Ликвидация ГУПов: "Это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста"?

Feb 28, 2019 19:59



Тотальная распродажа остатков госсобственности ликвидируемой "корпорации РФ" продолжается.
"Власти" явно перестали стесняться народа окончательно и пустились во все тяжкие - последние жалкие остатки госпредприятий, МУПы и ГУПы тоже должны пойти с молотка и перейти в загребущие чистые руки эффективных менеджеров и собственников, паразитов, которые, как внушают вдохновленные грядущей наживой дельцы и чиновники, "сделают нам красиво".

Почему мы не верим? Потому что опыты в этом направлении уже были. И с очень печальным результатом.
Из всем известных - когда школьное и детсадовское питание было отдано из государственного ведения, где имеется какой-никакой контроль и стандарты качества, коммерческим структурам, начались массовые отравления детей некачественной пищей, последний скандал, от компании кремлевского повара, был не где-нибудь, а в Москве, несколько месяцев назад.
А сколько их, оставшихся неизвестными широкой публике, которым не дали ходу, в глубинке?

Схожие истории происходили и с ЖКХ, когда, по приватизации, спазу же взлетали цены и тарифы, а обещанные ремонты и инновации оставались только в сладких грезах обманутых жильцов, что вполне предсказуемо - частным собственникам-временщикам, чья задача: срубить побольше бабла, вывести его в офшоры и не заморачиваться судьбами объектов и жителей на 5-10 лет вперед - нормальная для дикого капитализма, стремительно дрейфующего к феодализму.
Особенно - когда государства нет, то есть нет и контроля за аппетитами собственников и защиты интересов населения.

Все эти частные лавочк Управляющих компаний, УК, доведших жилищный фонд до плачевного состояния и озабоченных только и исключительно повышением прибыли хозяев - яркий пример подобного рода управленческих решений в духе "приватизация прибыли и национализация убытков". Регулярные взрывы, прорывы и обрушения в жилищном фонде - явления из этой же серии.
Нынче эту схему собираются довести до логического конца, благо конец "операции ликвидация" - не за горами.
Вот что думают по этому поводу эксперты...

"Частники приберут к рукам имущество, а тарифы повысятся". "Реформа МУПов" дошла до второго чтения
"Это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста" 28.02.19

К 2023 г. в России должны быть ликвидированы ГУПы и МУПы. Идею таким способом поддержать конкуренцию на региональных рынках выдвинула Федеральная антимонопольная служба, депутаты Госдумы в декабре поддержали проект закона в первом чтении. Широкая дискуссия, связанная, в первую очередь, с социальными рисками для населения, стала поводом для общественных слушаний проекта.
Авторы выводят из-под действия закона предприятия сфер естественных монополий и организации, созданные для обеспечения обороны и безопасности. Ко второму чтению список исключений дополнится регионами Крайнего Севера и территориями, в которых конкуренции нет в принципе - сельские местности, где всю работу выполняют МУПы.
Однако эксперты считают, что в результате "реформы" население может столкнуться с ростом тарифов, а муниципалитеты рискуют лишиться своего имущества.
[Spoiler (click to open)]

"Прибыли приватизируют, убытки национализируют". Кабмин снова проталкивает акционирование "Почты...
Указание президента России об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках Федеральная антимонопольная служба трансформировала в полный запрет на создание новых ГУПов и МУПов и ликвидацию существующих. Инициатива вызвала немало замечаний: Совфед указывал, что закон препятствует исполнению регионами и муниципалитетами своих социальных обязательств; регионы были обеспокоены ликвидацией предприятий в таких сферах, как эксплуатация аэродромов, горноспасательное обслуживание предприятий добывающих отраслей и подземного строительства, производство и реализация лекарств и медизделий, доставка продуктов питания в труднодоступные местности.

На прошедших на днях слушаниях в Общественной палате РФ глава комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов еще раз обратил внимание на то, что МУПы выполняют значительный объем работ по жизнеобеспечению, и необходимо просчитать все риски при реорганизации МУПов в другие формы.

