Что-то я совсем обленилась: фото с прогулки по Пороховым уже месяц лежат, а я все никак не соберусь их выложить. В общем вот, исправляюсь.
В 1953 г. на ул. Коммуны, на тогдашнем въезде в город были установлены обелиски в честь победы в Великой Отечественной войне. На одном обелиске - профиль Ленина, на втором - Сталина, который вскоре закрыли листом железа. Так они и стояли много лет, а в 90-е пропали и звезды с макушек, кто-то попросту спёр их на металлолом. Вот как они
выглядели к 2003 году. Но все же памятнику повезло: сначала его признали объектом культурного наследия, а потом
отреставрировали, и с 2006 года звёзды и профили вождей снова сияют на своих местах. Кстати, похоже, что это единственное изображение Сталина, оставшееся в городской среде.
Дальше ул. Коммуны пересекает небольшую речку Лубья, приток Охты. На одной стороне речки на достаточно крутом склоне расположены сарайчики и огороды садоводства.
А на другом - строят новый большой жилой комплекс "Жерновка" из симпатичных полосатых домиков, вдоль речки соорудили прогулочную дорожку с газончиками, детскими площадками, мамашами с колясками. В общем, дачки в черте города - исчезающий вид.
За садоводством расположено красное кирпичное здание - бывшая Пороховская ремесленная школа (1905 г., инж. В. Я. Симонов).
На пересечении улиц Коммуны и Красина стоит один из четырех мемориальных знаков "Ржевский коридор блокады", установленных от шоссе Революции до ж/д станции Ржевка.
Пройдя ещё квартал по ул. Коммуны можно увидеть выглядывающего из-за буйной растительности кроваво-красного Ильича.
Революционного цвета вождь охраняет вход на Охтинский химзавод с 1940 года.
Химзавод - прямой потомок Охтинских пороховых мельниц, основанных Петром I аж в 1715 году.
Продолжалась Северная война. России был нужен для ее ведения порох. Развитие порохового дела дало название местности, которая и сегодня называется Пороховые. Сподвижник царя Яков Брюс 3 июля 1715 г. писал генерал - губернатору Меншикову: "... Его царское величество указал завесть и сделать на реках на Большой и Малой Охте пороховые мельницы на порогах и надлежит тамо того дела мастеровым людям построить дворы..." Указание царя было выполнено. Так были основаны Охтинские пороховые заводы.
В 1817 году на Охтинском заводе выдающимся конструктором боевых ракет
Александром Засядько испытаны первые ракеты. Уже в русско-турецкую войну 1828 года были успешно использованы боевые и зажигательные ракеты. После революции завод сменил профиль своей деятельности: с 1922 г. здесь приступили к опытным работам по производству пластмасс, было налажено производство сероуглерода, целлулоида, искусственных смол, камфоры, нитролаков, каустика, хлорной извести, киноплёнки, кожзаменителей и др. Во время ВОВ химкомбинат возвращается к производству боеприпасов и выпускает ракеты для минометов «Катюша». За бесперебойное обеспечение фронта боеприпасами ОХЗ награждается Орденом Трудового Красного Знамени. После войны завод возвращается к научно-исследовательским и опытным работам в области синтеза новых полимерных материалов и их переработки. Сейчас завод входит в состав ОАО "Пластполимер".
Проходную завода украшает пара мортир, напоминающих о его военном прошлом.
Окно в одном из старинных заводских зданий. Такой вот рационализаторский прием: поставить стеклопакеты и заложить окна кирпичом :)
В овражке на берегу Охты стоит старое здание пороховой крутильни (автор не установлен, 2-я половина XIX века). Затем в этой постройке размещалась администрация завода, заводской музей, а теперь это чьи-то частные владения, отгороженные забором, а здание подверглось полной перестройке.
На полянке установлен памятник с бюстом Петра I, барельефом, изображающим изготовление пороха, и мортирами. Надпись на памятнике гласит: "16 июля 1715 года основан Охтинский пороховой завод"
Охта непосредственно у крутильни. Камни, валяющиеся впереди - остатки мельничных жерновов.
