Сергей Смирнов - следователь из центрального аппарата СК. Отечественная версия Уилла Грэмма (ни как что-то плохое... об этом потом), охотник на маньяков, который умеет заглядывать в голову психам, а так же просто сам по себе весьма способный сыщик, который поймал уже не один десяток серийных душегубов. В жизни всё не шатко не валко, но в целом всё идёт как идёт. Пока не прибегает в аппарат, страшно сказать, губернатор Ростовской области, и просит о помощи. В городе Хрустальном, нашли изуродованный труп ребёнка, ещё один ребёнок пропал, и таких пропавших может быть много. Понимая что нужно вопрос как то решать, губернатор хочет выпросить себе в помощь Смирнова. По совершенно невероятному, ктобымогподумать какому странному, но совпадению, город Хрустальный - малая родина Смирнова, и начальником полиции там служит его родной брат. Поломавшись немного (ибо воспоминания о детстве у нашего героя надо понимать не самые приятные), Сергей соглашается вернуться в родной город. В котором его разумеется никто не ждёт.
Создать свой "Настоящий Детектив" в мире пытаются многие, мы конечно не единственные. Причины разумеется понятны, Финчер перезапустил жанр реалистичного детектива и нуара в 1995 году сняв "Se7en", и практически все мало-мальски серьёзные фильмы жанра вплоть до середины нулевых, очень сильно хотели быть ещё одним "Семь". Кэри Фукунага в 2014 году перезапустил жанр "южного детектива", который находился в глубоком забвении. И вот уже семь лет, как все пытаются повторить успех с переменным успехом. Или хотя бы скопировать максимально тон настроения и стилистики, пытаясь добавить "реализма" и суровости "поганой жизни в этой стране на рубеже тысячелетий". В России есть аж целый "Водоворот" (который правда был слишком попсовый и комиксоидный). Да и "Метод" даром что тоже кинокомикс-нуар, гораздо больше общего имеет с серьёзной криминальной драмой, чем с типичным полицейским процедуалом западного образца (отечественное брать в расчёт не будем, ибо "Метод" в 2015 году, это высота которую у нас до того никто не брал). И да, ещё один "сериал про маньяка с серьёзной миной" на себя взял Цекало и Ко...
Сказать что я начинал смотреть с огромным скепсисом, это ничего не сказать. Олег Маловичко мой давний и упорный нелюбимец, лучший друг Цекало, Бондарчука и прочих отечественных приближённых к власти "творцов", которые иногда выдают что-то хорошее будучи людьми не лишёнными таланта... но в последние лет пять что-то уже совсем охренели если честно. Своими сценарными потугами Маловичко не одно толковое произведение телеискусства превратил в источник лютого как это принято говорить "кринжа". И особенно у меня бомбит от того, что он сотворил с "Методом" и с каким смаком ребята из компании "Среда" надругались над трупом стюардессы, стараясь починить то что не сломано, и в результате доломав окончательно всё.
Но внезапно с первой серии, я понял что мне нравится то что я вижу. "Русская попытка в "Труёвый Детектив", сколько можно?" но с первой же серии, это работает. Это заслуга в первую очередь режиссёра Душана Глигорова, человека снявшего "Выжить После", последний по настоящему годный продукт СТС, который можно даже назвать довольно сносным молодёжным сериалом. И здесь так же видно, что Душан не просто крепкий ремесленник, сериал с точки зрения визуала вообще вещь очень крепкая. Атмосфера безысходности, мрачности как в отдельно взятой голове главного героя и истории его детства, очень тонко и точно корреллирует с атмосферой преисподней наяву - шахтёрского города обречённых, который как труп всё ещё терзают стервятники, хотя смысла в этом уже чуть.