В России порядка 18 тыс. МУПов и ГУПов, 15 тыс. из которых - муниципальные, рассказал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. При этом еще в 2013 г., когда впервые была поставлена задача по сокращению количества таких предприятий, в России их насчитывалось 13 тыс. Тенденция увеличения госсектора негативно влияет на конкуренцию, однозначно заявляют антимонопольщики, - МУПы мешают работать "частникам".

"От предприятий запланировано поступление в бюджет 865 млн руб., но только одно предприятие в год получает субсидии на 100-200 млн руб. МУПы планово убыточны, сама экономика подстегивает их показывать убыток, а не прибыль, потому что при отрицательной рентабельности они получают субсидии", - сказал Пузыревский, иллюстрируя неэффективность унитарных предприятий. Другой аргумент ФАС в пользу проекта - закрытая отчетность МУПов: отследить, куда уходят деньги, не может никто, кроме собственника.

На данном этапе антимонопольщики предлагают выключить из проекта территории, в которых конкурентной среды нет, например, в большинстве сел жизнь завязана на одной единственной муниципальной аптеке и магазине. Вторая поправка касается регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые тоже могут не менять форму МУПов. Участники обсуждения отметили тонкий момент, связанный с объединением территорий в городские округа, который идет в ряде регионов. После ликвидации сельских администраций произойдет слияние МУПов, но закон, если он будет принят, помешает этому процессу.

МУП, муниципальное предприятие, Гастроном(2019)|Фото: laravita.ru

"Переходный период продлится до 2023 г. Если МУП не будет ликвидирован, ФАС выдает предупреждение и устанавливает срок для принятия решения о реорганизации. Для этого нужно до полугода, чтобы акционировать - год. Через год антимонопольщики могут возбудить дело, затем обратиться в суд. Суд будет смотреть, что произойдет после ликвидации МУПа с точки зрения социально-экономических условий, суд может согласиться с требованием ФАС или нет", - описал механизм работы закона Пузыревский.

Участники признали, что МУПы планово убыточны, но проблему неэффективной с финансовой точки зрения работы предприятий реорганизация не решит. В акционерные общества перейдут долги МУПов, которые оцениваются Минстроем в 1,5 трлн руб., из-за чего возникает риск отчуждения акций в счет оплаты долгов, отметил гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

"Что на что мы меняем? Сегодня глава района назначает своего племянника главой ГУПа, завтра он назначит его же руководителем акционерного общества. Чем одно лучше другого? Сейчас МУП хотя бы продать нельзя, а что будет, когда можно будет в счет убытков отдавать акции? Где окажется все это при отсутствии конкуренции? Сейчас долги принадлежат бюджету, а доходы - тем, кто управляет предприятиями, но эта проблема только усугубится", - отметил Журавлев.

По его словам, основные проблемы в реализации закона сосредоточены на муниципальном уровне: на муниципалитетах лежит вся социальная нагрузка, но они испытывают проблемы с финансированием расходов. "Они пойдут самым простым путем - путем передачи собственности в руки тем, кому она нужна. Не получится ли такого, что на законных основаниях у муниципалитетов ничего не останется?" - задал вопрос Журавлев.

Представитель ФАС заметил, что муниципалитеты и сейчас отдают имущество МУПов коммерсантам. "Вчера рассматривали жалобу из Прокофьевска Кемеровской области. Все хорошие котельные передали "частнику", все плохие - муниципалитеты. Кто принимал решение? Частный собственник? Нет, муниципалитет", - сказал Пузыревский.

Деятельность любого органа власти связана с исполнением публичных функций, определенные виды услуг должны быть предоставлены, отметила профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина Екатерина Шугрина.

"Если мы ставим вопрос об исчезновении МУПов, то какие даем гарантии, что их функции будут исполняться на этой территории? У органов местного самоуправления есть влияние на МУПы, но какие рычаги влияния будут после? Важно посмотреть вопрос, связанный с исполнением социальной функции, здесь и вывоз мусора, и уборка территорий, и транспорт", - сказал она. При этом эксперт усомнилась, что суды смогут разобраться, действительно ли МУП нужен на конкретной территории. Как показывает практика, зачастую суды не учитывают специфику местного самоуправления.

