Техника | Тест фотоаппарата FUJIFILM XF1

Aug 13, 2013 12:31




Традиционно хочу сказать, что у меня не было задачи лабораторно протестировать фотоаппарат во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать стотыщмильонов карточек для их попиксельного препарирования. Здесь вы можете прочитать мои личные впечатления о фотокамере. Вообще, свою позицию по поводу тестов я подробно выразил тут: FAQ | Вопросы про тесты фотокамер. А много полезных замеров шумов, дисторсий и прочих аберраций можно найти в интернете, например, здесь: dpreview Studio Scene.


Технически, по начинке, FUJIFILM XF1 во многом повторяет уже давно выпускающуюся FUJIFILM X10, но имеет другой объектив:



Внешний вид FUJIFILM XF1

Его корпус тоже цельнометаллический и значительно более хитроумный. Настолько, что включение камеры без изучения инструкции - это своеобразный тест на IQ. Далеко не каждый догадается, что объектив сначала нужно немного потянуть на себя, а потом повернуть до включения камеры (подробно это описано здесь):



Включение и зум-объектив FUJIFILM XF1

Непривычно, необычно. Зато такая конструкция объектива позволила сделать камеру очень компактной. Но в остальном, если не считать складного объектива, XF1 вполне себе обыкновенный компактный фотоаппарат, оснащённый довольно большой матрицей в 2/3" (хотя, надо отметить, что Sony RX100 имеет большую матрицу в 1 дюйм и при этом по размерам отличается не сильно):



FUJIFILM XF1 в сравнении с Sony Cyber-shot RX100 II

Пожалуй, главное, что всё же заметно выделяет XF1 среди собратьев - это отношение к дизайну. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но по-моему XF1 это первый фотоаппарат в таком стильном корпусе и с большим выбором внешних декоративных панелей:



Цветовые решения FUJIFILM XF1

Для удобства я собрал все самые важные технические характеристики XF1 в таблице:

Сенсор:EXR CMOS 2/3", кроп-фактор: 3.93
Разрешение:12 Мп, максимальный размер кадра: 4000×3000 пикселей
Чувствительность:ISO 100-3200, расширяется до ISO 4000/5000/6400/12800
Объектив:Fujinon 6.4-25.6 мм (25-100 мм в 35-мм экв.), максимальная диафрагма: f/1.8-4.9
Затвор:от 30” до 1/4000 с
Дисплей:TFT, размер: 3", разрешение: 460.000 пикселей
Автофокус:TTL-автофокусировка по контрасту
Встроенная вспышка:ведущее число при ISO 800: от 7.4 м до 2.7 м
Серийная съёмка:до 10 кадров в секунду
Видео:до 1920×1080, 30 кадров в секунду; стереозвук

А снимает эта камера так:



01 | f/11 | ISO 100 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | "Гонка звёзд", устраиваемая автомобильным журналом "За рулём"



02 | f/2.5 | ISO 320 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Пресс-конференция на "Гонке звёзд", устраиваемой автомобильным журналом "За рулём"



03 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | улица Уфы



04 | f/4.9 | ISO 400 | 25.6 mm | Aperture priority | JPEG | улица Уфы



05 | f/2.2 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | улица Уфы



06 | f/5.6 | ISO 400 | 11.3 mm | Aperture priority | JPEG | Ночная Уфа на длинной выдержке с упора (перила балкона)



07 | f/4.9 | ISO 640 | 20.3 mm | Aperture priority | JPEG | в естественном свете из окна



08 | f/1.8 | ISO 1000 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Шереметьево ночью



09 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | крупный план (режим "макро") FUJIFILM X-E1



10 | f/11 | ISO 400 | 6.4 mm | Shutter priority | JPEG | Гонконг



11 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



12 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг


плюсы

1. Компактные размеры


Сравнение FUJIFILM XF1 с iPhone 4S

Это самый несомненный плюс XF1! Причём, надо отметить, что компактность камеры прекрасно дополняется её конструкцией: механический зум-объектив складывается таким образом, что, например, в кармане или в сумке исключается возможность случайного включения фотоаппарата, "самовыдвижения" объектива и, как следствие - его поломки.

