В августе, когда мы потихоньку начали наши занятия, меня ждали неприятные сюрпризы. Я оказалась совсем к ним не готова, потому что учеба Ярослава в школе выглядела вполне хорошо. Кроме скорости чтения никаких нареканий не было, он был одним из лучших учеников в классе. А у меня ж перед глазами опыт старших детей, и я, не разобравшись в том, что и как Ярослав умеет, пошла в привычном темпе. А оказалось, что он многого не умеет из того, что умели они ко второму классу.
Он совсем не умел списывать. В каждом слове терял буквы, а то и несколько. Про диктант вообще молчу, какие тут диктанты. Зрительная память очень слабая. Он мог по 10-15-20 раз читать и писать слово и все равно в следующий раз делать в нем ошибку. Хотя в первом классе мне казалось, что медленное чтение не мешает ему понимать задания, тут я увидела, что в задачах он часто не понимает условия, додумывает сам. С английским алфавитом ужас ужасный. И это было тем более неожиданно, потому что он с мая занимался по RеadingEggs, но не только правила чтения не усвоил, но и буквы мало какие запомнил, хотя играл там с интересом. Но это отдельная тема.
Вообще Ярославу с большим трудом удавалось сконцентрировать внимание хотя бы на 5 минут. Дольше 5 минут вообще бесполезно было что-то делать, результативность падала почти до нуля. Как он там в школе по 40 минут сидел - загадка. Хотя нет, не загадка, а как раз отгадка. Это как раз дает понимание откуда растут ноги у второго сюрприза. А заключался он в том, что Ярослав мыслил об учебе глаголами несовершенного вида: делал математику, писал диктант и т.п. То есть делал! А что он там с_делал - его не волновало вообще. Делал же! Можно поставить галочку в расписании и бежать гулть-играть-смотреть-... Я вижу, что это следствие именно школьной системы, где надо отсидеть время урока, что-то поделать и перетерпеть, результат при этом мало или совсем не остлеживается, дожить бы до перемены, когда начинается то, ради чего он в школу и хотел - тусовка.
Если с первым сюрпризом я как-то понимала, что делать, то второй меня жутко бесил. До потери самообладания. Когда я видела его желание поскорее отделаться и улизнуть, мне очень плохело внутри. А иногда и снаружи. А заниматься надо было много раз в день, потому как дольше 5 минут (см.выше) Ярослав держать внимание не мог. Было ощущение, что мы занимаемся весь день. И весь день я его вылавливаю, усаживаю, удерживаю. Очень утомительно. И совершенно не похоже на то, как мы учились дома с Таей и Даней. Я от бессилия ругалась. Иногда очень громко и страшно. Уходила куда-нибудь, чтоб не побить.
Для меня это было очень тяжелое время. Я жила в постоянном ощущении неправильности происходящего, своей неправоты, в чувстве вины перед Ярославом за то, что я чувствую и как я это выражаю. Одно дело, когда школьная учительница разрушает мозг, а дома мама утешает, поддерживает и помогает это как-то здорОво прожить, обратить в опыт. А когда мозг разрушает мама, и никто не поддержит, не утешит и не поможет обратить это в полезный, а не травматичный опыт, ребенок оказывается в патовой ситуации. Он, конечно, пострадал больше всех. Но вот это осознание того, что же я наворотила, и разгребать это кроме меня некому, помогло мне изменить направление и начать свои ошбики исправлять.
Я по началу очень гнала на школу. Очень злилась на нее. Мне виделось, что это школа за год превратила Ярослава в малозаинтересованного халявщика. Но по мере того, как я разворачивалась в сторону поиска решения, я стала видеть, что школа тут повлияла только частично. Она наложилась вот так неудачно на особенности Ярослава, которые всегда были.
Он всегда был очень подвижным. Я стала вспоминать, чем он занимался сосредоточенно хоть какое-то продолжительное время. Ну хоть 10-15 минут. Я не могла вспомнить. Он действительно всегда быстро бросал любое занятие и перескакивал на другое. Потом мне удалось вспомнить-таки один прецедент: плетение из резиночек. Когда Тая непрерывно плела, и Даня тоже пробовал, тогда и Ярослав по видеоурокам стал что-то плести, и иногда сидел по полчаса! Я помню, как поражалась этому, потому что это было очень ему несвойственно. Но по большому счету это был единственный опыт, когда ему удавалось себя собрать. Почему именно резиночки - загадка. То же самое его любимое ЛЕГО не могло его так увлечь, если речь шла о больших наборах. Он постоянно о них мечтал, иногда получал, но в итоге собирал их Даня. Потому что большие собираются долго и кропотливо. А Ярослав через 10 минут уставал, начинал ошибаться, расстраивался и бросал. Или хитро подсовывал Дане под каким-нибудь соусом, а Даня только рад :) На примере ЛЕГО я вспомнила еще одну особенность Ярослава, которую я уже много раз отмечала: он не хочет прикладывать усилия для достижения чего-либо. Если он натыкается на то, что надо приложить усилия, потрудится, он будет искать способы сделать это чужими руками или отступится, будет искать обходные пути, может, передумает и вообще сменит цель. Но трудиться и преодолевать трудности не будет. Это очень хорошо видно и на примере его занятий в кружках: он хочет быть везде, но хочет при этом эффектно и сразу звездить. При этом многие преподаватели отмечают, что вполне может, если потрудится. Но он трудится не хочет, хочет сразу, и если видит, что сразу не выходит - начинает куксится и ныть, пытаться бросить и найти что-то новое. Исключение - плавание. Второй год он ходит с большим удовольствием и бросать не собирается. Но там чудеснейшая тренер, мама троих детей, бабушка пятерых внуков, и она Ярослава очень любит, просто обожает! Говорит - за его живость, непосредственность, доброту, открытость, хорошо повешенный язык, общительность. А такое вот принятие - главный ключик к нему. Я думаю, в ясином плавательном постоянстве большая заслуга именно такого отношения к нему тренера. Впрочем, тема кружков - это отдельная тема. Хотя она и пересекается с темой поста в том, что касается воли. Если кружки мы выбираем, то школьную программу мы выбирать не можем. Мы ослабили и раздвинули рамки насколько это возможно. Но читать и писать научиться надо, хоть это и трудно. И тренировать волю тоже надо. И концентрацию тоже. В этом у меня нет никаких сомнений.
Но как - вопрос другой. Я выбрала путь небольших побед и большой любви.
А еще обратилась к системному семейному психологу. Про это надо писать отдельно! Но попозже. А пока
продолжу про то, как мы из этого кризиса вышли.