Гири и весы Франции -
https://funtofil.livejournal.com/32786.html Весы гидроститические -
https://funtofil.livejournal.com/79392.html Dumotiez brothers, Nicolas Constant Pixii, Fabre de Lagrange, Hippolyte Pixii, “Fabre & Kunemann.”
БОЛЬШИЕ ГИДРОСТАТИЧЕСКИЕ ВЕСЫ, Франция, ок. 1860 г., маркировка - «Мон Пикси, Фабр де Лагранж, преемник в Париже».
Эти впечатляющие латунные весы высотой максимум 34-1/2 дюйма (88 см) имеют цилиндрическую опору, возвышающуюся над
квадратным основанием с четырьмя регулировочными винтами.
Внутри стойки прямоугольная планка поднимается с помощью реечной передачи с быстроразъемной защелкой.
На перекладине балансир шириной 18-1/4 дюйма (46 см) опирается на вставленные стальные шарниры, а перекладина имеет
регулируемые упоры для гашения колебаний балки.
Длинный указатель соответствует верхней шкале от 0 до 10. Есть соответствующие чаши весов с крючками внизу,
цилиндрическая емкость (ведро) с дужкой и крючком, а также подвесной груз, все из латуни.
Это довольно редко встречающийся пример классических гидростатических весов, демонстрирующий принцип Архимеда.
Во многих изданиях знаменитого текста Адольфа Гано по экспериментальной и прикладной физике мы находим прекрасную иллюстрацию именно таких весов,
а также объяснение принципа их действия и использования.
Архимед понял, что если тело погружено в жидкость, то выталкивающая сила, направленное вверх давление, действующее на него, равна весу жидкости,
которую вытеснило тело.
Это можно продемонстрировать непосредственно, подняв весы и, оставив маленькое цилиндрическое ведро пустым, поместив гири на правую
боковую чашу для достижения баланса.
Затем наполняют ведро водой, вызывая дисбаланс, и, наконец, опускают весы настолько, чтобы висящий груз (который должен иметь тот же объем, что и ведро)
полностью погрузился в сосуд с водой. Весы приходят в равновесие , подтверждая принцип: давление вверх на подвешенный груз теперь равно весу воды,
вытесненной его объемом, а это именно то, что сейчас находится в ведерке. Подобным же образом с помощью гидростатических весов можно легко определить
объем твердого предмета, какой бы неправильной он ни был формы, подвешивая его к чаше и взвешивая как на воздухе, так и погружая в жидкость.
Знание его объема и веса дает, кроме того, его удельный вес.
Создателем этих прекрасных весов был Фабр де Лагранж, преемник фирмы Николя Константа Пикси (1776-1861, племянник и преемник братьев Дюмотье)
и его сын Ипполит Пикси (1808-1835), последний французский производитель-новатор, который разработал первый электрический генератор, превосходящий генератор Фарадея.
Пикси вышел на пенсию в 1855 году, и фирма перешла к «Фабре и Кунеманну». Но после нескольких смен адреса в 1858 году офирма называлась просто «Фабр де Лагранж» и
существовала только до 1862 года (см. Бренни, 2006). Гаулон (1996) не смог найти ни одного сохранившегося инструмента, подписанного одним только Фабром де Лагранжем.
Это очень хороший пример гидростатических весов, напоминающий конструкции Дюмотье конца 18 века, но здесь весы менее декоративные,
гораздо более спартанские и функциональные.
LARGE HYDROSTATIC BALANCE, French, c. 1860, signed “M’on Pixii, Fabre de Lagrange, Succ’r à Paris.” Standing a maximum of 34-1/2″ (88 cm) tall, this impressive brass balance has cylindrical pillar rising above the square base with four leveling screws. Within the pillar a rectangular bar is elevated by rack and pinion, with quick release latch. Atop the bar the 18-1/4″ (46 cm) wide balance beam rests on inset steel pivots, and a crossbar has adjustable stops for damping oscillations of the beam. A long pointer reads against an upper 0±10 scale. There are matching balance pans with hooks underneath, a cylindrical bucket with hanger and hook, and a hanging weight, all of brass. Condition is fine although the original lacquer finish is quite streaked and worn and darkening, and the few iron parts are oxidized.
This is a rather uncommonly found example of the classic hydrostatic balance demonstrating the principle of Archimedes. In the many editions of Adolphe Ganot’s famous text on experimental and applied physics we find a fine illustration of just such a balance, and the explanation of its principle and use. Archimedes realized that if a body is immersed in a liquid, the upper buoyant force, the upward pressure, exerted upon it is equal to the weight of the fluid which the body displaced. This is demonstrated directly by elevating the balance, and, with the little cylindrical bucket empty, placing weights on the right side pan to achieve balance. Then one fills the bucket with water, causing imbalance, and finally lowers the balance enough that the hanging weight (which needs to have the same volume as the bucket), is fully immersed in a vessel of water. Balance is suddenly restored, proving the principle: the upward pressure on the hanging weight is now equal to the weight of the water displaced by its volume, which is exactly that which is now in the little bucket. Similarly, with the hydrostatic balance one can easily determine the volume of a solid object, no matter how irregular its shape, by hanging it from the pan, and weighing both in air and immersed in a liquid. Knowing its volume and its weight gives, furthermore, its specific gravity.
The maker of this good balance was Fabre de Lagrange, successor to the firm of Nicolas Constant Pixii (1776 - 1861, himself nephew and successor to the Dumotiez brothers) and his son Hippolyte Pixii (1808 - 1835), the latter the innovative French maker who developed an early electric generator superior to Faraday’s. Pixii retired in 1855, and the firm passed to “Fabre & Kunemann.” But after several address changes, in 1858 it became just “Fabre de Lagrange,” and continued only until 1862 (see Brenni, 2006). Gaulon (1996) could find no other surviving instrument signed by Fabre de Lagrange alone. It is a very good example of the hydrostatic balance, reminiscent of those by Dumotiez from the late 18th century, but here less decorative, much more spartan and functional.