Общественная палата решила направить замечания экспертов авторам проекта для рассмотрения при подготовке документа ко второму чтению. Между тем одна из основных претензий депутатов, озвученная во время первого чтения, не снята. С муниципальными предприятиями этот закон сыграет другую злую шутку - это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста, говорил депутат Госдумы Николай Арефьев:

"Дело в том, что сейчас муниципалитеты владеют водоканалами, так называемыми "коммунэнерго", то есть предприятиями, которые поставляют жизненно необходимые воду, газ, электроэнергию, занимаются водоотведением, и всё это хочет хапнуть частный сектор. В Астрахани несколько лет назад "ЛУКОЙЛ" захотел взять в концессию тепловые сети.

Народу объяснили, мол, это богатая организация, она сейчас починит все сети, поставит новые котлы в котельной - и заживём великолепно! Что сделал "ЛУКОЙЛ"?
Как только подписали договор, в два раза вздрючил цены на всё - и потом целый год судились, чтобы отсудить задолженность, которая образовалась у людей, из-за того что им повысили плату без участия энергетической комиссии. Кому на конкурентном рынке мешают муниципальные котельные, водоканалы?

Да просто хотят приобрести, сделать эти предприятия частными, отпустить все тарифы, установить свободное ценообразование в сфере коммунальных услуг. Но вы меня извините, народ не сможет платить по повышенным тарифам, а это значит, что закроются котельные, не будут работать водопроводы.
У нас уже сейчас в сельской местности половина водопроводов не работает, потому что нет денег на то, чтобы содержать эти водопроводы, и этим пока занимаются муниципальные предприятия, а когда они станут частными, всё это закроется полностью, совсем".

С приходом коммерческих компаний в сферу предоставления питания в школах и больницах стоимость услуги повысилась, приводит пример депутат Госдумы Алексей Куринный.

https://www.nakanune.ru/articles/114936/

---
Ну и заключение:
"Частник закладывает определенную норму прибыли и услуги дорожают. На примере питания - когда это выполнялось собственными силами, МУПами, ГУМами, услуга была дешевле, что еще важно - был контроль качества.
Когда сфера перешла к коммерческим компаниям, контроль качества снизился, о контроле за формированием стоимости, нормой прибыли вообще речи нет. Сейчас ГУПы и МУПы - это еще и страховочный механизм для оценки реальной стоимости той или иной услуги"

А вот начало истории, декабрь прошлого года, обратите внимание на знакомые фамилии, вся шатия-братия, особо усердно трудящаяся на ниве унасекомливания страны и народа -

Атака на ГУПы: попытка номер раз, "антиконституционная" 14.12.19

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, согласно которому вводится прямой запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных (ГУП и МУП) предприятий. Более того, разработчик и инициатор законопроекта - Федеральная антимонопольная служба - предлагала вообще запустить процесс ликвидации уже созданных и работающих под крылом государства (в том числе часто - под присмотром региональных властей) таких предприятий, согласно мнению антимонопольщиков к 2021 году, их количество должно быть сведено до минимума.
[Spoiler (click to open)]Почему первая попытка отказаться от предприятий с государственной и муниципальной собственностью потерпела фиаско - в материале Накануне.RU.

Законопроект № 554026-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты…", прошедший, напомним, первое чтение в нижней палате, имел все шансы стать "революционным". Но, видимо, не станет, потому что как сразу же заявила 12 декабря на семинаре совета законодателей спикер верхней палаты (Совета Федерации) Валентина Матвиенко, одобренный в таком виде законопроект - антиконституционен. И, соответственно, сенаторы намерены его отклонить. Кстати, оставшиеся после реформы ГУПы и МУПы, связанные, например, с сферой безопасности и обороны, должны были обрести статус неких "особых агентов".

