Начну с того, что есть еще два дня - 26 и 27 февраля, для посещения выставки "
Древнее искусство провинции Шаньси" в Историческом музее и это возможность увидеть экспонаты, привезенные к нам впервые китайскими историками. Артефакты, принадлежащие высокопоставленным чиновникам, правителям и знатным гражданам как при жизни, так и носившим ритуальный характер и сопровождавшим их при погребении. Удивительные свидетельства мастерства древних мастеров и уникальные произведения искусства.
Экспозиция в этом зале посвящена буддизму - одной из основных религий древнего Китая. Буддизм был впервые привезен в Китай из Индии миссионерами и торговцами. На фото изображена огромная статуя Будды, находящаяся в храмовом комплексе Юньган. Древний буддийский пещерный храм расположен в районе города Датун в провинции Шаньси. Он является замечательным примером скальной архитектуры и одним из трёх самых известных древних буддийских храмов Китая. Храмовый комплекс включает 252 пещеры и 51000 статуй Будд, это выдающееся достижение буддийского пещерного искусства в Китае V - VI веков, показывающее силу веры буддийских монахов. Чтобы не потерять, добавлю сюда
ссылку на рассказ о пещерных храмах Юньган с множеством фото. На выставке можно посмотреть видео, посвященное буддийской религии древнего Китая.
Ты, монах, находишься в этом мире,
Твою чистоту с чем можно сравнить?
Ты словно белый лотос - в воде,
Но не связан с водой.
Характер истинности в понимании того, что все иллюзорность,
А если действия чисты, то отойдут от пыли и грязи мирской.
Постижение всей буддийской истины когда ты начал,
Тело и сердце здесь сейчас.
К сожалению, связан ты сетью мирской суеты
И нельзя надолго где-либо осесть.
Промчатся мысли к лазоревым облакам,
Осень наступит, придет рассвет.
Бо Цзюйи
2. Скульптура сидящего Будды. Династия Тан (618-907), камень
3. Скульптура сидящего Будды. Династия Тан (618-907), камень. Фэнлиньду, округ Юньчэн.
4. Будда Шакьямуни с двумя учениками. Династия Северная Ци (550-577), камень.
5.
6.
7.
8.
9.
Следующий зал посвящен Даосизму. Это древнейшее китайское учение, которое включает в себя элементы религии, философии, астрологии и медицины. Основной целью этого учения является познание "Дао" или "Пути вещей". Если человек следует этому пути, то в конечном итоге достигнет бессмертия. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-Цзы.
Даосизм начал складываться в Китае в период правления династии Чжоу со второй половины I тыс. до н.э. С I-II вв. возникает множество даосских школ и направлений, благодаря которым даосизм постоянно развивался, оказывая значительное влияние на искусство, литературу и другие сферы жизни китайского общества. Проповеди о долголетии и бессмертии обеспечили даосизму популярность в народной среде и благосклонность императоров.
Пантеон даосизма был очень разнообразен, он включал в себя древние культы, обряды и суеверия, а также всевозможных божеств, ответственных за различные сферы мироздания и человеческого бытия. Среди них были божества-повелители мира (Нефритовый император и Три Великих Правителя), божества-повелители сторон света и созвездий (Четыре Великих Владыки, Матушка Ковша, Пять Великих Владык Священных гор), божества-повелители природных стихий - грозы, дождя и ветра, божества-повелители водной стихии (Цари-Драконы); божества, отвечающие за жизненное благополучие и защиту от злых духов (Бог Счастья, Бог Богатства, Бог Долголетия, Бог Служебного положения, Бог Литературы, а также к ним относится Владыка Гуань Юй), божества покровители дома и домашнего очага, божества различных сфер сельскохозяйственной деятельности, божества покровители ремесел и городов и божества повелители загробного мира.
