Легкий, немного пружинящий, ненавязчивый эротизм формы, разные цвета - этот стул был среди изобретений, перевернувших взгляд на дизайн и превративших пластик в любимый материал дизайнеров.
«Это в лучшем случае скульптура, но не стул»
Джордж Нельсон
Невозможно точно установить момент, когда в воображении Вернера Пантона начала обретать форму идея дизайна, который со временем стал напрямую ассоциироваться с его именем. Судя по его собственным расчетам, которые не отличаются хронологической точностью, и нескольким сохранившимся недатированным наброскам, это произошло примерно в 1959-1960 годах, когда дизайнер впервые сосредоточился в своей работе над идеей консольного пластикового стула, изготовленного из монолитного материала - едва ли он мог представить, что реализация его замысла займет почти 10 лет.
Появлению на рынке стула Panton - первого продукта, самостоятельно разработанного компанией Vitra - в 1967 году предшествовал невероятно долгий и сложный процесс проектирования; процесс, который лишь отчасти был прокомментирован в момент коммерческой презентации. В течение нескольких последующих лет стул претерпел некоторые изменения в дизайне и технологии производства. Одновременно он превращался в символ эпохи и икону дизайна мебели.
Работа Пантона над идеей монолитного стула впервые находит воплощение на бумаге на Европейском Конкурсе Мебельного Дизайна, который проводился Группой WK (NeueGemeinschaft für Wohnkultur) в 1956 году. Как часть многочисленной коллекции, молодой датский дизайнер предложил штабелируемый консольный стул, основа, сидение и спинка которого должны были конструироваться из цельного материала. Конкурс WK принес Пантону разочарование: он не выиграл приза, и ни одно из представленных им дизайнерских решений не было впоследствии запущено в производство.
За собственный счет Вернер Пантон несколько лет путешествовал по Европе с моделью своего стула, безуспешно пытаясь найти партнера-производителя, пока, наконец, в 1963 году не познакомился с Вилли Фельбаумом. Производитель мебели из Базеля, в то время выпускавший по лицензии коллекцию американской компании Herman Miller, с большим энтузиазмом принял дизайн Пантона, который к тому моменту практически обрел свою окончательную форму. Но ограничения со стороны американских партнеров Фельбаума не позволяли осуществить решение о массовом производстве стула. Главный дизайнер компании Herman Miller Джордж Нельсон, как говорят, отпустил тогда замечание: «Это в лучшем случае скульптура, но не стул».
Этот комментарий отражает противоположную философию дизайна Нельсона и четы Имз. В середине 1960-х молодой Рольф Фельбаум взялся за проект Пантона, потому как не разделял скептицизм дизайнеров Herman Miller.
В фазе интенсивного развития, примерно десять последующих прототипов из полиэстера, ламинированного вручную и укрепленного стекловолокном, были созданы один за другим, в тесном сотрудничестве Пантона и Herman Miller/Vitra. По окончании этих «экспериментов», имевших целью гармонизировать формальные идеи дизайнера, потенциал материала и технические требования производства, и появился на свет стул Panton Chair, каким мы его знаем. В 1967 году были выпущены ограниченные серии по 100-150 стульев из холоднопрессованного укрепленного стекловолокном полиэстера. В августе того же года датский журнал Mobilia опубликовал фотографию нового стула на обложке. Это была международная сенсация. Первая крупная презентация Panton Chair состоялась в январе 1968 года на Кельнской Мебельной Выставке и одновременно на персональной выставке Пантона на лодке Dralon (Visiona 0).
К концу 1970-х гг. возрастающее число жалоб на сломавшиеся стулья поставило под серьезную угрозу репутацию Vitra как лидера продаж. Снижение объема продаж, также отражающее изменение в общественном восприятии пластиковой мебели как дешевой и неэкологичной, привело к прекращению производства в 1979 году. В США, где производство стула началось лишь в 1973 году после продолжительных переговоров с Herman Miller, строгие американские законы о качестве продукции привели к остановке производства уже в 1975 году.
Тем не менее, по инициативе Вернера Пантона, произошло возвращение к сложному - но надежному - методу формовки с применением прочной полиуретановой пены, и в 1980-х гг. производство Panton Chair было возобновлено и с тех пор не прерывалось по сегодняшний день.