Потом, конечно место действия. Любые добывающие города, это ад на земле. Худшие виды населённых пунктов в любой точке мира. На шахты изначально идёт крайне разномастная толпа очень разных людей, но в первую очередь к шахтам прибиваются те люди, которым больше негде работать и как правило некуда больше идти и нечего терять. Всякие неприкаянные души, просто беднота, но и увы, часто просто сброд. Исключением этого нигде в мире не заметно. И если речь идёт не о газе, нефти, алмазах или золоте, дело как правило полный швах. Шахтёрские города по добыче каменного угля, и в России, и в США и в Британии, это полный мрак. И если какие то определённые рамки соблюдается пока у людей есть работа, всё очень быстро заканчивается когда шахты вырабатывают свой ресурс примерно через полвека, оставляя потомков первых шахтёров ни с чем. И Хрустальный (город вымышленный, но таких "Хрустальных" в Ростовской области где то с десяток) идеальный тому пример. Это невероятно депрессивная и мрачная клоака стоящая на трассе "Дон", откуда все люди стараются вырваться. Потому что шахты уже давно не работают, и ты либо в обойме с местными Цапками, давно подмявшими всё под себя (опять же, грустная правда жизни, Куличков как всегда крайне убедительно отыграл конченую тварь в виде местного Цапка, то ли "Оскар" дать то ли удавить) либо ты просто мусор у них под ногами. Именно в таких городах, среди обедневшего и маргинализирующегося населения, и происходит обычно всякая крайне нездоровая и гнусная херня. Алкоголизм, наркомания, отсутствие хоть какой то нормы и порядка, запугивание оборзевшими от безнаказанности тварями добропорядочных людей. Да и даже сама местность вокруг, всячески намекает людям что им тут не рады. Бескрайняя сухая степь выжигаемая солнцем, сама по себе не самое лучшее место для жизни, там ещё и гигантские терриконы и провалы под ногами, тоже отнюдь не прибавляют пользу экологии. Сам я в таких городах не бывал, но знаю тех кто бывал. Фактура просто отменная, она охренительная. Выбор места действия, моё почтение.
И да, сначала сценарная работа Маловичко, смотрится хорошо, первые серии четыре так просто великолепно. Ты веришь в персонажей, тебе интересно слушать их диалоги. И это завораживает, тебе мерзко от того что ты видишь не потому что это всё написано по уродски, а потому что тебе показывают к сожалению реальную жизнь. Родителей похуистов, продажные власти сращенные с криминалом на всех уровнях, конченных моральных уродов, тонны сексуальный девиаций разной степени мерзости у малолетних придурков брошенных родителями, и всеобщая круговая порука выражающееся в том числе в молчаливом согласии со всем и порицании всех тех кто выступает против. Потому что народ банально запуган как овца, и при этом дико аморфен. Смелость поднимаемым тем восхищает, в первую очередь потому что у нас страна бодрым шагом шагает в какое то "не рыба не мясо" где с одной стороны у нас мракобесие уровня какой ни будь Луизианской глубинки, где изнасилованная девушка является шлюхой. А с другой стороны, замалчивание проблем и как и в Европе (вы новости то сегодняшние почитаете, особенно про запрет VPN) тотальная толерастия и замалчивание любых проблем, замыливание и всяческое их игнорирование. В современной России поднимать тему сексуального насилия, особенно над детьми, нужно иметь смелость, у нас за такое могут вообще сделать страшное. И хотя бы за это наверное стоило... бы, похвалить. А самое главное, сюжет работает, и следить за ним интересно. И ты думаешь, "неужели наши наконец смогли? Маловичко?! Ты что смог в первые со времён "Домового" выдать что-то реально стоящее?! Реально?!". И ты уже думаешь что ура! Наконец то в России смогли выдать настоящий, реалистичный и жуткий провинциальный нуар. Уж Россия то, страна где это не могут сделать плохо! Где угодно но не у нас!
"Тяжёлый вздох". И именно поэтому обиднее всего то, что имея такой потенциал Маловичков как всегда всё проебал. И в результате вместо нового "Настоящего Детектива" мы получили... то что получили. Дальше будет пачка спойлеров, так что не обессудьте. Ну а вердикт в самом конце.
Для начала. Пожалуйста перестаньте писать "основано по мотивам реальных событий". К сожалению любая история про маньяков, так или иначе основана на каких то реальных событиях. Но нельзя брать какие то реальные события, лепить из них хер пойми что, а потом на полном серьёзе подавать как что-то связанное с реальностью, вы имеете дело с реальными жизнями людей в конце-то концов. Я понимаю что это делается для "остроты подачи" для впечатлительного зрителя. Но в данном случае это не пришей к манде рукав.