В народной среде особой популярностью пользовались Восемь бессмертных (Ба сянь): Люй Дуньбинь (покровитель литературы и парикмахеров), Чжан Голао (покровитель стариков), Ли Тегуай (защитник больных, покровитель астрологии), Хань Сянцзы (покровитель музыкантов), Цао Гоцзю (покровитель актеров и мимов), Лань Цайхэ (покровительница торговцев цветами и садовников), Хэ Саньгу (покровительница домохозяек) и Чжунли Цюань (покровитель солдат). Эти святые, наделенные одновременно и божественными, и человеческими качествами, приносили удачу и защищали от несчастий. Их изображения и статуэтки были широко распространены в Китае, особенно сюжеты, рассказывающие об их совместных приключениях.
10.
11. Скульптуры Восьми Бессмертных. Династия Цин (1644-1911). Дерево.
Каждый из восьми божеств держит в руках свой традиционный волшебный предмет. Хэ Саньгу (справа) - божество домохозяек, держит большую ложку. Часто её изображают еще с цветком лотоса. Существует легенда, когда правитель пригласил на торжество всех Бессмертных и они отправились к нему. На пути им пришлось преодолевать водную преграду и каждый переправился на другой берег при помощи своего волшебного предмета.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Одной из эмблем церемониальной утвари, а также в светском искусстве, был особый графический символ ба-гуа или восемь триграмм. Ба-гуа представлял собой восемь комбинаций из трех сплошных и прерывистых линий. Сочетание этих триграмм (вода-огонь, небо-земля, горы-гром, ветер-металл) олицетворяло равновесие и гармонию во вселенной, идею бессмертия в даосизме, а также благопожелательную надпись.
22.
Уходить с выставки долго не хотелось. Сидела и слушала колокольчики в музыкальном зале, потом птичьи трели и журчание ручейка. Гид рассказал нам, что празднование Нового года в Китае происходит согласно легендам и традициям. Есть у них такой персонаж - дракон времени. Каждый раз в определенное время он приходит и съедает год. Чтобы прогнать этого дракона, надо взрывать петарды, запускать фейерверки, шуметь, танцевать, веселиться. Этого шума и веселья дракон боится и убегает. Новый год в Китае во многом отличается от привычного нам европейского праздника. Он не привязан к какой-то определенной дате календаря, и каждый раз выпадает на разные числа. Как правило, это событие происходит в феврале или в конце января. В 2017 году пришелся на 11 февраля. Во время праздника вывешиваются праздничные бумажные фонари. Красные фонарики и вымпелы для оформления выставки были предоставлены китайским представительством.
23.
ДАВНО УЖЕ В ДОМЕ СВЕРЧОК
ЗАЗВЕНЕЛ
(I, X, 1)
Давно уже в доме сверчок зазвенел,
К концу приближается год,
И коль не вкусили мы радость теперь -
День минет и месяц уйдёт!
Не радуйся слишком, как ты бы хотел,
Но вспомни о жизни, что ждёт;
Пусть радость и счастье имеют предел
Ты должен бояться невзгод!
Давно уже в доме сверчок зазвенел,
И дни убегают в году,
И коль не вкусили мы радость теперь -
Дни минут и луны уйдут!
Не радуйся слишком, как ты бы хотел,
Но вспомни: труды ещё ждут;
Пусть радость и счастье имеют предел
Ты должен быть предан труду.
Давно уже в доме сверчок зазвенел,
Не слышно телег - тишина,
И коль не вкусили мы радость теперь -
День канет и минет луна!
Не радуйся слишком, как ты бы хотел,
Но вспомни, что горесть грозна;
Пусть радость и счастье имеют предел,
Да будет с тобой тишина!
Первая часть рассказа о древнем искусстве провинции Шаньси находится
здесь. Вторую часть можно прочитать в
предыдущем посте. Благодарю сообщество
moscultura и
tushinetc за приглашение на выставку. Получила огромное удовольствие и узнала много нового о культуре древнего Китая.