Люди

Mar 24, 2012 20:29


Здравствуй дорогой друг!

Есть одна вещь в Грузии, которая выходит за рамки моих прежних представлений о взаимоотношениях между людьми. Точнее об отношении людей к нам, или по каким причинам местные люди делают нам добро. В чём именно выражаются эти поступки и мой анализ «на первый взгляд» я и хочу описать тебе в этом письме.

Перед переездом в Грузию я немного волновался. Где нам остановиться со всеми нашими вещами на то время, пока найдём подходящий дом в аренду? Я позвонил сыну хозяев дома, в котором мы жили летом, и сразу на душе стало легко от таких слов: «Приезжай! Конечно ждём! В любое время! Всё подготовим!»

По приезду мы предложили платить за каждый день проживания и начали искать дом. Времени было мало, так как по срокам жене рожать уже месяца через полтора, а надо ещё обжить место. Много было предложений от людей жить с ними в одном доме на разных этажах. Маленьких одноэтажных домов здесь нет, а пустующий большой двухэтажный с элементарными удобствами дом - редкость, как тогда казалось. Поиски привели нас в село Пирвэли Маиси в получасе езды от Батуми в сторону горной Аджарии. Там оказался подходящий для нас дом. Люди живут здесь не скучено. По одну сторону одни соседи, по другую другие и всё, больше никого не видно со двора. Большие огороды, река, горы. Вот оно, уединённое место для домашних родов.

Мы так думали. Пока не начали жить в этом доме. В гости к нам стали ходить постоянно, причём без приглашения. В России мы жили в городах, где  даже соседей по лестничной клетке лучше не знать, на всякий случай, не то, чтобы пойти к кому-то в гости без звонка или кто-то нагрянет, как «снег на голову». «Мой дом - моя крепость», «Нежданный гость - хуже татарина». Мы к этому привыкли. Здесь же к нам приходили каждый день и даже по нескольку раз в день. Мы только слышали окрик у входа, и вот уже гость заходит в комнату. Причём это по-доброму, с улыбкой, с каким-нибудь угощением. Незначительный повод для прихода есть, но и он не обязателен. Мало того, постоянный вопрос с недоумением: «Почему вы в гости не приходите? Приходите! Мы вас ждём!»

Для нас в гости пойти, это целое дело. Собраться, не с пустыми руками, по поводу. Поэтому мы не знали, как поступить. Да и какое уж тут уединение!

Стали спрашивать у своих батумских знакомых об этом. И как выяснилось, здесь такие традиции взаимоотношений между людьми. Зачем формальности? Зачем скрытность? Зачем кого-то строить из себя? Я прихожу к соседям, и не важно, что я хотел всего на минуту.  «Проходи, садись!» Мне всегда рады. Тут же передо мной ставят вазу с мандаринами, готовят чашку кофе и подают пирожное (пирожные готовят сами и в домах они есть всегда). Нам понравилось. Жить с людьми, имея непосредственные отношения, гораздо спокойнее, чем отгородившись от всех железными дверями своей квартиры. Здесь двери не заперты, даже если никого нет дома. В этом я неоднократно убеждался.

Такое гостеприимство сопровождается добрыми поступками по отношению к нам. Хозяин дома позволил нам пилить некоторые негодные деревья во дворе на дрова. Бензопила есть у одних соседей. Я покупал бензин, а они пилили. Причём приходили пилить не по моей просьбе, а всегда по собственной инициативе, как будто они следили за количеством моих дров.  Соседка, пожилая женщина Циури, вызвалась сопровождать нас по  делам оформления новорожденного. А ведь это надо было в больницу, в реестр, и не по разу, и с ожиданиями. Другой сосед, Джумбэро, по моей просьбе сделал нам полку из дерева на нашу кухню за пару часов (он столяр). Когда я пришёл рассчитываться он назвал цену в 20 лари (около 400 рублей), но чтобы 10 лари я отдал, а 10 лари он дарит. И ни в какую по-другому. На Новый год принёс нам ёлку из еловых веток, прикреплённых к палке. В другой раз мне нужен был большой топор для рубки пеньков. На рынке такой стоит 40 лари. Я купил топорище, а соседям сказал, что попрошу Джумбэро (он не говорит по-русски) сделать мне рукоятку. Джумбэро сам пришёл, забрал у меня топорище и вечером принёс готовый топор. Денег сказал не надо. А сколько ещё в мелочах! Всего не перечислить.

Когда я попал в аварию, все вопросы, связанные с переговорами с потерпевшими и полицией, взял на себя сын Циури - Эмзари. Вот так вот, обменялся с ними тел., договорился о встрече. Я и глазом моргнуть не успел, а он уже пришёл на следующий день и сказал:  «Поехали!». По дороге он просил поддерживать его. Конечно, я согласился, это же мне, по идее, всё разгребать. Когда мы приехали, улаживание вопроса началось сразу. Потерпевший со своим братом уже были в мастерской. Разговор начался сразу на повышенных тонах. Если бы это происходило в России, я бы подумал, что сейчас подерутся.  Но здесь не так.

Разговаривали очень громко, быстро, активно жестикулируя. При этом всегда собиралась толпа вокруг.