При этом спикер Госдумы Вячеслав Володин на удивление быстро "взял под козырек" и уже отметился заявлением, что, мол, выступление Матвиенко "ко многому обязывает Госдуму". Позицию спикера Совета Федерации присутствовавшие в зале сенаторы встретили аплодисментами.

Почему столь кардинально разошлись позиции ФАС в лице бессменного многолетнего руководителя службы Игоря Артемьева (который по взглядам безусловный "рыночник") и Валентины Матвиенко из СФ РФ?

Для понимания необходимо заглянуть в предлагавшиеся нормы закона и пояснительную записку. Из них следует, что на конец прошлого, 2017 года в России работало (зарегистрировано) свыше 18,5 тыс. различных компаний, имеющих форму и собственность государственных либо муниципальных предприятий. Не секрет, что подавляющая их часть из года в год, и даже десятилетиями, показывает чудовищно низкую эффективность по распоряжению и управлению имуществом. Любой журналист, работающий в органах региональной законодательной власти, без труда вспомнит отчеты контрольных органов, согласно которым, ежегодно ГУПы и МУПы ладно если выходят в "ноль". Чаще они генерируют прямые убытки для бюджета в обозначенных сферах деятельности, при том, что, повторимся, под управлением этих предприятий находится имущества на миллионы, иногда - на миллиарды рублей.

Как правило, руководители и высший персонал ГУПов и МУПов передвигаются при этом на дорогих иномарках, имеют хороший зарплатный и социальный пакет, часто возникают претензии к раздутым штатам. Нарисованная картина характерна для всех без исключения 85 регионов, а любовь к закупкам представительских машин, дорогущей мебели или еще чего-нибудь красивого, но не очень нужного, за бюджетный счет давно стала притчей во языцех.

Именно на нерыночном характере деятельности ГУПов и МУПов во всех последних публичных выступлениях настаивал и настаивает Артемьев. Более того, по мнению ФАС, проблема даже не в самом порочном характере экономической деятельности таких предприятий с неконтролируемыми тратами и бессмысленным содержанием фактически чиновников, не отвечающих ни за что, дело в том, что ГУПы и МУПы "отключают" и тормозят развитие бизнеса на местах. Контракты и конкурсы зачастую выигрываются такими предприятиями, отсекая представителей бизнеса - "чужаков", ну, и про эффективность работы было сказано выше.

При этом ФАС прямо говорит в пояснительных документах - унитарные предприятия работают на большинстве весьма и весьма конкурентных рынков, связанных с теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением, транспортной и энергоинфраструктурой, дорожным хозяйством, госзакупками тех же лекарств.

Фактически это целая экономика, функционирующая по другим, собственным правилам (зачастую неписанным), со своим сложившимся деловым оборотом, практикой и характером. Но также ни для кого не секрет, что многие частные игроки хотели бы "прибрать к рукам" эти рынки, через различные концессионные схемы или путем прямой приватизации. Надо ли говорить, что в современных российских реалиях для населения это едва ли приведет к чему-то, кроме повышения тарифов, стоимости услуг.
Например, в городах именно МУПы нередко курируют такой вопрос, как обращение с мусором, а эта отрасль должна подвергнуться масштабной реформе уже с 1 января.

И именно сейчас ФАС и часть депутатов Госдумы вознамерилась ликвидировать эту "раковую опухоль на теле экономики", однако, как видим, у ГУПов и МУПов нашлись сильные покровители. Кстати, судя по мнению наших экспертов, в вопросе ликвидации унитарных предприятий точно не стоит спешить, и вот почему.

"Все претензии к работе ГУПов и МУПов давно известны и оправданы, это так, - считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - Дело в том, что ГУП и МУП как особая форма собственности и нужны, и не нужны. Я скажу, что вообще не стоило устраивать дебаты по поводу ликвидации таких предприятий в отдельные акционерные общества. Какой смысл? Ну был вчера ГУП, стало АО, от этого повысится качество управления, отдача при работе? Да нет. Зато, пошучу, бухгалтеров или руководителей нужно переучивать, а это, опять же, освоение бюджета".

