«Гербарий: интерпретации гербов городов»
Накопилось много интересного в процессе создания серии, вот и захотелось написать об этом. Материал является логичным завершением проекта, точнее, одной из его частей. А пока идет работа над следующей серией, может, кому-нибудь будет интересно почитать о процессе создания. Да и не лишним будет рассортировать мысли.
Полную версию проекта можно посмотреть на сайте
Behance.net
Материал будет разделен на три части. Каждую часть планирую писать по воскресениям, чтобы было что почитать вечером или с утра в понедельник. Возможно, формат приживется, и такие заметки будут выходить на регулярной основе.
Сегодня речь пойдет о идее проекта и создании первых иллюстраций к гербам Челябинска и Екатеринбурга.
Идея проекта
В очередной перерыв между рабочими проектами (которых, на самом деле, было не так уж и много) появилось свободное время порисовать для себя. Уже тогда была идея начать какую-нибудь крупную серию работ, но не мог определиться с тематикой. К тому времени уже были готовы несколько серий, но все они не отличались уникальностью (
«Гибриды» или
«Планеты», например). Хотелось создать что-то новое, а не добавлять свою версию в копилку к известным сюжетам. Поэтому постеры и обложки к фильмам и книгам были отложены до лучших времен. Здесь стоит добавить, что мне всегда нравилось изображать образы по описаниям или усложнять какие-нибудь простые сюжеты.
Еще, давно хотелось затронуть свой родной город. И эту мысль можно считать точкой отсчета, проект уже практически сформировался. Есть город, у города есть герб. Гербы обладают собственным описанием, в которых уже содержатся сложные и интересные сюжеты.
А название «Гербарий» служило краткой версией полного описания проекта. Не хотелось каждый раз писать «интерпретации гербов российских городов», а на тот момент не придумал ничего лучше. Но название прижилось, люди стали спрашивать «когда будет свежий гербарий?» Так оно и закрепилось.
И еще один момент. Через какое-то время стал находить различные публикации, в которых, внезапно, мои работы вдруг стали новыми версиями гербов. Разумеется, это не верно. Иллюстрации созданы на основе впечатлений, они никак не заменяют существующие гербы.
И наконец, сформировав идею, пришло время нарисовать первую иллюстрацию...
Гербарий Челябинска
Разумеется, начать решил с родного города, хотя покоя мне не давал совсем другой герб. Но об этом, чуть позже. Итак, для создания иллюстрации не хватало геральдического описания и самого изображения герба. Для этих целей, очень быстро нашелся сайт
geraldika.ru, с которого в последствии я и брал всю информацию.
«В мурованном, с теневой стенозубчатой главой серебряном поле на зеленой земле навьюченный золотой верблюд.» Итак, выделим основные элементы. Земля, верблюд, вьюк и крепостная стена. А теперь подробнее: зеленая земля подразумевает какую-то растительность; верблюд, судя по изображению, типичный
дромадер; крепостная стена... И вот тут что-то пошло не так. Ведь по истории известно, что Челябинск был деревянной крепостью, а не каменной. Может, что-то путаю, но захотелось разобраться. Немного покопавшись, находится версия герба 1994 года, где в описании сказано:
« - часть крепостной стены в подтверждение того, что город Челябинск был основан как российская крепость 13(2) сентября 1736 года.» Ищем информацию по 1736 году:
"Эта крепость также находится на реке Миясс, на южном берегу, она похожа на Миясскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих бревен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей." Даже удалось найти план крепости:
А вот о каменной стене на территории Челябинска, к сожалению, так ничего и не нашел. Буду рад, если кто-нибудь поделится информацией на эту тему. В любом случае, было решено заменить каменную стену ее деревянным источником.
Осталось только взглянуть на старину дромадера, не часто приходилось рисовать верблюдов:
И после бессонной ночи графическая иллюстрация, наконец, была готова. Если интересно, то я всегда работаю сначала в графике и только потом добавляю цвет:
Оформить всю серию захотелось в виде графических плакатов. По цветам хотелось сразу отказаться от привязки к оригинальным гербам; раз решил интерпретировать образы, почему бы не поиграться и с цветом? В итоге, получилась иллюстрация, которая послужила основой для всей серии. А впереди ожидал своей интерпретации следующий герб...
Гербарий Екатеринбурга
Итак, первая иллюстрация готова, с форматом определился, но какой город взять следующим? Конечно же, в голове крутилась Москва и Санкт-Петербург, но до этих мегаполисов мне хотелось поработать совсем с другим городом. Собственно, еще формируя идею и просматривая карту я нашел ЕГО. Казалось бы, хорошо знакомый город, каких-то 200 км от Челябинска, но вот на его герб я впервые обратил внимание. В общем, интерпретация герба Екатеринбурга сразу обещала стать неплохим челленджом:
«В пониженно пересеченном зеленом и золотом поле вверху - серебряная рудокопная шахта (в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках) и плавильная печь с червленым (красным) огнем внутри, внизу - повышенный лазоревый (синий, голубой) волнистый пояс, окаймленный и продольно тонко разделенный серебром. Щитодержатели - золотые, с червлеными языками, медведь и соболь, имеющие ошейники из черно - золотого беличьего меха (в два ряда) и стоящие на подножии в виде золотой ленты, посередине которой - серебряная друза из пяти кристаллов.» Эээ, хорошо. Судите сами, неплохой набор элементов. Сразу убираем поле, странную каменную корону и золотую ленту. Что остается? Серебряная рудокопная шахта. Плавильная печь. Повышенный (!) лазоревый волнистый пояс. Медведь и соболь, с дополнительными ништяками. Друза из пяти кристаллов. Ух.
Задача представлялась трудной, объединить все это в один сюжет. Но после пары эскизов, быстро нашлась общая грубая форма:
Если попытаться описать образ: агрессивный медведь на друзе кристаллов, вокруг медведя вьется соболь. Щитодержатели не простые: медведь-печь и соболь-шахта. Да, мне нравится крепить на спины животным архитектурные объемы (
«Cervus»). И не только на спины (
«Amsterdam»).
Образ агрессивного медведя удалось ухватить сразу:
Но скрестить медведя и печь оказалось довольно проблематично. Все дело в том, что печь, хоть изредка напоминающую изображенную на гербе, найти не удалось. При поиске попадались либо современные печи, либо довольно грубые рисунки. Но поиск на англоязычных сайтах быстро показал нечто похожее. Очень понравился такой вариант:
С остальными элементами особых проблем не возникло и на спину к медведю забрался соболь:
И вскоре, «Гербарий» пополнился еще одной иллюстрацией:
Вот теперь можно было приступить к городам покрупнее. Своей очереди ждали Москва и Санкт-Петербург...