Вторую серию стульев в полиуретане почти невозможно отличить от полиуретановой версии производства 1968-1971 годов. Единственный отличительный знак стульев, произведенных после 1983 года, - это отштампованное имя Вернера Пантона на основании стула.
Даже после смерти Вернера Пантона в 1988 году, работа с его классическим наследием продолжилась. С разрешения Марианны Пантон, компания Vitra в 2006 году запустила в производство Panton Junior - детскую версию стула, созданную на основе оригинальных проектов Пантона. Стул Panton Chair всегда пользовался успехом у детей. Они любят его яркие цвета, приятную гладкость изгибов и одно особенное обстоятельство - на стул можно не только залезть, но и сделать из него пещеру или укромное место для игры в прятки. Идентичный полноразмерной модели в отношении материалов и формы, стул Panton Junior примерно на 25% меньше, что делает его любимым предметом мебели малышей и юных школьников.
Сегодня продукция компании Vitra проходит множество индивидуальных тестов, чтобы сымитировать использование человеком весом 110 кг в течение 15 лет (5 дней в неделю, 8 часов в день).
Стул Panton Chair, изготовленный из полипропилена, проходит 28 различных тестовых испытаний, которые длятся 1 230 часов, или 51 ¼ дней. Он может выдержать вес до 120 кг (что означает, к примеру, 4 человека по 30 кг каждый) и прослужит при обычном использовании около 15 лет.
Один из 28 тестов испытывает прочность стула в динамике. В ходе теста нагрузка на стул Panton варьируется между 100 кг на сидение и 30 кг на спинку. Тест повторяется 1000 раз и длится в общей сложности 98 часов.
Несколько лет назад фотограф Брайан Даффи (Brian Duffy) сделал серию снимков под названием «Как соблазнить собственного мужа». В фотосессии участвовала известная певица Аманда Лир, которая раздевалась сидя на ярко-красном стуле Panton Chair или расположившись подле него, не показываясь обнаженной в кадре. Она едва ли могла найти более подходящего партнера для такого «застенчивого» шоу.
Сюжет повторился несколько лет спустя с участием супер-модели Кейт Мосс, которая позировала обнаженной на красном стуле Panton Chair для обложки журнала Vogue. Возвышенный эротизм стула также нашел отражение в многочисленных коммерческих фотографиях для рекламы женских чулок и элегантной женской обуви. Подобные фотографии способствовали росту популярности стула, они сформировали его образ и закрепили его в нашем коллективном подсознании. Сегодня почти каждый, в том числе и люди совершенно далекие от дизайна, знакомы с Panton Chair - что и следовало ожидать от иконы.
Матиас Реммель,
Историк дизайна
"Удивительная свобода линий, которые, кажется, вырастают прямо из пола. Четкий рельефный изгиб и эргономичная конструкция сидения. Мягко струящиеся контуры, которые словно излучают элегантность и энергию. И, наконец, форма, усиленная использованием одного цвета, который подчеркивает скульптурный характер этого исключительного стула. Эти «внешние», формальные качества были бы достаточны сами по себе, чтобы обеспечить стулу Panton почетное место среди классики дизайна.
Но почему он стал сенсацией в конце 1960-х гг. и имеет такое значение в истории дизайна сегодня? Ответ прост: это был первый стул, изготовленный из монолитного синтетического материала, предельно раскрывший потенциал пластика, который только был технологически достижим на тот момент, и воплотивший мечты поколений дизайнеров о стуле, который в буквальном смысле состоял бы из одного куска материала."
Арсений Леонович
Архитектор, дизайнер
«Почему некоторые предметы вещного мира становятся иконами, а другие, не менее прекрасные, - просто бестселлерами, и только? Загадка с несколькими вариантами ответов. Вот уже 54-й год с заводов Vitra попадает на прилавки, в квартиры, дома и офисы стул Вернера Пантона. Лаконичность формы на грани отказа от материи - обратная сторона минимальной себестоимости процесса производства. Идеальные пропорции - ключ к разгадке притягательности этого антропоморфного, текучего, врастающего в фигуру сидящего человека пластмассового кресла. И копии и пародии, которыми обрастает с годами оригинал, - тоже знак неослабевающего интереса все новых поколений».
Как вам удобнее.