Узкоколейка в керженском лесу по воспоминаниям Фёдора Стрелкова

Sep 22, 2018 09:12



НАША УЗКОКОЛЕЙКА И УЖДАСЫ НА НЕЙ


 Остановка «Пассажирская». Борский район Нижегородской области, 1991 год. 16 фото физика из Дубны А.В. Стрелкова (АВС) в период 1987-1992 годы

Семья моего однокурсника по Горьковскому университету, известного специалиста по нейтронной физике из Дубны Александра Стрелкова, многие годы отдыхает летом и зимой в одинокой избе, стоящей посреди леса вблизи реки Керженец Нижегородской области. Об этой избе в моём блоге было рассказано, например, здесь:
http://g-egorov.livejournal.com/235363.html
http://g-egorov.livejournal.com/550503.html
http://g-egorov.livejournal.com/571842.html
     От его сына Фёдора Стрелкова (33 лет) в мой электронный адрес на-днях поступили воспоминания о поездках в разное время по этой нелегко проходимой местности летом и зимой. Они выпали в основном на детские годы Фёдора и его старшего брата Павла, к несчастью, не так давно умершего от болезни сердца, то есть на начало 1990-х годов.
   Итак, у кого есть интерес к поднятой теме, читайте вот эти подробные свидетельства очевидца поездок, подчас с курьёзами, по узкоколейной железной дороге (УЖД). Подлинной дороге жизни, на сегодня уже ушедшей в прошлое …

   Кордон Яры находится фактически в двух часах езды на автомобиле от Нижнего Новгорода. Лет 25-30 назад об этом даже не мечталось.
Добирались мы железнодорожным транспортом. От Горького электричкой около 20 минут до станции Киселиха, далее около километра пешком по посёлку Железнодорожный, а там начинался наш путь по узкоколейной железной дороге. Наш отрезок пути составлял 57,5 километров и пролегал от отправной станции Ситники, до нужной нам остановки, почти забытой станции Пассажирская.


(ещё 14 фото в конце текста)

