Пока свежи впечатления, хочу рассказать о веселом походе на комедию.
Театр Русской драмы под руководством Михаила Щепенко на сцене Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого
представил
спектакль "
Академия смеха" по пьесе японского драматурга Коки Митани. В рамках творческой лаборатории молодой режиссуры, постановка и сценография были выполнены Дмитрием Щепенко, сыгравшем роль Цензора в спектакле.
Он изображает своего героя непробиваемым чинушей: строгий мундир, застегнутый на все пуговицы, сцепленные руки, ровные интонации, бесчувственный холодный взгляд, ровный голос. Роль Автора играет заслуженный артист России Аркадий Аверин. В противоположность Цензору, он строит роль Автора на контрасте: гримасничает, хихикает, пританцовывает, всем телом выражает угодливость и почтение, пытается всучить начальнику какие-то неловкие подношения. Его стоящие дыбом волосы отражают ужас перед Цензором и являют полную противоположность гладкой, "прилизанной" прическе своего мучителя.
Драматург и цензор встречаются несколько дней подряд, и представителя власти все время что-то не устраивает. Сначала он придирается к коронному трюку ведущего актёра театра - терять везде свою вставную челюсть, и требует убрать это из пьесы. Потом требует сделать новую пьесу из "Гамлета" Шекспира, поскольку месть за смерть отца ему представляется более подходящей для постановки во время войны.
Надо сказать, что действие происходит во время войны 1940-го года между Японией и Китаем. Поэтому следующее требование Цензора - вставить в текст патриотические лозунги, кажется первому логичным. Но драматург обыгрывает это желание и делает смешной ход - называет лошадь именем "Божехраниимператора". Он как бы не нарочно выводит из себя чиновника и заставляет того проявить какие-то человеческие чувства.
Казалось бы, придиркам не будет конца. Цензор требует ввести роль полицейского, потом сам играет эту роль вместе с японкой-служащей Акико (актриса Мария Аверина), а в конце концов требует убрать из комедии все, что способно вызвать у зрителя смех. Автор страдает, негодует, пытается юмористически обыграть идеологические лозунги, но в конце концов выполняет все.
Это может продолжаться бесконечно, сражение драматурга и чиновника в какой-то момент видится настоящим японским танцем с мечами среди измятых страниц рукописи автора. Борьба за комедию, два противника становятся соавторами, актерами и уже не могут друг без друга. Но сама жизнь вмешивается в ход событий - драматурга призывают с действующую армию. И тут его недруг понимает, что его жизнь обеднеет от потери такой интересной и ставшей необходимой ему части, как общение с Автором.
Всё действие где-то незримо присутствует ворон, которого чиновник приютил и поселил в гостиной своего дома, когда птица была ранена. В ходе пьесы птица клюёт жену Цензора и улетает на волю, но в конце возвращается к своему спасителю "с женой и детьми". Судя по всему, это хорошая примета, говорящая об изменении в характере отрицательного героя - Цензора. Об улучшении его кармы может говорить и его любовь к птенцам и забота о них. И это благодаря общению с автором.
Действие пролетело стремительно под дружный смех аудитории, так много шуток в одном спектакле мне еще не встречалось. Но порой возникает ощущение, что шутки прошлого века очень современны. Хоть у нас и нет полицейской цензуры, такой должности, как цензор, не существует. Но каждый может в жизни быть цензором, не понимающим шуток и требующим невозможного от других. А смех помогает людям пережить тяжелые времена - так считает драматург и это чистая правда. "Поле боя" опустело, усеянное измятыми клочками бумаги, как и до начала спектакля. Но теперь-то нам стало понятно, как тернист путь драматурга и сколько препятствий подстерегает его на этом трудном поприще.
Низкий поклон актерам Московского Театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко, а также моя благодарность сообществу
moscultura и
pamsik за доставленное удовольствие - увидеть такой замечательный спектакль!