Jun 22, 2014 21:03
Первый раз в жизни с внешними бизнес консультантами я столкнулся на заре своей карьеры. Сразу после выпуска из высшего учебного заведения устроился в издательство Р. простым программистом. Еще через год, заработав прорву денег на серии известных книжек собственники издательства решили потратить их с пользой на развитие бизнеса, но куда и как, вот в чем встал вопрос. Так у нас появились консультанты. Одна отечественная контора. Что и как они там советовали мне было знать не по штату, может и что то дельное. Цель была поставлена вывести Р. в лидеры детской литературе на просторах СНГ.
Реализовался же этот амбициозный план так
- Выперли почти весь топ-менеджмент;
- Бодро описывали и оптимизировали бизнес-процессы (полагаю что все);
- Сильно изменили орг. структуру - появилась куча дирекций и соответственно директоров, вице-президентов и просто менеджеров среднего звена.
- Увольнение всех несогласных, чистка рядов и тому подобное. Кто-то из старой гвардии уходил сам громко хлопнув дверью.
В итоге штат вырос точно процентов на 40 %. Наймом занимались тоже консалтеры, точнее жена не то владельца не партнера фирмы-подрядчика. Тогда я впервые услышал слово HR. Предполагаю, они сильно торопились закрыть контракт и получить бабки. А сумма гонорара по тем временам (2003-2004 гг) была для меня нешуточная, уже не вспомню (мы программеры, ясное дело, имели доступ к любой информации), но это несколько сотен тысяч долларов, если не лимон. Для сравнения, моя компенсация была 800 баксов, для вчерашнего выпускника деньги не хилые. За 1000 можно было барышню на 2 недели в Турцию свозить в хороший отель 4 звезды.
Так вот, по ощущением наняли они, в основном, редкостный сброд. К примеру, мы, IT служба - 2 программера и 3-4 админа с инженерами подчинялись напрямую фин. директору. У нас даже старшего не было, пытались какого-то дядю привести, но он не прижился. Это ДО. ПОСЛЕ была придумана Дирекция по общим вопросам, куда помимо нас попали Секретариат, АХО и еще кто-то. Во главе встал некто З., по своему примечательная личность - его фотографию запросто можно поместить в словарь русского матерного языка под словом долб-б. З. виртуозно владел 2-я навыками: красть, и второй - до сияющей белизны вылизывать анальное отверстие вышестоящему начальству. Соответственно второе помогало беспрепятственно вытворять первое. Об IT он знал только что там можно хорошо нагреть руки, про АХО примерно тоже самое , ну а про Секретариат - что главное их задача, естественно, оказывать интимные услуги. Я могу про З. рассказать тысячу и одну смешную историю, скажу только что его карьера в издательстве таки закончилась года через полтора - когда наш Президент застукал З. совокупляющимся со своей секретаршей в гардеробе, чуть ли не на шубе жены Президента во время новогоднего корпоратива. Сам, увы, я этого не видел. И если вы думаете что З. от позора застрелился, то глубоко ошибаетесь. Поговаривали что он ушел в Эксмо вместе с клиентской базой. Примерно таким же специалистом оказался и новый коммерческий директор. Еще мне врезалась в память история с начальником АХО, которого тоже отобрали консультанты. Буквально недели через 3 после выхода он пришел на работу в субботу, нажрался и упал в шахту лифта. Благо было не высоко. Как это он смог, никто не знает. Короче, о качестве работы HR консультантов можно составить представление.