У XF1 всё устроено просто и железно: выключил - так выключил, никаких вариантов. Это вселяет уверенность и позволяет спокойно таскать камеру в таких условиях, в которых никакой другой фотоаппарат носить бы не стал. Да и просто по размерам камера хоть и уступает наиболее популярному форм-фактору современных любительских камер (смартфону), но не фатально.

2. Высокое качество работы автоматики
Вот тут довольно интересный момент. Я довольно много снимал на X10 и на XF1, пробовал и так, и этак обе эти камеры. И пришёл к довольно пародоксальному лично для меня выводу: эти фотоаппараты лучше всего снимают в полностью автоматическом режиме в JPEG! Особенно это актуально именно для XF1. То есть, на ней нужно один раз колёсиком наверху выставить режим съёмки EXR (Auto) и можно навсегда забыть все остальные настройки кроме зума.

XF1 отлично снимает днём:



13 | f/2.5 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | Улица Уфы

В смешанном свете:



14 | f/4.9 | ISO 1250 | 25.6 mm | JPEG | смешанный свет

В полностью искусственном:



15 | f/4.0 | ISO 1000 | 11.8 mm | JPEG | искусственный свет



16 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | искусственный свет

При капризном концертном свете:



17 | f/1.8 | ISO 2000 | 6.4 mm | JPEG | концертный свет

При отвратительных дешёвых лампах дневного света:



18 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | искусственный смешанный свет

При пасмурной погоде:



19 | f/1.8 | ISO 320 | 6.4 mm | JPEG | Гонконг, пасмурное освещение и sparkling_cat

Даже боке довольно симпатичное получается на длинном конце:



20 | f/4.9 | ISO 800 | 25.6 mm | JPEG | портрет sparkling_cat в Гонконге

Широкий угол вполне позволяет вместить даже большие конструкции, при этом всё довольно детализировано и с минимальными дисторсиями:



21 | f/4.5 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | дома в Гонконге

И в сумерках тоже нормально всё работает, надо просто нажимать на кнопку:



22 | f/2.8 | ISO 800 | 7.7 mm | JPEG | сумерки в Гонконге



23 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | JPEG | сумерки в Гонконге

И ночью, как это ни странно, тоже легко снимать:



24 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | ночью в Гонконге



25 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | JPEG | ночью в Гонконге

Ну, иногда можно попереключать разные творческие режимы в положении колёсика Adv., баловства ради. Например:

POP color-контрастный фильтр, повышающий насыщенность и красочность снимка
High-key-увеличение яркости и контрастности приводит к созданию нежных полутонов
Toy camera-для снимков в стиле ретро
Miniature-делает изображения размытыми в верхней и нижней части композиции, чтобы имитировать эффект диорамы
Dynamic tone-применяет динамические градации, создавая мистические снимки в стиле фэнтези
Partial color-фильтр создает монохромное изображение, сохраняя только один цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий или фиолетовый

Кликните на изображении, чтобы увеличить его:

POP COLORHIGH-KEYTOY CAMERAMINIATUREDYNAMIC TONEPARTIAL COLOR







Ещё можно поделать панорамы, которые XF1 клеит довольно аккуратно, даже в довольно сложных условиях (по клику откроется чуть больший вариант):



26 | f/1.8 | ISO 3200 | 6.4 mm | Panorama | JPEG | ночью в Гонконге



27 | f/6.4 | ISO 200 | 6.4 mm | Panorama | JPEG | днём в Гонконге

А в остальном - фотоаппарат отлично работает в автомате, не надо никаких RAW-ов, не надо крутить и настраивать вообще ничего, не мешайте камере работать! =: ) Это поразительный результат, все другие фотоаппараты, которые я когда-либо пробовал, требовали пусть и минимального, но вмешательства в работу. Тут же можно вообще обойтись без коррекций.

