Эскизы.

Jun 11, 2013 12:29




С эскиза начинается любая художничья работа. Во всяком случае, работа над эскизами к предметам ДПИ. Может быть, кто-нибудь из графиков способен создать шедевр сходу, если график рисует как дышит, но для предметов ДПИ подготовка необходима
С разговора о работе над эскизами приходится начинать любой курс с учащимися любого возраста.
Собственно, каждый волен делать эскизы как и где хочет, и где удобно. Речь пойдет об эскизах учебных. Но, возможно, кто нибудь будет так работать с эскизами  и дальше.

Для начала, имеет смысл делать эскизы на ОТДЕЛЬНЫХ листах бумаги, формата А4 или А3.

Рисовать с ОДНОЙ стороны.

Такой вид работы позволяет не стесняться с размером набросков, и дает возможность разложить эскизы в ряд и сравнивать варианты, не заглядывая на изнанку листа, для того, чтобы выбрать, какой из набросков лучше. А на обороте можно писать или рисовать дополнительную информацию. Для меня, как для преподавателя, необходима свободная изнанка листа. Я сама не люблю, когда кто-то лезет в мою гениальную картинку, поэтому пояснения и замечания  рисую либо в стороне от студенческого наброска, либо с изнанки.
  Почеркушки (фор-эскиз) имеет смысл делать, отступив от края на некоторое расстояние. Об этом я говорю отдельно, ибо некоторые активно экономят бумагу, вычертив в углу листа ма-а-а-ленькое поле и загоняя картинку в эту рамочку. При таком подходе срез бумаги не дает возможности менять величину картинки, а лист бумаги все равно пропал.
  Фор-эскизы делаются без масштаба, иногда картинки мелкие, по нескольку на листе. Нужны они для того, чтобы определить для себя направление работы над образом, вид материала и общий вид предмета.
  Иногда учащиеся перечеркивают начальные картиночки или многократно стирают, если рисуют карандашом. Перечеркивать я запрещаю, а вместо карандаша предлагаю рисовать черной гелевой ручкой. Дело в том, что , когда начало работы многократно стирается и перерисовывается, то невозможно сравнить варианты и выбрать лучший, а время уходит на бесполезный труд.
  Гоняю за не относящиеся к заданию надписи и поясняющие подписи, типа "Это шишка", выполненные пафосным шрифтом)
  Особо гоняю за сложенные вчетверо листы.
  Наконец, благодаря мелким картинкам, определено общее направление работы. Следующим этапом необходимо привязать эскиз к реальным размерам. Если вещь небольшая, имеет смысл рисовать эскиз в натуральную величину.  Такие вещи, как чашка, украшение, кошелек, небольшая сумочка вполне поместятся в стандартный размер бумажного листа. Если мы рисуем их "в натуру", то уже на стадии эскиза имеет смысл уточнить все детали формы и декора и отрисовать их поподробнее. Чем тщательнее проработаны эскизы, тем проще делать чистовой проект и работать в материале в дальнейшем. Если вещь крупная и "не влезает" в лист, пользуемся масштабом. Масштаб может быть 1:2, 1:5, 1:10., и так далее. Выбираем нужный масштаб, делим размеры на определенное число и приступаем к эскизам. Затем размер изображения увеличиваем, если это необходимо для окончательного варианта или для изготовления картона-шаблона в натуральную величину.
  Имеет смысл также разметить, или даже вычертить предполагаемые размеры предмета, если они известны или указаны в задании, в натуральную величину или в масштабе. Это необходимо для того, чтобы не получить неприятного сюрприза в виде искажённых пропорций или не желающего помещаться в указанные размеры орнамента и так далее. Многие сталкивались с тем, что при увеличении, симпатичная маленькая почеркушка теряет всю прелесть и не желает вписываться в нужный размер. Кроме того, квадрат, нарисованный от руки может оказаться очень даже не квадратом, если измерить его стороны.
  Иногда, помимо эскизов как таковых, в поисках образа, художники просто рисуют картинки на тему задания. И тогда, кроме собственно подготовительных к проекту эскизов, появляются замечательные листы авторской графики, забавные персонажи, новые приемы в работе с материалами, истории в картинках, комиксы... Все это может в дальнейшем служить материалом для сосем других работ, каких-то иллюстраций, вещей, картинок, живописи и так далее. Какая- нибудь маленькая деталь из старой работы может натолкнуть на свежую мысль и старая тема получит совершенно неожиданное развитие в дальнейшем.

Азаренкова Елена Николаевна, преподаватель дополнительного образования ДДТ "На 9-ой линии".

преподавательское, училка как она есть, художественное образование

Previous post Next post
Up