Жаль я не знаю условий контракта с консультантами, была ли там только фиксированная часть или что-то от результата. Однажды они просто исчезли, то ходили везде и всюду как зондер-комадна, а то бах, и их нет. А мы остались. По новому расписанию проработали месяцев 6-8. У издательства начались финансовые проблемы, ибо нанимали не особо думая о расходах лучших из лучших , а реального выхлопа не получилось. Я покинул фирм при втором факте задержки зарплаты, ушел на team лида в разработку и конец истории знаю со слов бывших коллег. Собственники (их было 2) взглянули на итоговый Income statement от проекта и жестоко разругались. Один забрал себе физические активы , в первую очередь здание у метро, другой - бизнес, права на книжки и т.п. Надо отметить, что у Р. оказалась весьма преданная команда из числа низшего персонала и бизнес они вытащили из крутого пике, молодцы, не без помощи очень популярных книжек конечно.
Для себя же вынес из этой истории, что консалтинг это зло, а консалтеры - придурки. Если уж ты, как собственник, не знаешь что делать со своим бизнесом - продавай и езжай на Канары. Молодой был, категоричный. Со временем, работая на проектах с консультантами таких фирм как IBS и тому подобных, я только укрепился в этом мнение - заносчивые, высокомерные …. И вот спустя без малого 10 лет довелось мне плотно соприкоснуться с элитой элит бизнес-консалтинговых фирм. Это не просто премьер лига, это лига чемпионов. Не из РФ конечно. Мечта работы многих, кто учится или собирается учиться в самых крутых бизнес-школах планеты. Ну и как оно?
Во-первых, нужны они или нет, внешние консультанты? Практика показывает, что даже в сравнительно небольших конторах, человек этак на 300, провести в жизнь изменения, даже если владельцы уверены в их необходимости, крайне сложно, и вообще бывает невозможно без посторонней помощи. Что у ж говорить про пром. предприятия тысяч на 20 персонала. К слову, управление изменениями наиболее сложная дисциплина в менеджменте. Странно конечно, но в RSM ее не было даже в факультативе. Так вот, проблемы две, первая - источник новых идей, практик. Вторая - претворение этих новых практик в жизнь. Топ - менеджмент в изменениях особо не заинтересован, риск и все такое. Проще продолжать гонять заезженную пластинку до дыр. Смена менеджмента - риск еще больший. Не зря русский народ прямо не рекомендует коней менять на переправе. Поэтому консалтеры фактически единственный вариант проведения изменений для среднего и крупного бизнеса за более-менее сжатый конечный период. Они это знают и бессовестно пользуются. Однако при умелом подходе можно вполне эффективно работать. Для примера скажу, что тема изменений своими силами в нашей фирме муссировалась года 2 или 3. Все знали и признавали проблему, кумекали что делать, летели головы, а воз не сдвигался ни на миллиметр. Теперь летим на сверх звуке практически, аж уши закладывает.
О выборе. Наш холдинг выбирал из самых-самых, кто работает на территории РФ. Отечественные представители даже чисто гипотетически не рассматривались. Сам я в этом не участвовал, смотрел только документы. В итоге заявилось 5 или 6 домов. Все их знают. Один честно признался что не потянет и от участия отказался. Реально имело смысл выбирать из двух. Остальные прислали туфту и демпинганули в надежде срубить денег по легкому. Не получилось. Первый вывод, качество консалтинга в нашей стране все еще оставляет желать лучшего. Видимо даже в рамках одного дома в сравнении с офисами в других странах.
Конечно главное достоинство глобальных консалтинговых фирм - это глубочайшая база знаний, накопленная за десятилетия работы. Полагаю по факту в части креатива им и делать ничего не надо - залез в архивчик , покопался, переделал название заказчика в презентации и готово. Утрирую, конечно. Сильны они в экспертизе и диагностике, опять же видно что пропускают инфу через мощный мозговой центр, а не просто корпят командой из пары персонажей. И конечно продать себя умеют, очень ловко манипулирую данными, масштабом, язык подвешен что надо. Молодцы. Нам они не предложили чего-то горячего - каждая инициатива давно, хорошо известный и опробованный инструмент / практика. Достойно, что не было пустой болтовни типа мы вас сделаем властелинами вселенной, все в ажуре: инициатива-план реализации-ожидаемый эффект с обоснованием. Мысленно я им аплодировал. А вот в части воплощения инициатив ….
