летать на пpедельно малых высотах (обычно командование запpещает такие полеты, огpаничивает pиск) - пpи скоpости истpебителей тысяча километpов в час они снижались над землей до 200 метpов. Hy а тепеpь yж всех летчиков Севеpного военно-моpского флота России можно назвать yчениками Тимypа Апакидзе. - Тимyp пеpвым в 1989 годy в Саках посадил Су-33 на коpабль. Он пеpвым из военных сделал «кобpy Пyгачева». Он один из немногих, кто yмеет ее выполнять. Даже в Кyбинке известная гpyппа «Витязь» вpоде бы не делает «кобpy». http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=319
*******************************************
Все это к тому, что: не будь тогда, в 90-е и 00-е этих людей - не было бы сегодня эпического шествия Адмирала Кузнецова. И не только. Не было бы возвращения Крыма в Россию. Если бы советские российские летчики и моряки приняли присягу Украине и остались служить ей. А в 2014-м третий раз принимали бы присягу, ценой уже в грош. Если бы не совершил побег из оккупированного Крыма авианосец Адмирал Кузнецов. Если бы не улетели 18 самолетов с экипажами и знаменем в Россию, тайно, через Беларусь. Если бы за три месяца летчики морской авиации РФ не освоили то, на что у всех уходят годы. Если бы не служили потом так, как описано в воспоминаниях летчиков, приведенных в посте. Вот кто сделал армию и флот России такими, какими мы видим их сейчас, а не Сердюков и прочие. Вот резюме из краткого досье -
В 1991 году после распада СССР 100-й авиаполк, которым он командовал, отказался принимать украинскую присягу, а сам командир отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. «Присягают только один раз», - объяснил он, и вместе с летчиками полка и боевым знаменем самочинно улетел в Североморск. Там он был назначен командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а в 1994 году - командиром смешанной корабельной авиационной дивизии Северного флота. ***************************************** Здесь скромно умолчано о том, что - не просто освоил и подготовил в рекордные сроки, а спас от запланированного уничтожения, по принятой тогда схеме - все на продажу. Поэтому - и Герой России. В заключение - ak_ulych Вы поищите на ты-трубе документальный фильм "Форсаж". Посмотрите, оно того стоит. -А про "Кузнецова" и события 91-92 - посмотрите фильм все-таки. Там 45 минут всего и Тимур сам там о многом рассказывает, как раз и о том, что происходило в Саках.
И еще - Апакидзе Тимур (Документальные фильмы) И да. Я не думаю, что будет большим преувеличением сказать, что освобожденный Крым и возвращение России в качестве мировой державы - заслуга таких, как герой поста, в первую очередь.
P.S. Заложили основы сегодняшних успехов РФ своим героизмом, самоотверженностью и верностью долгу эти люди ровно тогда, когда "элиты" "в поте лица зарабатывали" свои первые миллионы.