Неделя стихологии. День 2. Синквейн.

Jun 24, 2014 12:08


С добрым новым днем, дорогие стихотворцы!

Вчера я убедилась, что здешняя публика с легкостью умеет говорить стихами и чуть не получила передозировку поэтических пилюль, с огромным удовольствием читая все те прекрасные стихотворения, которыми вы делились (ну а кто виноват, если больше половины из них и мои любимые также)? Чувствую себя так, будто объелась пирожными)

Сегодня я расскажу вам про первую поэтическую пилюлю из моей аптечки - это СИНКВЕЙН. Когда я впервые узнала, что эту стихотворную форму можно использовать в качестве целительного средства, то подумала, что буду пользоваться этим при каждой удобной возможности, и с тех пор ношу его как туз в рукаве, подсовывая любителям поэзии на пробу.

Изначально я хотела оставить его "на сладкое" - на конец недели, начав с чего-нибудь попроще (и покороче), но с другой стороны, к концу недели участники тренингов обычно несколько устают, а сейчас мы бодры и полны вдохновения после вчерашней разминки, правда?

Поэтому на конец недели оставлю чуть менее энергозатратные стили, а начну сразу со своего любимца.


Изначально синквейн - это пятистрочное стихотворение. Такую форму разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японской поэзии: 22 слога, без рифмы:

November Night

Listen...
With faint dry sound,
Like steps of passing ghosts,
The leaves, frost-crisp'd, break from the trees
And fall.

Ноябрьская ночь

Слушай...
робкий, тихий,
как призрака шаг, звук -
мёрзлый лист срывается прочь.
и вниз…
(Перевод Антона Моисеенко)

Довольно скоро синквейн стал использоваться в школьной практике, сейчас даже в России нередко учащимся предлагают написать синквейн, причем, не только на уроках литературы, а по любым предметам - считается, что это помогает выделить наиболее важную информацию и структурировать ее в запоминающейся форме.

Также написание синквейна переняла и арт-терапия, сформировав определенные правила, по которым и предлагается это делать. Написание стихов в качестве средства для личной терапии - довольно оригинальный способ работы с самим собой. Он, пожалуй, требует определенного настроения и даже вдохновения, но его однозначно стоит попробовать - может быть, это именно то, что подходит именно вам? Эта форма спонтанной аутотерапии стимулирует творческие ресурсы человека и является целительной вне зависимости от полученного результата. Важны не только слова, которые удалось или не удалось подобрать, сколько сам процесс этой поэтической игры.

Основной целью написания синквейна считается проживание и изменение травмирующего эмоционального состояния. Поэтому сначала предлагается подумать над тем, что бы Вы хотели изменить в своей жизни, что Вас тревожит, и обозначить это одним словом. Это слово (существительное) и станет первой строкой синквейна.

Во второй строчке должны находиться уже два слова или словосочетания (это могут быть прилагательные или причастия), которые описывают основные свойства этого состояния.

В третьей строчке будут находиться три глагола или деепричастия, которые описывают действия, характерные для того состояния или переживания, о котором Вы пишете.

В четвертой строчке напишите фразу из примерно четырех слов (служебные слова не в счет), выражающую Ваше личное отношение к этому состоянию.

В пятой строке нужно придумать снова только одно слово, которое будет резюмировать, точно отражать суть вашего состояния.

Звучит довольно длинно, но на самом деле написать это несложно, например, синквейн может выглядеть так:

Одиночество.
Холодное, звенящее.
Опустошает, обесцвечивает, затеняет.
Замираю бабочкой под стеклом.
Небытие.

Важно постараться подобрать правильные именно для Вас слова, отражающие наиболее точно Ваши чувства. Это может быть интересным - собирать их как кусочки паззла, и только Вам самим понятно, удалось это или нет.