3. Дизайн


FUJIFILM XF1 в руках модели

Безусловно, это тоже огромный плюс для продвинутой компактной камеры. Предполагается, что люди её будут таскать всегда с собой, тем более что, как понятно из предыдущего пункта, это вовсе не лишено смысла. Поэтому приятно, что XF1 выпускается сразу в нескольких цветовых решениях, каждый может выбрать себе по вкусу (и тут далеко не все расцветки):



FUJIFILM XF1 сейчас представлена в трёх цветовых решениях

В общем, XF1 можно смело рекомендовать тем, кому нужен не просто фотоаппарат на каждый день, но и тому, кто любит чтобы его окружали красивые и стильные вещи. Вот бы кто подумал так же и о других камерах...


минусы

1. Посредственное качество картинки
Увы, всё имеет и обратную сторону. На мой взгляд, качество изображения у XF1 вовсе не плохое, нет! Не подумайте, что камера снимает плохо. Просто... В общем, как в случае с ёлочными игрушками: всё, вроде, хорошо, а не радует! Вот примерно то же самое я наблюдал и у XF1. При этом, гораздо более простая и дешёвая "подводная" камера FUJIFILM FinePix XP50 дарила радости, помнится, не в пример больше.



28 | f/3.6 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | улица в Гонконге

Вообще, "качество картинки" - это очень сложный для обсуждения параметр, его трудно как-то определённо сформулировать, особенно когда технически изображение фотоаппарат выдаёт близкое к идеальному: ни пересветов, ни провалов в тенях, ни дисторсий заметных, ни виньетирования, никаких особенных тебе косяков... А вот поди ж ты, не впечатляет картинка! И я не знаю что тут можно поделать.



29 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | торговцы фруктами и соками в Гонконге



30 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | улица в Гонконге

Проблема тут, полагаю, даже усугубляется тем, что было перечислено в плюсах: эта камера для съёмки исключительно в JPEG и в преимущественно в автоматическом режиме. Нет, RAW-ы XF1 тоже сохраняет, но пока ни один доступный и нормальный RAW-конвертер не позволяет получить из них результат лучший, чем это делает внутрикамерный софт. Что тоже, кстати, весьма сильно озадачивает меня, о чём я высказался чуть ниже.

2. Невозможность включить/выключить камеру одной рукой
Пожалуй, это мелочь, но для камеры, которую таскают всегда и везде с собой, снимая всё подряд, это очень неприятная мелочь. Включение-выключение камеры поворотом кольца, опоясывающего объектив, забавно и прикольно. Но лишь первые полчаса интенсивного фотографирования, потом это начинает надоедать. И, мало того, тонкое рифлёное кольцо начинает натирать подушечки пальцев! Это было ощутимо даже с моими грубыми руками. А что же будет у девушек с их нежными пальчиками?..

В принципе, можно включить камеру и оставить её в таком положении, например, повесив на шнурок на шее. Но тут камера будет "засыпать" лишь через некоторое время, растрачивая энергию впустую. Потом и на быстрое "просыпание" потребуется электричество... Полагаю, такое решение не лучшим образом скажется на времени жизни батареи.

Выход напрашивается сам собой - нужен какой-то иной дополнительный выключатель, которым можно было отключать электропитание фотоаппарата в одно касание, желательно даже одной рукой. Поднял фотоаппарат, включил, сфотографировал что тебе нужно, выключил - типичный цикл при тревел-фото. И всё это хотелось бы делать одной рукой. Но сейчас с XF1 это в принципе невозможно.


