История "Гайдаровки". 60-е годы.

Apr 29, 2014 18:37

В марте 2014 года нашей библиотеке исполнилось 80 лет. Этой дате посвящен цикл встреч Семейного клуба выходного дня, на которых мы рассказываем  об истории «Гайдаровки». Прошедшая в воскресенье встреча была посвящена 60-м годам.

На начало десятилетия в библиотеке уже 135 тысяч книг, 44 тысячи читателей. Сравните эти цифры с тем, что было в начале! В библиотеке страшная теснота, и нормально работать она не может уже давно. Но работает!
Новое помещение библиотека получила только в 1964 году - к 30-летию библиотеки. За эти 30 лет в библиотеке побывало 7 267 723 человека, которые прочитали 11 503 200 книг!
На новом месте библиотека открылась 15 мая 1964. Здание на Ростовской набережной изначально не было предназначено под библиотеку, поэтому сотрудникам пришлось немало потрудиться, чтобы приспособить его для работы с детьми и книгами. Главными принципами устройства помещения были
функциональность и удобство для читателей.
Ну, а что же читали дети 60-х? Какие темы предлагала им библиотека?
На мой взгляд, больше, чем в предыдущие десятилетия, библиотека ведет работу с книгами о Ленине. "Наша задача - добиться, чтобы каждый читатель прочитал не менее 2-х книг о Ленине".

Вообще идеологическая составляющая набирает обороты. Выставки, посвященные съездам партии, жизни коммунистических вождей и т.д. Все это было и раньше, но не в таком объеме.
Очень важная тема - пионеры, их жизнь и дела. В отчетах я не раз встречала упоминание о пионерской двухлетке. Наверное, сегодня мало кто знает,  что это такое ))
Краткая историческая справка: в 1960 г. Центральный совет Всесоюзной пионерской организации принял решение о проведении трудовой   пионерской   двухлетки  - "Пионеры - Родине", посвящённой 40-летию пионерии. За 2 года пионеры собрали 1 млн. тонн металлолома, озеленили сотни километров шоссе. В пионерской организации возникли сводные отряды и дружины, объединяющие в дни летних каникул пионеров разных возрастов, отряды по интересам - юные друзья пограничников, пожарников, милиции и др. Во многих школах были открыты ленинские музеи и залы, комнаты боевой славы, памятники юным героям.

Библиотека собирает и доносит до ребят информацию из периодической печати, подбирает книги, организует книжные выставки: "Каждому пионеру дело по душе", "В учении и труде мужает юность", "Пионеры - Родине", "Ты - участник двухлетки", "А что ты умеешь делать?". На этих выставках - книги об участии ребят в делах взрослых. Это время, когда на детей смотрят, как на подрастающую смену, они  не просто дети, их труд важен, они - часть общества. "...Нам важно было показать, что их работа - часть того огромного дела, которое делают взрослые, создавая коммунистическое государство."
Книги о труде предлагают не только пионерам, но и самым младшим читателям - октябрятам. Вот какой забавный фрагмент я обнаружила в одном из отчетов (из обсуждения книг о разных профессиях):
"Б-рь: - Все профессии очень нужные и важные, а в будущем при коммунизме, наверное, появятся еще другие неизвестные профессии.
Сережа: - А я вот хочу стать милиционером. Только в коммунизме милиционеры уже не будут, что же мне делать, я ведь все равно хочу милиционером стать!
Б-рь: - Что ж, и при коммунизме нужны милиционеры - в космосе регулировать движение."


Но труд, выбор профессии - не единственная тема для разговора с читателями. Вот что пишут библиотекари в отчете: "...Нам хотелось заставить ребят задуматься не только над вопросом "кем быть", но и над тем "каким быть".

Еще темы, которым библиотека уделяет особое внимание: дети - герои войны («Пионеры-герои»), воспитание материалистического мировоззрения. Вообще в работе библиотеки отражаются все важные события, происходящие в стране и в мире.
Например, в 1961 году произошло важное событие для всего человечества - человек впервые полетел в космос!  Поэтому не удивителен интерес к книгам о космосе. В библиотеке организуются книжные выставки "Так идут к звездам", "Космонавт, готовься в путь!", конкурс рисунков "И мы хотим в космос", проводятся беседы о космонавтах.
Еще одна примета того времени - бурное развитие химии. Вот что пишут библиотекари о книжной выставке "Добрый друг химия": "На выставке мы показали химию, как область чудес, в которой скрыто будущее всего человечества, и как химия одевает, обувает и кормит людей". 
И еще одно событие, не связанное ни с политикой, ни с наукой. В 1961 году на телевидении появилась новая программа - Клуб веселых и находчивых (КВН). По всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т. д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды. И в отчете библиотеке тоже есть упоминания об этом движении. "В библиотеке ребята готовятся к выступлениям в школе, делают самодельные костюмы, составляют вопросы..." Для подготовки выбирают книги про самоделки, игры и развлечения: Бармашин К. "Самоделки из папье-маше", Попов Б. "Сделай игрушки сам", Благман А. "Самоделки из проволоки и жести", Гершензон М. "Веселый час", Акентьев В. "Смекалка", "Веселая мастерская", "Всегда всем весело". Многие из этих книг можно найти в нашем фонде до сих пор!