И как я должен был поддержать Эмзара? Я ни слова не понимаю, не знаю, о чём идёт речь! Всё что оставалось, это стоять поближе к нему, руки в карманах, и делать вид. Мы ездили от одних мастеров к другим и в каждом месте происходили словесные баталии. Я только в машине успевал спросить Эмзара о чём речь и к чему дело идёт. Эти люди настаивали на том, что надо менять две двери на новые  и на более дорогом ремонте. Эмзар отстаивал одну дверь и более доступный ремонт. Он сражался за мой кошелёк! Он словно тучи, сгустившиеся надо мной, разгонял руками! В одном месте, в городе, как из-под земли, появились ещё два моих новых друга Элгуджа и Романи.  Они тоже вступили в переговоры за меня и отвезли нас всех к своему знакомому мастеру, где делают хорошо, но гораздо дешевле. Такая поддержка моей персоны видимо подействовала на потерпевшего, и наши победили. Я видел машину этого человека после ремонта, и, на мой взгляд, всё выглядело хорошо.

По возращении домой Эмзар был немного измотан, и у него даже заболела голова. А у меня болела голова от мысли, чем я отблагодарю этого человека? Я и у него это спрашивал, он ответил, что я его гость и я ему ничего не должен. Но ведь и он мне ничего не должен был делать, а сделал! Как бы ты, мой дорогой друг, чувствовал себя на моём месте?

Мы ломали голову, размышляя над тем, почему эти люди жертвуют своим временем, трудом, нервами, решая наши вопросы? Для нас, проживших в российской культуре прошедших десятилетий (не пишется «в русской», так как не верится, что всегда было так, как сейчас) всю жизнь, очень хорошо знакомы понятия о взаимопомощи, выраженные словами: «Это его (твои, её, наши, мои) проблемы».

Приходят на ум такие объяснения.

Гостеприимство, общительность, миролюбие, непосредственность - это традиционные культурные особенности этого народа. И на мои взгляд, эти особенности надо беречь, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение. Это самое главное, что есть у грузин. И экономические спады или успехи, членство в Евросоюзе или нет, слабость или могущество страны -  преходяще и ничто по сравнению с этим.

Я хочу отвлечься и поговорить о миролюбии в новейшей истории. Неоднократно грузины хотели силой вернуть свои территории Абхазию и Южную Осетию. И им это не удалось, несмотря на то, что в этих областях грузин проживало подавляющее большинство.

Или возьмём для сравнения чеченский народ. В предпоследней войне они смогли противостоять российской армии и отделились от России. Они и сейчас живут своим миром, только у власти клан, принявший покровительство России. Но попробуй Кремль убрать этот клан, хлопот опять не оберёшься.

Грузины - миролюбивы. Вот почему они могут громко кричать и размахивать руками, но не подерутся. И это хорошо.

Ещё обратил внимание, что когда люди видят меня и мою машину с российскими номерами, они подходят, знакомятся, спрашивают, откуда я. И мне не надо отвечать, что я из России, они и так это понимают, показывая, что Россия для них своя страна. Мне надо рассказать, где я жил в России, в каком городе бывал. А бывал я и в Москве, жил в Ростове-на-Дону, в Краснодарском крае. И тогда люди, я это заметил, словно погружались в грёзы о прошлом, рассказывая мне, как они жили в этих городах, чем занимались, что их связывало с Россией. Я видел, что они себя чувствуют лишенными чего-то важного, что было частью их жизни, их причастности ко всему российскому. И сейчас они обделены этим. У них возникает очень тёплое отношение ко мне.

Вот так, мой дорогой соотечественник. Прошу тебя, принимай грузин на своей земле. Скажи им несколько добрых слов, даже если они тебе совсем незнакомы. Им будет очень приятно. Они расскажут об этом всей своей многочисленной родне и друзьям. Это будет иметь невероятно положительные последствия!

И ещё. Одно дело любить приезжих, другое дело проявлять свою любовь в действии. На одном из семинаров, бизнес тренер Валентин Ковалёв озвучил закон, который мы должны были применять в своей жизни - «Не просят - не лезь!». Например, идёшь и видишь, что двое бьют третьего, и никто не зовёт на помощь. Пойдёшь разбираться, и эти трое могут навалять тебе. И я думал, что это правильно.

Моя жена сказала, что это мирской закон. Закон бездуховных людей. Бог стал открывать это мне, когда я стал христианином. Мы с женой - христиане. Разве Иисус не говорил, когда Его не слушали? Разве Иисус не делал, когда от Него этого не ждали? Разве Он не отдал всего себя на распятии за тех, кто не ведал, что творил? Если бы не Его настойчивость, гореть нам всем в аду! Разве я, как христианин, не должен быть таким?

Один путешественник автостопом, Антон Кротов, объездил на попутных машинах и исходил пешком много стран, особенно ближневосточных. В одной из своих книг он пишет, что принял ислам, потому что нигде в христианских странах, в отличие от исламских, он не встречал, чтобы так повсеместно люди исполняли в жизни то, во что они верят.

Наши соседи, которые так много делают нам добра, оказались мусульманами. Их можно назвать номинальными верующими. Они не ходят в мечеть и не молятся пять раз в день. Они считают себя мусульманами по вере предков.

Но по какой бы причине они не поступали так по отношению к нам, я хочу быть похожим на них в этом.

Мой друг Элгуджа сказал, что нам надо стать как грузины во взаимоотношениях, что нам будет трудно перестроиться, но наши дети уже будут такими.

Но я хочу стать таким в этой жизни. Хотя бы потому, что я христианин.
Previous post Next post
Up