дополнительно

1. Видео
Я по-прежнему считаю, что видео в фотоаппарате совсем не нужно. Единственное, что он должен уметь - это только хорошо фотографировать. Но люди просят видео, они интересуются его характеристиками в фотокамерах так, как будто собираются что-то снимать, монтировать, обрабатывать и выкладывать (и практически никогда этого не делают, по факту). Окей, я почти смирился с этим. Вот вам видео с XF1:

image Click to view



В несжатом виде этот и ещё пару роликов, снятых XF1, можно скачать чуть ниже, по ссылке.

2. RAW-ы с этой камеры "не дружат" с RAW-конвертерами
Увы и ах, один из самых удобных и распространённых RAW-конвертеров (Adobe Photoshop Lightroom) не дружит с RAW-ами с этой камеры (как и с RAW-ами с X10 и отсчасти с X20). Нет, Lightroom отлично открывает эти RAW-Ы, их можно редактировать в нём. Всё, вроде бы, работает... Однако, как я ни бился, какие рукоятки не крутил, что ни делал - результат практически всегда был хуже того, что фотоаппарат выдавал при съёмке в JPEG! Это странно, это необычно, нетипично, непривычно... Но это факт:



31 | f/5.6 | ISO 400 | 25.6 mm | Aperture priority | JPEG + Lr | улица Уфы



32 | f/5.6 | ISO 400 | 25.6 mm | Aperture priority | RAW + Lr | улица Уфы

После конвертации во всех известных мне RAW-конвертерах картинка с XF1 получается рыхлой и больше всего напоминает мне почему-то перезрелые яблоки: держишь в руках крепкий фрукт, с налитыми боками, красивый на вид. А как откусишь - словно ваты наелся. Аналогия, возможно, непривычная, но уж что есть.

Да, Lr неплохо справляется с хроматическими аберрациями, например. Да, у внутрикамерного JPEG не отключается шумодав и видны артефакты его работы. Да, иногда внутренний шарп у JPEG перегибает палку. Да, всё это я вижу и понимаю. Но в целом по детализации, проработке мелких деталей и по контрастам из RAW при помощи Lr не получается вытянуть хотя бы что-то близкое к внутрикамерному JPEG-у. Получается лишь каша, шум, тлен и безысходность:



Сравнение фрагментов предыдущих кадров при 100% отображении



Сравнение фрагментов предыдущих кадров при 100% отображении

Однозначно к минусам я не стал это относить, ибо ещё не все RAW-конвертеры перепробовал. Да и обновляются они довольно часто, так что тут возможно просто вопрос времени. Однако, всё равно вопрос повис в воздухе: это специалисты FUJIFILM не поделились алгоритмами обработки своих RAW-ов с программистами Adobe? Или это у вторых руки традиционно растут не оттуда, откуда следует? Я склонен думать что тут скорее первый вариант или есть какие-то сложности с конвертацией RAW-материала с EXR-матрицы, потому что последняя версия Capture One, например, тоже не может вытянуть из RAW-а XF1 картинку лучше, чем это делает внутрикамерный софт.

Как бы там ни было, этот момент - ещё один плюс к рассуждению о том, что XF1 нужно снимать в автоматическом режиме и в JPEG. Благо автоматика позволяет это делать совершенно беспроблемно.

3. Управление важными функциями через специальное меню
Не смотря на компактные размеры фотоаппарата и минимализм в плане кнопок и крутилок, управлять XF1 довольно удобно благодаря понятному специальному меню, которое можно настроить на свой вкус.

Всё это было бы очень хорошо, просто-таки прекрасно было бы. Кабы вообще было нужно. Поставьте один раз колёсико в положение EXR (Auto) и забудьте про все меню! И про кнопки тоже. Пожалуй, это будет самым правильным решением. =: )

4. Встроенная вспышка


Встроеннная вспышка FUJIFILM XF1

Про вспышку тут можно сказать что она есть.=: ) Например, в солнечный день её можно доставать и она будет неплохо помогать подсвечивать передний план в контрастных сценах. Приятно, но ничего особенного:



33 | f/2.8 | ISO 100 | 6.4 mm | Auto | JPEG | без вспышки | sparkling_cat в Гонконге