Эксперт добавляет, что переформатирование или "бумажная" смена формы собственности не решает проблему "родовых" травм подобного рода предприятий в постсоветской России - низкую эффективность и коррупцию.

"Как ни назовите корабль, без парусов он не поплывет. Но вообще-то есть отдельные сферы, где должны работать только ГУПы и МУпы, повторюсь, другое дело, как они работают в этих сферах? Это вопрос отдельный и большой", - говорит Кричевский.

С идеей обязательного присутствия на рынке и работы ГУПов и МУПов солидарен и член Совета Федерации, председатель комиссии по выработке экономической стратегии Сергей Калашников. Как уточнил сенатор, имеются отдельные сферы деятельности, в которых присутствие унитарных предприятий либо государственной, либо муниципальной собственности необходимо.

"У бизнеса, как мы знаем, одна задача и цель - извлечение прибыли. Соответственно, отдает муниципалитет уборку улиц или дорог бизнесу, дальше что можно ожидать? Правильно, роста тарифов и цен. Повлиять на такие процессы государство или власть напрямую не может, а в случае с ГУПами или МУПами - может и влияет! Конечно, я согласен - есть много вопросов и претензий к работе таких предприятий, они были и есть. Но полная ликвидация - недопустима, по крайней мере, пока", - комментирует для Накануне.RU Калашников позицию сенаторов.

Он также вполне справедливо замечает, что приход бизнеса в ту или иную сферу автоматически не означает повышения эффективности, роста конкуренции и тем более снижения цен. С чем, разумеется, спорить тоже сложно - примеров и в этом плане хоть отбавляй.

"Сейчас претензии в отношении ГУПов и МУПов чаще высказываются в плане соблюдения норм 44-го ФЗ о конкурсах, и там действительно присутствуют проблемы, что говорить. Ну тут как в анекдоте - либо этих отмыть, либо новых нарожать. Считаю, что нам не стоит торопиться в этом отношении, стоит навести порядок в работе государственных и муниципальных предприятий", - заявляет сенатор.

Остается добавить, что вокруг всей этой ситуации сегодня даже в регионах (где сосредоточено и работает большинство ГУПов и МУПов) нет согласия и единства. Скажем, врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов на указанном мероприятии в Совете Федерации прямо заявлял об избыточном количестве городских ГУП и МУП, а его коллеги в других регионах, наоборот, продолжают плодить такие предприятия или, как минимум, стараются не отказываться от имеющихся в пользу упомянутой возможности влияния на формирование тарифов.

Очевидно, что Артемьеву и его ФАС придется еще какое-то время терпеть казенных монополистов на рынке, раз уж в Совете Федерации заявляют о нарушении Конституции.

https://www.nakanune.ru/articles/114696/

---
Закономерный финал тотальной распродажи с горизонтом планирования будущего объектов территории - лет 6, не более, и это в лучшем случае, без форс-мажоров, которые вполне вероятны, чтобы не сказать больше.
В противном - апокалипсис сегодня" начнется значительно раньше и жертвами его станут отнюдь не приватизаторы, они к тому времени, сняв сливки и пенки с проекта, будут уже греть кости в заранее обустроенных замках у теплых морей.

А почему хуже пенсионной реформы? А вы не поняли? Рухнувшая крыша, или выселение из дома за невозможность уплаты грабительских новых тарифов от частника - это быстрая смерть, а не растянутая на годы, как в случае с пенсионкой.
Впрочем, видимо, большинство уже и не дорожит "такой жизнью", раз никак не реагирует на новый грабеж, окончательный.
Одно непонятно - детей не жалко тоже? Или население РФ уже  плюнуло уж и на детей, вслед за собой?

Кстати, кто пропустил, процесс значительно более глобальный, нежели просто приватизация неких МУПов и ГУПов, идет процесс окончательной передачи собственности РФ во владение ТНК все в тех же рамках расформирования "молодого государства Российская Федерация", как некогда элегантно выразился г-н вечный премьер и временами президент сей компании...

днище, приватизация

Previous post Next post
Up