Первый интересный момент, на который обратил внимание в ходе диагностики - проект на стадии завершения де факто завис на 99 %. Вроде бы и отчётных материалов было немного и надо было дожать только чуть-чуть. Ан нет, начали забалтывать, завтра-завтра, ой забыли, вот в четверг непременно и т.п. Я, как РП всегда исходил из того, что проект выпоенный на 99 % является не выполненным и ввел у своих подчиненных правило, что за сданный на 99 % проект выплачивается премия в размере 1% от обещанной. У наших мега консультантов видимо все не совсем так. Кстати, выяснилось что они совсем не умеют делать документы (об это ниже) и это одна из причин не умения или не желания доводить дело до конца . Для них финиш это презентация перед боссами заказчика: выступил, аплодисменты. А тут надо какие-то регламенты писать, отчеты и т.п. Не царское это дело. Зато свои счета они вовремя выставляют. Только Куранты пробили дату и время окончания в договоре - звонок с проходной, вам курьер с пакетом. В Акте фраза: «замечания принимаются в течении N дней с момента получения», я ж типа за него расписался, принял песок в часах посыпался. При том что приемка назначена на через 2 недели по их же вине. Руководитель проекта даже не удосужился позвонить, предупредить. Меня бы заказчик за посланный до приемки Акт просто сожрал бы живьем …. Однако, что положено Юпитеру …. J
Далее удивило что они фактически не осуществляют планирование. Есть конечно общий план с верстовыми столбами (mile stones) и все. Детальный горизонт планирования - максимум недели 2. Раз в неделю обновляют. Я с наивной улыбкой как-то спросил: « а какую систему управления проектами вы используете? MS Project, Primavera, свою? » и получил ответ типа «Эх ты, деревня, на таких проектах она ни к чему, это ж не стройка». Ну-ну ….. Значит глубокой проработкой планов мы себя не удосуживаетесь. И риск-анализом вероятно тоже. По курируемому мной модулю я планчик сделал, прикинул узкие места с учетом специфики нашего предприятия. Показал начальству, консалтерам. Последние сказали спасибо, учтем и, полагаю, забыли через 2 минуты о его существовании. Ничего - напомним. А вообще примеров, чисто бытовых, когда они не могут или не хотят прикинуть свои действия хотя бы на шаг вперед много. Там забудут пропуск заказать(у нас это относительно специфичная процедура) какому-нибудь эксперту и он томится на проходной минут 40, пока наш офис-менеджер у которой есть нужная для пропусков софтина обедает. Не припомню случая, что бы их презентация к совещанию или иному мероприятию была готова хотя бы за час до его начала. Хорошо если минут за 40 и все в режиме ошпаренной кошки вынуждены делать раздаточный материал. Уже предвкушаю героические броски на амбразуру в исполнении консультантов в конце этапов.
Вообще пашут они много, это факт. У нас на фирме народ испаряется с рабочих мест как только исполнится 6 вечера. Они и до 7 сидят, а потом едут к себе и там могут до часа ночи работать. Но есть у меня подозрение, что причины данного трудового героизма в том числе и в не умении либо не желании планировать и распределять человеческие ресурсы. Вообще, свои людей они выделяют явно мало. Может из-за кризиса у них лишних людей нет и тотальная экономия. Может специально делают, что бы смолоду приучать их на работе жить.
По команде расклад такой: 2-3 партнера общее руководство, руководитель проекта и пехота - консультанты из расчета один либо пол человека на подзадачу. Самый интересный это РП. Он скорее мозговой центр, который агрегирует работу консультантов. Он ведет все презентации и вообще - лицо всего проекта. Персонаж зачетный, видно что подкован и теоретически и практически. Язык подвешен - атас! Короче птица-говорун, обладает незаурядным умом и сообразительностью. Но …. он не классический РП, таким каким его определяют стандарты проектного управление. В части именно управления проектом их РП делает процентов 15 от того что должен согласно тому же PMBoK. Он скорее такой Team Leader. Задачи он ставит конечно и направляет своих бойцов, но вот именно управление проектом и его эффективность страдает в пользу творчества и креатива.