Главная проблема фильма, в том что это... что это чернуха которой нет конца! Всё в традициях худших фильмов отечественных творцоф про "Эту Страну" и "Этот народ". Я бы сказал, просто эталон сука!
Так... давайте взвешенно. Я планировал написать рецензию ещё после просмотра первой серии, и чем дальше тем сильнее мне хотелось это сделат. Но что характерно, по совершенно разным поводам. Сериал лихо обманывает ожидания, особенно если вы зритель неискушённый. Но я к сожалению слишком старый пират в этом океане говна...
И давайте честно, всем плевать на клише. В любой культурной сфере существует достаточно избитый набор инструментов для повествования. Любой человек посмотревший или прочитавший в своей жизни хотя бы десять произведений остросюжетной тематики, начинает видеть здесь определённые закономерности. Особенно между произведениями созданными в один определённый исторический отрезок. Более того, порой мы жанр и любим за клише, если оно круто обставлено.
И ещё людям плевать на всю эту помойную, позорную хренотень, что в студийных каптёрках обдолбанные укурки сценаристы называют "прозой". Все эти художественные подвыверты, все эти ухищрения. В руках настоящего виртуоза и мастер это интригует, создаёт интересный замысел, и при должном таланте и умении делает произведение великим. Но в руках подавляющего большинства студийных "творцов", все эти клинические диалоги, все эти сюжетные ходы, не вызывает ничего кроме тугой струи блевотины бьющей в медный таз. Так что всем плевать на "прозу". На гитаре может играть любое чмо. Но ты либо Джон Леннон, либо Юрий Лоза. Но почему к сценаристам таких критериев не имеется... так, о чём это я? Что всё таки важно?
История, даже самая мрачная, это история людей. Живых людей, которые жили, любили, страдали, выживали, и умирали, оставляли память. Хорошая детективная история, это всегда больше чем просто детектив. И даже больше чем метафорическая-метафизическая борьба добра со злом. И особенно это важно, если вы вставляете в свою историю некий социальный подтекст. И пытаетесь сделать свою историю "глубже и жизненнее", чем ваш блядский сценарий...
[Spoiler (click to open)]Проблема "Хрустального" в том, что здесь очень убедительные характеры. В них есть даже некое подобие проработки, и в любом случае актёрские работы здесь выше всяких похвал, отрабатывают актёры на все деньги и с душой, но... только людей здесь нет. Это всё, очень убедительные характеры законченных мразей. За весь сериал, вызывают сочувствие... да практически никто его не вызывает. Да, можете считать меня конченным социопатом, но давайте по существу.
Начнём с главного героя. Антон Васильев отыгрывает великолепно, тем более взял на себя смелость отыграть персонажа крайне противоречивого и с тяжёлым прошлым (главный герой переживший в детстве сексуальное насилие, это вообще не то что бы часто где либо показывается). И отыграл то от души, честно и с надрывом. За что актёру респект, безусловно.
Проблема в том что Сергей Смирнов - клинический имбецил и просто баран. Я принимаю психологическую травму героя, принимаю всю связанную с этим кошмарным пиздецом рефлексию. Но она не оправдывает сценарной и просто обыкновенной человеческой дури. Фишка с "маньячной психологией" как следствием насилия в детстве, не стреляет в сериале никак, хотя подаётся нам это как писец какой полезный инструментарий. На самом деле, демонстрирует главный герой вполне средние, но в целом здравые аналитические способности. Это как бы хорошо, но ничего выдающегося в том что он делает нет. Проблема тут в другом - в том что главный герой постоянно психует, начинает вести себя как ебанашка, впадает в рефлексию при малейшем признаке внешнего давления вообще. То есть впадающего в истерику следака мы будем видеть регулярно. А ведь по сюжету, наш матёрый профайлер поймал изрядное количество психов. Такие следаки есть, и они не похожи на ёбнутых вечно рефлексирующих юнцов, которые вечно бегают, на всех орут, но при этом неспособны даже элементарно применить в нужный момент давление. Каким образом это педальное чмо вообще выжило в центральном аппарате СК РФ, не то что ловило каких то там серийных убийц, я вообще ума не приложу.