34 | f/5.6 | ISO 400 | 6.4 mm | Auto | JPEG | со вспышкой | sparkling_cat в Гонконге

Было бы здорово, конечно, если бы инженеры FUJIFILM "научили" автоматику пользоваться вспышкой "самостоятельно" и так же хорошо, как камера делает всё остальное, но пока такого нет, увы. И вот тут, как раз, могут понадобиться всякие другие режимы, отличные от EXR (Auto):



35 | f/11 | ISO 400 | 20.3 mm | Shutter priority | JPEG | со вспышкой | секундная выдержка + зуммирование

Впрочем, по моей практике это всё нужно так редко, что не будь у XF1 вспышки, камера от этого ничуть не проиграла бы. Как не сильно-то и выигрывает от её наличия.


Некоторые выводы
Забавный раздел тут получается. =: )

С одной стороны - у XF1 прекрасная автоматика. Вообще, это первая на моей памяти камера, которую можно смело давать кому угодно - хоть абсолютно не разбирающимся в фотографии друзьям, хоть профи, хоть прекрасным подругам, хоть даже маленьким детям! =: ) Результат у всех будет примерно одинаково хорошим - автоматика всё сделает за них, им нужно будет лишь соблюдать какие-то совсем уж элементарные правила (типа, не снимать на бегу).

С другой стороны - качество картинки не очень выдающееся. Сказать что оно плохое язык не поворачивается. Не плохое, нет. Но в целом сейчас как никогда ощущается, что в затылок этому типу камер не то что дышит, а уже просто упирается новый класс фототехники - смартфоны. У которых сейчас много минусов (взять хотя бы отсутствие зум-объектива), но есть и неоспоримые плюсы (простота, постоянное наличие их у людей, и, что самое важное - возможность сразу делиться фотографиями в Сети).

В результате, XF1, конечно, перевешивает по потребительским свойствам тот же iPhone, например. Но не настолько убедительно, чтобы прямо сразу рекомендовать эту камеру к немедленной покупке и ношению везде вместе со смартфоном впридачу. Рекомендовать XF1 я могу тем, кому нравятся стильные вещи, кто хотел бы получить все возможности современных компактных камер и при этом не хотел бы сильно задумываться на тему освоения техники.

Впрочем, я не исключаю, что это какие-то мои личные тараканы. А ещё я полагаю, что большинство проблем XF1 можно было бы решить, если наладить её хорошую и прямую связь с социальными сетями и популярными фоторесурсами, типа того же Instagram. Пока же приложения, которые есть у FUJIFILM для этого, выглядят примерно так же убого и неюзабельно, как поздние WinCE-телефоны с их стилусами по сравнению с iPhone.

Снимки, сделанные этой камерой:



36 | f/5.6 | ISO 200 | 15.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа



37 | f/5.6 | ISO 200 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа



36 | f/5.6 | ISO 200 | 25.6 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа



38 | f/2.5 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа



39 | f/6.4 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Уфа



40 | f/2 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



41 | f/1.8 | ISO 125 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



42 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



43 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



44 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



45 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



46 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



47 | f/1.8 | ISO 1000 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



48 | f/1.8 | ISO 400 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



49 | f/5.6 | ISO 400 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Гонконг



50 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



51 | f/1.8 | ISO 800 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



52 | f/3.6 | ISO 400 | 6.4 mm | Shutter priority | JPEG | Гонконг



53 | f/1.8 | ISO 100 | 6.4 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



54 | f/4.9 | ISO 1250 | 25.6 mm | EXR (Auto) | JPEG | Гонконг



55 | f/8 | ISO 100 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Гонконг



56 | f/1.8 | ISO 200 | 6.4 mm | Aperture priority | JPEG | Гонконг

Тут можно скачать архив с RAW- JPEG- и MOV-файлами XF1 для самостоятельного изучения:






xf1, test

Previous post Next post
Up