Когда-то это была большая станция по перегрузке леса на УЖД. Сразу за ней путь уходил на мост через Керженец, на другой берег в посёлок Рустай. Мост был деревянный, весной из-за половодья и ледохода он часто был непроезжим. И пассажиров переправляли на лодках туда и обратно. Но в целях безопасности переправлялись засветло, а поезд приходил ночью. Пассажирам приходилось ночевать в пристанционной избе, поэтому народ и назвал станцию немножко с юмором - Пассажирская. Название закрепилось за этим местом, хотя в 80-е там уже избы не было. От станции до кордона Яры по лесной дороге всего 3 километра.
В конце 80-х поезда ходили 2 раза в день: днём почтовый, а вечером пассажирский. Поезда с виду были одинаковые: локомотив ТУ или ЭСУ и два пассажирских вагона. В пути на станции Керженец-1 к дневному поезду присоединяли почтовый вагон, потому состав так и назывался. Почтовый шёл от Ситников путь в 60 километров до пос. Рустай, а пассажирский шёл дальше более чем на 40 километров до пос. Кузьмияр.
С развалом страны наша узкоколейка стала быстро приходить в упадок, поскольку прекратилась вывозка леса. Пассажирские поезда стали ходить не каждый день. Закрывались и разрушались станционные здания. На «Пассажирской» в 1991 году полностью сняли путевое развитие, превратив бывшую станцию в полуофициальный остановочный пункт по требованию.
И время в пути заметно увеличилось: то вагоны сходили с рельс, то задержка из-за застрявшего на путях автомобиля, то ещё что-то.
И очередное "что-то" случилось в начале 1994 года. Днём 2-го января на электричке из Горького в Киселиху прибыла большая компания, в её составе были и я, и АВС, и брат Павел. Мы прошли пос. Железнодорожный, пришли на Ситники.
Обычно было так: на конечную станцию узкоколейки приходит состав, локомотив отцепляет вагоны, потом по соседнему пути в обратном направлении их обходит и другой стороной вагоны прицепляет. У вагонов и у локомотива сцепные устройства находятся спереди и сзади, вагоны и локомотив направления не меняют.
Но в тот день у притащившего вагоны локомотива (это был дизельный тепловоз ТУ7) отсутствовало сцепное устройство с передней (если ехать в Ситники) стороны - оторвали, дёрнув упавшее на пути дерево. И чтобы ехать от Ситников, этим тепловозом прицепить вагоны невозможно.
Железнодроржники приняли решение отправиться в Рустай (60 км от Ситников) на разворотный треугольник, на котором тепловоз развернётся и приедет, чтобы нас зацепить.
ТУ7 отправился в путь, по максимуму взяв некоторых пассажиров, в том числе и представителя нашего коллектива, тётю Зою, чтобы она предупредила, что поезд сильно задержится.
Ближе к вечеру мы подумали, что быстрее "развёрнутого" локомотива к Ситникам подойдёт состав вечернего пассажирского поезда, и его тепловоз сможет зацепить все вагоны сразу. На 1993-94 годы это был единственный день недели, в который тогда ходили и почтовый, и пассажирский.
Стемнело. Что-то пассажирский поезд задерживается с подачей под посадку. Многие пассажиры, почуяв неладное, стали отправляться в обратный путь - на Киселиху, далее на электричке. К 22 часам почти все пассажиры ушли на последнюю электричку в Горький. А мы и не думали возвращаться. Осталась только наша компания и ещё один мужик с двумя детьми.
Наконец, прибыл пассажирский состав: локомотив ТУ4 и пара вагонов. Мы надеялись на скорый отъезд, но ТУ4 поехал расчищать стрелки от снега и льда.
Я, Павел и другие спали в вагоне. Вдруг кто-то заходит в вагон и сообщает: "У тепловоза кончилась солярка!"
Выяснилось, что когда работы по расчистке были проделаны, тепловоз возвращался к станции и не дотянул около 40 метров. И АВС худым ведром таскал солярку, так и заправили тепловоз. А в это время вернулся ТУ7, по пьяни его развернули 2 раза, и пришёл с тем же отсутствием сцепного устройства с нашей стороны!
.
Наконец, где-то около часа или даже двух ночи, кто-то зашёл в вагон и попросил нас перейти в другой. Поезд потихоньку отправляется в путь. Наконец-то!
Едем.
Без проблем проехали 40 км пути. Постояли на остановочном пункте в Больших Орлах, и сразу за ним переезд. А накануне в оттепель грузовики натащили на рельсы мокрый снег, который за несколько часов на морозе успел окаменеть. Тепловоз, едва тронувшись после остановки и заехав на этот переезд, выехал на лёд и сошёл с рельс.
Я оставался в вагоне. На улице начали думать, как решить проблему. Вдруг мы поехали назад, проехали несколько метров. Удивительно! Всё оказалось просто: нас прицепил и оттянул шедший сзади ТУ7, ведь как раз с нужной нам теперь стороны сцепное устройство было в порядке. А ТУ4, когда съезжал с рельс, колёсами сделал по твёрдому льду этакую колею, по ней же и въехал обратно. Так мы и отправились, и последующие 16 км ехали без приключений. И вот она, Пассажирская. Поезд останавливается. Выгружаемся. Ура!! Приехали!!
Выгрузились, поезд отправился далее, и не успели мы отойти, как вслед уходящему поезду буквально через минуту прошёл тот самый дважды развернувшийся ТУ7.
По лесу добрались довольно быстро, уже светало, было около 7 утра.
И несмотря на непростой путь, мы немножко поспали и потом быстро вошли в ритм кордонной жизни.
Фёдор Стрелков
Корректировка и редактура - А.В. Стрелков




























Творчество друзей 2018

Previous post Next post
Up