(no subject)

Jun 19, 2008 22:03

1. ул. Куйбышева, 2-4. Комплекс Музея политической истории России, состоящий из трех зданий: особняка Кшесинской, особняка Бранта и соединяющего их корпуса.

Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской, 1904-06 гг., арх. Александр Иванович фон Гоген.

До революции дом балерины являлся популярным салоном. Здесь проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга, устраивались домашние спектакли и концерты.

22 февраля 1917 года Кшесинская дала последний званый обед в своем доме. Пять дней спустя, приказав накрыть стол для вечернего чая, она, не сказав ни слова даже прислуге, ушла из дома вместе с сыном: как явствуют ее мемуары, написанные в эмиграции, - после получения анонимных писем с угрозами. Угрозы реализовались день спустя. В особняк ворвалась группа неизвестных, "реквизировавших автомобили Кшесинской и продукты питания". А уже с 1 марта в доме поселяются большевики. (...)

Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали Ленин, Сталин, Зиновьев и др. После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С.М. Кирова. (...)



Матильда Кшесинская (еще фото)




























Особняк миллионера-лесопромышленника барона Василия Эмануиловича Бранта, 1909-10 гг., арх. Роман Федорович Мельцер.

В 1917 г., сразу после революции, В.Э. Брант уехал из России, а в его особняке был открыт детский интернат. В 1918 г. часть комнат особняка занимал М.И. Калинин, находившийся в то время на посту комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны. Впоследствии здесь разместился городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк В.Э. Бранта - часть музейного комплекса.

Преодолевая традицию застройки участка по «красной линии» архитектор приблизил композицию здания к живописной. Западную часть особняка он отодвинул вглубь участка, освободив небольшое пространство для сада. Возможно, стремление к свободной планировочной схеме было соотнесено с объемно-пространственным решением особняка М. Ф. Кшесинской, построенного несколькими годами ранее на смежном участке.



Декоративное панно «Рождение Венеры», вписанное в аттик, повышает художественную выразительность фасада здания. Пространство двора имеет бронзовое декоративное оформление, полное символического смысла. В плоскость стены вставлен небольшой, медальон с лошадьми, а также панно, исполненное в технике высокого рельефа, изображающее архангела Михаила, вооруженного щитом и мечом, побеждающего дьявола. Напротив главного входа в полуциркульную нишу встроен большой горельеф, напоминающий по манере исполнения произведения эпохи итальянского Возрождения и, по всей вероятности, воспроизводящий аллегорию гостеприимства в образе прекрасной девушки, приглашающей к себе в дом молодого мужчину. Его дорожный костюм, шляпа с широкими полями, а также фигура слуги, удерживающего за узду лошадь своего господина, указывает на то, что изображенный - путник. Надпись на рельефе приглашает посетить дом с фонтаном (фонтан с мраморным бассейном действительно находился в Зимнем саду особняка ). Над остекленным навесом вставлен еще один медальон - гексограмма - звезда Давида. В ровную поверхность глухой стены, удаляющийся в глубь двора (где, скорее всего, располагались конюшни), сверху вкомпонованы две пары медальонных изображений лошадей, запряженных в колесницы, и наездников, трактованных в античной манере. (...) (каюсь, медальонов со звездой Давида и колесницами не приметила)









Западный фасад здания, соприкасающийся с участком Кшесинской, представлял симметричную композицию. Статика лицевого фасада, с ритмичным расположением окон на плоскости стены нарушается полуцилиндрическим выступом, который фланкируют полуколонны. Над ним устроен небольшой балкон, украшенный чугунной решеткой со стилизованной женской маской.







Важным средством выразительности особняка Бранта является светлая облицовка крупной керамической плиткой, на фоне которой происходит как бы акцентировка архитектурных элементов (оконных проемов и арочного свода), их ритмические построения выступают на передний план.







Арочный проем имеет более пышное декоративное убранство в виде ламбрекенов из симметрично спадающих гирлянд и растительной орнаментики. Оно выполнено из кованного металла и размещено в створках ворот. От въездной арки открывается перспектива внутреннего двора. Слева расположен парадный вход, перекрытый сводчатым стеклянным навесом. Далее двор превращается в длинный коридор, образуемый восточной стороной особняка и высоким брандмауэром смежного дома.







В 1955 году музею революции, до этого располагавшемуся в Зимнем дворце, передают оба особняка. В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н.Н.Надежин). Открытие обновленного музея состоялось 5 ноября 1957 года.







2. Кронверкский пр., 23
Доходный дом Е.К.Барсовой, 1911-12 гг., гражд. инж. Евгений Львович Морозов.
Дом знаменит тем, что в нем с 1914 по 1921 год жил Максим Горький, о чем также напоминают расположенные рядом памятник и станция метро "Горьковская"











3. ул. Барочная, 12
Комплекс сооружений трамвайного парка № 6, 1913-15 гг., арх. Александр Алексеевич Ламагин

Открыт в марте 1925 года, парку сразу был присвоен № 6 и имя А. К. Скороходова. Когда парк только начинали строить, ему было дано рабочее название «Крестовский трамвайный парк», но из-за семилетнего перерыва в строительстве, парку было не суждено носить это название. В 2003 году парк был официально закрыт, вагоны - переданы в другие парки или списаны, но продолжала работать расположенная в нём служба движения, а на территории парка производилась порезка списанных вагонов ТП-5. В 2005 году службу движения перенесли, территорию парка продали. Сейчас с территории парка демонтированы все рельсы, разрушены ангары, ведётся строительство жилого дома. Линия по Барочной улице демонтирована в январе 2008 года. (Wiki)

Кстати, в "Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (с изменениями на 14 июня 2006 года) это здание присутствует. Что не мешает его сносить, как видно.











PS: снято в феврале этого года, что там сейчас - не знаю, может и снесли уже.

детали, *Петербургская часть, архитектура

Previous post Next post
Up