Очень большое и важное направление в работе библиотеки - эстетическое воспитание. Например, тема: "Читай! Смотри! Слушай!".  В рамках этой темы было организован цикл книжных выставок и большой конкурс. Цель - показать выразительные средства литературы, живописи, музыки, как разные виды искусства отражают одни и те же темы и сюжеты.
Библиотека также популяризирует книги о природе, о "лесной романтике": Зальтен Ф. "Бемби", Скребицкий Г. "За лесной завесой", Згуриди А. "Тропою джунглей", Стычинский Я. "Животные близкие и далекие", Эйвельманс Б. "По следам неизвестных животных" и другие.

И традиционно вызывают интерес книги о жизни в других странах. В 60-е годы путешествовать по миру могли очень не многие жители страны. Большинство «путешествовали» с помощью книг. В течение нескольких лет библиотека работает с темами: "Путешествие в незнакомую жизнь" (С книгой вокруг света) - для старших школьников, "Поедем в гости" - для читателей младшего возраста. Условия "путешествия": каждый путешественник должен прочитать не менее 2-х книг о стране, которую посетит; вести дневник-путешественник, рассказать, что "видел" во время пути; что узнал о стране, где был; что "привез" из путешествия; рассказать о замечательных людях страны. В этом литературном путешествии приняли участие несколько сотен читателей!

Нужно сказать, что 60-е годы - это время небывалого расцвета для детской книги в СССР. В детскую литературу приходят новые талантливые авторы (Виктор Драгунский, Софья Прокофьева, Эдуард Успенский, Владислав Крапивин, Анатолий Алексин, Юрий Яковлев, Радий Погодин и многие другие), создаются сказочные циклы А.Волкова,
Н.Носова, В.Каверина, появляется фантастика для детей (К.Булычев, Е.Велтистов, В.Мелентьев), переводится много зарубежной литературы. И - особый разговор - книжная иллюстрация! Книги 60-х годов потрясающе красивы, ярки, изысканны. Я бы назвала это время «золотым десятилетием» нашей книжной иллюстрации. Сейчас некоторые книги переиздаются и возвращаются к читателям, но это лишь малая часть того богатства, которое было издано в 60-е.
Поэтому неудивительно, что библиотекари огромное внимание "уделяли работе с художественной литературой, как с произведением искусства": "Учащиеся в школе изучают художественное произведение, узнают идейное содержание, а художественное богатство книги, ее страстность, ее глубина остается вне поля зрения учащихся. Сейчас вопрос о донесении художественной целостности произведения стоит перед учителями. А мы, библиотекари, давно уже пытаемся его разрешить. Научить любить и понимать художественное произведение, отличать хорошее от плохого, разбираться в нем, в этом и заключается самая большая наша трудность. Научить читателя получить эстетическое наслаждение, читая художественное произведение, было задачей нашей индивидуальной работы".

Вообще жизнь библиотеки многообразна. В ней, например, бывают и проблемы. Например, вот такие: "В нашей работе мы часто сталкиваемся с родителями. В большинстве случаев они нам не помогают, а мешают. Одни стараются сами выбрать книги своему ребенку и, конечно, хотят взять книги, которые не соответствуют ни возрасту ребенка, ни его развитию. Родители часто спрашивают для своих детей - учеников 2-го класса книги, которые они помнят с детства Дефо Д. "Робинзон Крузо", Твен М. "Принц и нищий", Стивенсон Р.Л. "Остров сокровищ", романы Ж.Верна и др. Иногда родители игнорируют рекомендацию библиотекаря и требуют, чтобы детям давали только сказки и приключения, совсем запрещают детям приходить в читальный зал или записаться в библиотеку."
И, конечно, библиотекари терпеливо работают - и с родителями, и с детьми. У учащихся 1-2-х классов библиотекари, например, проверяют технику чтения, и только потом рекомендуют книги - с учетом результатов. «Сейчас уже большинство ребят свободно выбирают книги по спискам и картотеке, умеют выбирать книгу с выставки или по каталогу» (1965 г.). «Мы стараемся дать ребенку читать то, что он хочет… Не стесняя в выборе, стараемся руководить его чтением, следим, чтобы оно было разносторонним, расширяем знания ребенка» (из отчета за 1965 год).

В 1965 году библиотеке присваивают имя детского писателя Аркадия Петровича Гайдара.
Кроме кружка «гайдаровцев», в библиотеке есть и другие клубы и кружки, например, кукольный кружок. Ребята сами делают кукол и ставят спектакли: "Колобок" и "Медведь и Маша", "Теремок". Только за один 1965 год ребята дали 6 спектаклей, которые посмотрели 645 зрителей!

Продолжается традиция встреч с писателями. В 60-е годы гостями библиотеки были Сергей Баруздин, Виктор Драгунский, Андрей Некрасов и другие.

Вся эта работа велась силами относительно небольшого коллектива. Вот они, «гайдаровцы» 60-х!

Новые читатели полюбили библиотеку так же, как и поколения предыдущих. «Там такие хорошие тети, они не ругаются, когда приходишь, а приглашают приходить еще; там так интересно читать!» - рассказал своей маме второклассник Андрюша. И сегодня, спустя 50 лет, нам хочется, чтобы и вам тоже нравилось приходить в наш книжный дом на Ростовской.

На нашей встрече в воскресенье мы посмотрели очень много фотографий библиотеки 60-х годов и разных книг. Кроме того, две замечательные мамы наших читателей откликнулись на мою просьбу и принесли показать свои детские книги, изданные в 60-е годы, за что им огромное спасибо!
Вы тоже можете увидеть большинство материалов, если заглянете в наш фотоальбом "История Гайдаровки".

история библиотеки, забытое старое, наша библиотека, Семейный клуб выходного дня

Previous post Next post
Up