История "Гайдаровки". 50-е годы

Mar 25, 2014 14:44

В марте этого года нашей библиотеке исполнилось 80 лет! Неудивительно, что и Неделю детской книги мы начали со встречи, посвященной истории «Гайдаровки» (такие встречи проходят раз в месяц, и на них мы рассказываем о каждом десятилетии библиотеки, начиная с 30-х годов).
В минувшее воскресенье мы говорили о том, как жила библиотека в 50-е годы прошлого века - время детства бабушек и дедушек наших сегодняшних читателей.

Новое десятилетие библиотека встретила с книжным фондом в 102 тысячи экземпляров и почти 45 тысячами читателей! Кстати, мальчиков-читателей в то время было значительно больше, чем девочек. А вот сейчас наоборот - девочки стали читать больше )) Еще одна удивительная цифра - число посещений библиотеки - 361 тысяча. Если вспомнить, сколько в году дней, да отнять выходные и праздничные... Посчитали?
Библиотека - традиционно не только место, где читают и берут книги на дом. Жизнь кипит: обзоры, беседы, чтение, встречи с писателями, утренники и вечера. В эти годы (как и сейчас) библиотека старается познакомить читателей с современными авторами, устраивая встречи с писателями. В 50-е гостями библиотеки стали Я.Тайц, А.Некрасов, Н.Кальма, В.Шманкевич, З.Александрова, А.Мусатов, Л.Воронкова, Л.Кассиль, Н.Богданов, В.Чаплина, Г.Скребицкий, А.Алексин и многие другие.
На фото: читатели слушают рассказ Б.Емельянова о Гайдаре.
При проведении мероприятий, особенно чтения вслух, библиотекари используют и технические средства! Еще в 30-е годы для визуального сопровождения использовался алоскоп. Этот же прибор используется и в 50-е.

Чем же еще занят коллектив библиотекари в эти годы? Успевают ли они что-либо, кроме выдачи книг читателям и проведения мероприятий?
Представьте, да. И выставки сами оформляют, и каталоги делают, и учат читателей ими пользоваться. Вообще «воспитанию навыков культурного чтения» уделяется большое внимание. Библиотекари постоянно проводят беседы о том, «как выбрать книгу. Как обращаться с книгой. Что такое титульный лист, какие сведения на нем напечатаны, и т.д.».
Строки из отчета: «Время от времени библиотека устраивает конференции по вопросам чтения ребят... Читателей такая конференция заставляет задумываться над тем, что дает им книга, как надо читать, как работать с книгой».

«Помощь школьникам в учебе занимает очень большое место в работе старшей читальни.  Многие ребята приходят в читальню заниматься, они пользуются учебниками,  всевозможными пособиями, справочниками».
На фото: старшая читальня.
А вот и отзыв читателя. Володя Яковлев, 9 кл., говорит: «Книга не только помогает мне учиться, но она учит и жить».

Одним из важных моментов работы, которому уделялось большое внимание, было изучение читателя. В библиотеке был разработан специальный формуляр, позволяющий более глубоко анализировать чтение.  Все читатели 5-7 классов были переведены на такие формуляры. Эти формуляры и беседы с читателями помогли составить представление о читателях этого возраста. Было составлено 80 характеристик читателей, из них на 11 человек был составлен альбом с подробной характеристикой. Для чего это делалось?
Ответ - строки из отчета: «Не должно быть выдачи читателям книг - так, просто, случайной. Она должна быть закономерной, исходящей из
интересов читателя, из задачи библиотеки - дать читателю все самое лучшее, нужное. Библиотека должна направлять чтение читателя».
А кроме того, сегодня, спустя много десятилетий, благодаря кропотливой работе наших предшественников мы точно знаем, что читали мальчики и девочки в 50-х годах.
Наверное, некоторые темы покажутся нам сегодня необычными. Чтобы понять, почему был спрос на эти книги, нужно хорошо представлять себе эпоху - первое послевоенное десятилетие, восстановление разрушенного хозяйства страны, новые стройки и т.д. Например, популярны книги о …стройках. «Нужно сказать, что интерес к стройкам коммунизма очень велик среди читателей.  …О сталинских стройках коммунизма книг еще нет. Знакомили мы наших читателей с проектами Сталинградской, Куйбышевской и Каховской гидроэлектростанций, со строительством Туркменского, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов, выдавая журнальные и газетные статьи».
Вахнина Людмила, 8 кл.: «Когда я прочитала в журналах об этих стройках, я подумала, что такого даже в сказках нет. Люди даже представить такого не могли».
Из отчета 1950 года: «Все события, происходящие в нашей стране - выборы в Верховный и местный советы, конгресс мира, начало великих строек коммунизма - библиотека доводила до читателей через пропаганду книг, журналов и газет, через беседы с читателями.
Основным орудием всей работы библиотеки является книга».