Касаемо их пехоты, они конечно ребята образованные, дипломы красные наверно имеют, теорий много знают и все такое. Из 7-рых с которыми я имел дело - по-настоящему толковый и грамотный только один. Очень приятно с ним работать. Он, кстати, единственный кто без гонора. Еще один подает надежны, однако он уже в звании старший консультант. Остальные, так - на мой вкус ничего особенного. Один даже ухитрился дров наломать, да так, что даже нашему Председателю кто-то успел накапал. А гонора конечно хватает, особенно у тех кто моложе. Элита, ни хухры-мухры. Советы слушать мы не хотим, когда в дерьмо вляпаемся гордо отказывается от предложенной помощи, лишний раз не подойдем не спросим.
К слову, видно что работают они по шаблонам. Видимо есть успешный опты, где-то, когда-то, наработки или какое-то стандартизованное решение. И они пытаются повторить его на новом проекте в самых мельчайших деталях. Мне достался модуль с большой IT-составляющей. Взглянул на предложенное решение, на чисто технические вещи, которые сам ход проекта никак не меняют. Кое-чего мне там не понравилось, показал нашим ITшникам, они говорят да - коряво выглядит, нет проблем сразу красиво сделать. Дали предложения консультантам, они уперлись - мы знаем что делаем, не мешайте. Говорю - обоснуйте, зачем сначала делать так, а потом переделывать, когда можно сразу нормально. Ответ один - Так надо, не лезьте! Чувствую будет как в анекдоте про девочку, которая покупала сметану:
- Мама сказала сметаны, мама сказала деньги на дне бидона.
Фокусы для фраеров. Вот это конечно забавно. К примеру в методику расчёта экономического эффекта (а от него зависти большая часть гонорара) коэффициент левый всунут, ничем не обоснованный, либо пишут обоснованный не туда. Или что-нибудь три раза просуммируют в формуле вместо одного раза. А когда им пальцем ткнешь, мол «это что такое?» - улыбаются детской улыбкой - «ой, ну да, как это мы сами не заметили». Про Акты с «если вы не подписали, значит работы вы приняли» я уже упоминал. Не скажу что на лицо желание наколоть, причем как-то детское, неумелое. Но очень похоже. Не знаю, может у америкосов так принято. У них запросто и Украина в Россию газ экспортирует. Это было бы смешно, если бы не отнимало кучу времени. Методику мы уже завернули раза 3. И каждый раз в ней какие-то адские формулы в надежде что мы не захотим вдаваться в подробности и подмахнем не глядя. Типа измором берут.
Или возьмем к примеру историю с Актом. Ну передали мне конверт, я за него расписался, что получил. А за опись документов внутри я расписался? Нет. А что там? А хрен его знает. Так что никого Акта я не получал и в глаза не видел. Ждем недельки три, пишем официальную претензию, письменно, с исходящим и понеслась. В принципе консалтинговые услуги можно совершенно законно не принимать бесконечно долго, в суде будет позиция железобетонная, так что риски все на стороне консультанта. Да, расчет может быть на то, что мол нам конфликтовать не выгодно. Однако это смотря на каком этапе, после диагностики нет, а когда мавр свое дело сделал - то почему бы и не кидануть его? Так что в Акте можно писать что годно, толку для подрядчика будет ровно ноль. Я полагаю, американские юристы таких косяков не допускают. А вообще, недооценка оппонента может вылиться в большие проблемы. Мы ведь именно оппоненты - подрядчик-консультант только и прежде всего думает о своем гонораре, заказчик об успешном внедрении изменений и эффекте от них. Де факто цели не совпадают.