Пороховая мельница сначала приводилась в действие силой воды, для чего на Охте была построена деревянная плотина.В 1828-30 гг. по проекту инженера П.П. Базена она перестраивается в каменную с чугунными элементами. В конце 1850 - начале 1860 гг. еще раз частично перестраивается но проекту инженера К. Ф. Гаусмана. В 1965 году плотина была усилена железобетоном, похоронившим под собой ее чугунные конструкции.
Вид на реку с плотины.
С другой стороны от плотины образовалось Охтинское водохранилище. Несмотря на сильное загрязнение воды продуктами жизнедеятельности химзаводов, расположенных по его берегам, местный люд тут рыбачит, жарит шашлычки, а вода кишит выводками радиоактивных уток... Хотя, надо признать, чисто визуально место и в самом деле приятное. Цветастая высотка на берегу - бизнес-центр, перестроенный из корпуса НИИ "Химволокно".
У плотины сохранились подъемные механизмы, предназначенные для пропуска воды в рабочий канал пороховой мельницы.
Перейдя Охту по плотине, попадаем на улицу Химиков, являющуюся логическим продолжением шоссе Революции, которое когда-то называлось Пороховским шоссе и выходило к станции Ржевка, а сейчас упирается в проходную Охтинского химзавода. Примерно посередине недлинной улицы Химиков находятся стремительно превращающиеся в руины Александровские ворота (1805 г., арх. Ф.И.Демерцов).
Первые ворота - деревянные - появились в XVIII веке в качестве проходной пороховых заводов. Под сводом был установлен колокол, заменявший заводской гудок. В 1806 году заводы посетил Александр I, и арку перестроили в камне для торжественной встречи императора. Тогда ворота и получили свое название - Александровские.
В месте, где шоссе Революции делает резкий поворот, Охту пересекает
Большой Ильинский мост, получивший название, как и вся местность вокруг - Ильинская слобода, от Ильинской церкви. Мост находится под охраной КГИОПа, т. к. является первым железобетонным мостом в городе (1912 г., инж. Г.А. Гиршсон). Ширина моста была всего 6 метров, что совершенно не соответствовало транспортной нагрузке в этом месте, и в 2002 году мост подвергся реконструкции, в результате которой было решено не только расширить мост в два раза, но и впритык к нему соорудить мост-близнец, предназначенный увеличить пропускную способность шоссе. В итоге, обновленный мост получился шириной 38 метров.
Первая деревянная церковь св. пророка Илии был построен тут в 1722 году по прошению рабочих порохового завода. Через двадцать лет обветшавшую церковь перестроили в дереве еще раз, и только в 1781 году был заложен нынешний каменный храм.
Новый храм по своей архитектуре сильно отличался от предыдущих двух. Он был круглым, в виде ротонды, и благодаря своей форме и большим окнам храм хорошо освещался в течение всего светового дня. Поскольку чертежи и проект не сохранились, неизвестно, кто был архитектором третьего Ильинского храма. Предположительно, это либо И.Е.Старов, либо Н.А.Львов.
В апреле 1804 года архитектор Ф.И. Демерцов представил артиллерийской экспедиции новый проект перестройки Пороховых заводов, сильно пострадавших от взрыва 1903 года. Проект был одобрен, летом того же года началось строительство. В этом проекте значилось и создание нового зимнего храма. На месте ветхой деревянной колокольни в 20 саженях от Ильинского храма должен был быть построен каменный храм с одноярусной колокольней. Но вышло так, что новый храм построили почти вплотную к Ильинскому. В 1806 году храм был освящен в честь св. благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра I. В последствии, в 1841 году, два храма были соединены друг с другом. (
тыц)
Мемориальная доска на стене храма.
Еще один знак Ржевского коридора блокады на шоссе Революции.
Вид с Армашевского моста на слияние Охты и Лубьи. Достаточно обширные зеленые пространства вдоль речек были в тот солнечный денек (чуть ли не единственный за весь июнь) весьма популярны у отдыхающего люда: из-за каждого куста вился дымок мангала, народ повсеместно загорал, кое-кто даже купался...
И, в качестве исторического дополнения, статья об этой местности из журнала "Ленинградская панорама" за 1988 год, найденная на страничке
rdp4v (
тыц).