Также пользуются большим спросом книги об астрономии, географии и т.д. «Вопросы техники, история изобретений, жизнь изобретателей близки нашим читателям всех возрастов. Часто можно слышать "дайте что-нибудь по технике", "что есть по реактивной технике", "дайте о новостях науки и техники" и т.д.». И как же отличаются эти книги от современных «познавательных» изданий!
Работа с познавательной литературой, книгами о природе, деятельности ученых - одна из главных тем в работе библиотеки в 50-е. По этим темам было организовано очень много книжных выставок: «Писатели - друзья и исследователи природы», «Эти книги помогут тебе узнать природу Родины», «Кто как зимует», «Мир растений», «Силы природы», «Люди русской науки» и др. С выставки «Мир, в котором мы живем» всего за несколько дней было взято 97 книг. Вызывают интерес книги о преобразовании природы, Мичурине, заповедниках.
«С каждым годом мы все более убеждаемся в том, что выставка, показ книги имеет решающее значение в деле пропаганды и продвижении
литературы».

Еще одна популярная в 50-е годы тема - жизнь детей в других странах.
Читательница: «Очень жаль, что так мало книг о детях других стран. Мне хочется узнать, как живут дети в Америке, Англии, Франции и как живут дети в новой Германии и в новом Китае».
Проводятся беседы «Два мира - два детства», выставки, встречи с авторами. Например, на конференции по книге «Дети горчичного рая» присутствовала автор - Н.Кальма. На встрече с писательницей некоторые читатели оспаривали финал книги. Кальма в заключение сказала: «Мне у вас было очень интересно и поучительно. Интересен спор, который развернулся по образу Чарли. Может быть, сделаю другой конец в книге».

Классику (Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов, Тургенев, Толстой, Крылов и т.д.), как всегда, читают очень много - и по школьной программе, и просто так.

Но «самое большое место в чтении детей занимают художественные произведения советских писателей» (Р.Фраерман, А.Гайдар, Н.Богданов, Л.Кассиль). Новые книги разбираются мгновенно! По ним проходят диспуты, обсуждения, конференции. В этот период еще свежи воспоминания о прошедшей войне, поэтому о войне и пишут, и читают. На конференции по книге «Улица младшего сына», рассказывающей о пионере-герое Володе Дубинине «присутствовал Кассиль, который рассказал о том, как создавалась книга, о своем знакомстве с родителями Володи, с его учителями и товарищами.
Читатели задавали много вопросов автору. Их интересовало, послали ли Володю в разведку или он сам пошел добровольно, была ли в самом деле история с градусником, какие были у Володи недостатки».

Во всех отчетах 50-х годов, кроме рассказа о сделанном, постоянно встречаются такие фразы:
1950 год: «С каждым годом все труднее становится работать в библиотеке, в связи с тесно той помещения: осложняется использование книжного фонда, недостаточно места в читальне».
1953 год: «...Культурные условия для читателей и для работы библиотекарей с каждым годом ухудшаются из-за тесноты помещения. Вопрос о переселении стал со всей остротой: библиотеку необходимо перевести в другое помещение.
Теснота помещения очень мешает вести работу. Не используется полностью книжный фонд. В настоящее время расстановка книг и другие условия помещения вызывают излишнюю утомляемость библиотекарей. Необходимо другое помещение».
1955 год: «Теснота такова, что дальше оставаться в этом помещении нет возможности».

Но, к сожалению, в 50-х библиотека так и не получила нового помещения. Это случилось немного позже, и об этом мы расскажем на следующей встрече.
Фотографии встреч Семейного клуба, посвященных истории библиотеки, а также фотографии разного времени и архивные материалы можно посмотреть на нашей странице в Фэйсбуке. Альбом будет пополняться в течение всего года.

история библиотеки, Неделя детской книги, забытое старое, наша библиотека, Семейный клуб выходного дня

Previous post Next post
Up