Еще чисто американская фишка, такой классический американизм - презентации. 95 % исходящих документов(материалов) от них - это презентации. ТЗ запросто может быть в виде презентации. Кстати презентации они делают классные, особенно для боссов для событий значимых. Как я выяснил у их целый отдел этим занимается, рисует презентации, причем в 2 смены работают - дневную и ночную. Прикольно. Однако данный подход сильно напоминает комиксы. Зачем заставлять читателя тратить силы и время на Войну и Мир Толстого, когда можно сделать ему чудесный комикс страничек на 100 где рассказать всю историю. Вот так и наши «американские» друзья - на любой вопрос нам комикс рисуют в Power Point. А вот просьба написать документ, хотя бы страничек на 5 - повергает консалтеров в ступор и отчаяние. Как будто малыша кормишь невкусной кашей. Нет!, Не хочу!, не буду! Читать их ТЗ без слез просто не возможно - реферат студента 1 курса. Причем, самое смешное, они себя в основном подставляют. Между прочим не знаю как за бугром, а в нашей корпоративной культура работы с документами довольно важна для выстраивания коммуникаций.
Вообще, своего рода столкновение культур (пусть и корпоративных) у нас имеется. Насколько я знаю, за пределами РФ у консультантов училось только пара человек, остальные гении - доморощенные. Но по повадкам все американцы - высшая нация J. То что они там себе воображают - это хрен с ним. А вот коммуникации строятся сложно - это факт. Причем и с нашей и с их стороны люди действительно трудно понимают друг друга, а главное ни первые ни вторые за редкими исключениями не горят желаниями делать шаги на встречу друг-другу с целью действительно построить единую команду. Да, готов признать - их корпоративная культура более зрелая, у них есть чему поучится и они действительно многими бюрократическими могут пренебречь. Однако и нас есть чему поучится as well.
Вывод номер раз. Как не больно признавать толк от привлечения консалтинговых фирм для решения чисто бизнесовых задач есть и его довольно много. Причем америкосы в этом деле действительно лучшие из того что есть, во всяком случае в РФ. Однако нанимая даже самого-самого именитого и дорого консультанта рассчитывать, что можно будет занять места в зрительном зале и ждать когда будет доставлен проект, а уж тем более экономический эффект от него - мягко говоря легкомысленно. А именно такую позицию, увы, старается занять наш менеджмент. Кроме того, без поставленного на фирме более-менее сносного проектного управления добиться значимого эффекта от работы консультантов очень непросто. Отмечу что уровень проектного управления в нашей компании моим минимальным ожиданиям не соответствует. И это проблема. Потихоньку работаем в этом направлении. К слову, для постановки на фирме именно проектного управления в организационных проектах, да и в IT, в инвест. проектах консалтеров звать вовсе не обязательно. Гораздо выгоднее не скупится и брать опытных, сертифицированных РП. Ибо это как раз тот случай, когда сэкономленный на зарплате миллион может обернуться недополученными, а то и потерянными 100 миллионами. Консалтеров можно конечно взять что бы они кирпич методологии проектного управления написали … а в остальном - запросто обойтись без них.
Ввод номер два - даже в топ-консалтинге работают отнюдь не супермены, как в том числе, любят рассказывать в бизнес-школах. Толковый народ, но да супер …. еще расти и расти. Так что кому интересно, пробуйтесь, подавайте заявления вне зависимости от того, как расцениваете свои шансы. А не возьмут - не расстраивайтесь, может как раз и не взяли потому что уж слишком умный.
P.S. Как ни крути, а отметить нужно, что в фирме консалтеров много уделяют внимания развитию своих людей. Там и программы индивидуального развития и какие-то team building устраивают и на семинары в Германию возят. Конечно в этом чисто потребительский интерес компании, который особо и не скрывают. К примеру, рабочий день у консультантов официально не нормированный. Но нам, нашей корпоративной культуре до того подхода к людям еще зреть и зреть…..