Недавно нашёл у себя же ссылку на краткий пересказ содержания книги Юрчака "Это было навсегда, пока не кончилось". Так автор там проводит такую мысль, что советский режим был рабом своей собственной идеологии, и дошло до того, что он фактически, постепенно приносил свою власть в жертву ей. Так что получается поистине интересное явление. С одной
(
Read more... )
Comments 5
1. Легитимизация власти и "промывание мозгов" населению (то есть, снижение затрат на управление);
2. Система политического опознавания "свой - чужой";
3. Набор мер по обеспечению контакта с иностранными группами, способными быть полезными власти.
Может показаться, что вторая функция была важнейшей. Однако, нет: административная лояльность была важнее политической, и уже в первые годы Совецкой власти вытеснила политическую почти полностью.
Третья функция понималась, как важная, но её реальная роль никогда не определяла суть процессов. Никогда "сочувствие масс пролетариата капиталистических стран" само по себе не решило ни одной проблемы; скорее, наоборот. Это был постоянный источник проблем и расходов.
Остаётся первая функция, которая играла свою роль всегда. Но было бы совсем неверно думать, что совецкое руководство было рабом своей пропаганды. Конечно, телега стояла впереди лошади, а не наоборот.
Reply
Reply
После того, как административная лояльность вытеснила политическую, что совпало с окончанием публичной политической жизни в СССР примерно в середине двадцатых годов, способность клясться в верности идеологии по-прежнему служила средством отбора во власть, но уже как признак способности лгать по заказу, сохраняя "покер фейс". Чисто психологический тренинг. При этом саму идеологию можно было заменить любой другой; скажем, "либеральной" - что было проделано в районе 1991 года.
Reply
Reply
Leave a comment