Но это только первая часть работы, на самом деле))) Теперь, когда у Вас есть красивое печальное стихотворение, можно начинать волшебничать! Если вы будете менять в нем слова, то это будет первым шагом к изменению ситуации, к переходу из пассивного в активное состояние.

Для этого начинаем переписывать синквейн, постепенно изменяя его. Первые строчки пока оставляем прежними, а вот в третьей меняем три глагола на другие, которые бы подразумевали Ваши действия в данной ситуации.

Одиночество.
Холодное, звенящее.
Открываю окна. Распахиваю двери. Обнажаю сердце.

Теперь и последние две строки становятся неподходящими - их предстоит изменить, согласно изменениям в третьей строке. Что же у Вас получится?)))

Конечно, не сразу глаголы действия могут "сработать", довольно часто они продолжают картину безысходности, например, так:

Одиночество.
Холодное, звенящее.
Стучусь, ломаю крылья, разбиваюсь.

Тогда попробуйте продолжать до тех пор, пока не забрезжит луч надежды))) Смотрите внимательно на выбор слов, старайтесь прочувствовать, что они означают, подумайте над метафорами, которые помогли бы трансформировать состояние.

Написание синквейна помогает признать свои эмоции, пережить тщетность, а затем перейти от малоэффективных действий к тем, что дают надежду.

Когда Вы чувствуете, что нашли ниточку, с которой, возможно, получится распутать этот клубок, продолжайте синквейн, делая новое последнее найденное слово его первой строкой. Получится своеобразная лесенка из слов-ступенек, которые могут помочь выкарабкаться на новый уровень.
Итак, задание этого дня - попробовать написать синквейн о том, что волнует Вас в данный момент. Впрочем, если Вы абсолютно счастливы и довольны, тоже напишите синквейн об этом!

Ну а вчера мы сочиняли буриме, и лился, надо сказать, поток прекрасно-бессознательного!
Летают птицы, мысли, люди...
Мечтают каждый день о чуде
Не видят чуда перед носом
И пристают ко мне с вопросом
Вопросом вечным и наивным
Каким был день? Коротким? Длинным?
А может ночь была длиннее?
О чем-то пели соловьи...
А может станет чуть теплее?
Кому-то хочется любви...
Уж чуда и любви хотели
Но грянул гром! И улетели
Все соловьи в свой новый дом,
Ну а потом, потом, потом..

Здесь у реки тебя ждала я.
Собака надрывалась, лая
Но грянул гром, и я ушла.
Тропинку новую нашла.
Теперь по ней смешно гуляю
Себе вниманье уделяю
Такие главные дела.
Ведь кто еще когда сумеет
Соединить меня себе
Чтоб я цвела внутри меня?

По той тропинке я гуляю
И все сильнее понимаю:
Важней веселья нет огня.
Веселье срочно!!! Для меня!
"Ну, я Веселье. Вызывали?"

Я буду плакать и смеяться,
Я буду холить и любить,
Я буду recklessly творить,
Я буду думать, что хотелось,
И воплощать то, что вертелось
На голове и в языке,
На сердце и на чердаке.
И может, я пойму спросонья
Среди веселья и огня
Что нет счастливее меня.

Вообще-то и сегодня лето.
Сегодня я могу творить
Могу смеяться и любить
И находить веселье в каплях
Того, что лишь казалось паклей
Рутины скучной, страха быть
И неумения любить.
А все иначе в самом деле
Живу я жизнь, не еле-еле,
А жизнью полною огня.
И нет счастливее меня.

..вот так - без принца? без коня?
Они не так важны, как кажется
Важнее внутреннее счастье
Но это в голове уляжется
Лишь после страшного ненастья

Живешь-живешь, и вроде все не так
И только после вдруг поймется
Как много радости, как тот пятак
В ладошку каждый миг клюется

Когда увидеть получается
Живешь иначе, это точно
Пусть в жизни всякое случается,
Но счастье в сердце сладко, прочно.

несерьезные практики, Неделя стихологии

Previous post Next post
Up