Все остальные персонажи показаны ещё хуже, что бы на их фоне, стало быть, ведущий себя как ебанько главный герой выглядел адекватнее. И опять же, проблема не в том что показанное прям не соответствует действительности. И банды Цапков к сожалению для многих удалённых мест страны вполне себе реальной (да и Кущёвская в часе езды от Ростова была, если что), и все выше перечисленные прелести жизни... но не в такой же концентрации вашу мать. И если бандит Барс с ручными тузиками получился дюже реалистичным, то остальные слишком картонные мрази что бы их даже ненавидеть, они вызывают собой глухое раздражение и ничего больше. Если ты знаешь о том, что они должны по сюжет облажатся, потому что по жанру так положено, они облажаются, не потому что по жизни "так бывает", а потому что они прописаны тупыми уродами. Стандартный набор любого российского "фестивального кино" (и львиной части телепродукции) снятого за последние 20 лет. Мусора, бляди, урки, алкаши, наркоманы и хачи наркоторговцы. Подаётся это всё походя, как само собой разумеющееся. "И что такова?" Спросит меня мой пытливый читатель. А я отвечу. "Настоящий Детектив", опять же, был дико мрачным. Эта была история про гниющий заживо в болотах Юго-восток США, где ничего хорошего в принципе не происходило с прихода сюда белых людей, а где то с середины 20 века дела пошли совсем плохо. Гнилые места, гнилые люди, экономический крах, тотальный нигилизм и всеобщее моральное и не только разложение. И Раст и Марти были показаны, в том числе, с довольно неприглядных сторон как люди мягко говоря сложные, со своими тараканами. Но и Раст и Марти жили в реальном мире, их собственные грехи во многом были отражением их собственного жизненного опыта на фоне окружающего их мрака. Но они были настоящими детективами (в названии блин написано, это вот про них). И столкнувшись с чем то по настоящему ужасным, они даже ценой тотального просера своих жизней, не задумываясь ринулись во тьму, потому что кроме них было некому. И что гораздо важнее, не смотря ни на что они были и остались хорошими людьми. Поехавшими, искушёнными, изрядно мудацкими, но хорошими людьми. "Тут другое. И есть истории, и жизненные ситуации куда как мрачнее". Окей, скажу я. За примером далеко ходить не надо, снова "Настоящий Детектив" второй сезон. Если кто забыл, напоминаю, если в первом сезоне были побитые жизнью, но хорошие мужики и детективы, то втором сезоне вообще не было положительных персонажей в традиционном понимании слова. Положительным персонажем там была только Маккадамс, и то обладающая целым спектром комплексов психо-сексуального характера. Из остальных у нас был военный преступник, насквозь продажный и опустившийся детектив, и напористый и наглый мафиози. Но при этом мы проживаем события истории вместе с ними, постепенно проникаемся к ним, и в конечном итоге начинаем болеть за них всей душой. Потому что мы понимаем исходя из каких обстоятельств они действуют, почему они оказались там где оказались. И оказывается что под воздействием обстоятельств непреодолимой силы, очень легко оказаться там откуда нет возврата. Но даже эти не самые приятные люди герои - потому что в мире где они живут, противостоять им приходится просто конченным тварям. И этот конфликт, он блин работает. Потому что сценаристам как минимум было не плевать на то что они пишут.
А у Маловичков в очередной раз получился картон. И самое главное, картон не мало мальски убедительный, а довольно херовый. Все образы дежурны, отработаны (опять же, не актёрами, а мастером отечественного сценарного искусства) откровенно похабно и на отъебись. На этом фоне намеренно чернушный и опять же комиксоидный "Водоворот" где чернуха льётся просто тоннами, благодаря персонажам Абашина и Венеса, смотрится куда как реалистичнее, человечнее и просто глубже чем всё то что показано здесь! И это вообще сейчас ни хрена не заслуга самого "Водоворота", это вопрос именно к качеству работы сценарного гения Олеженьки. Но всё это меркнет на фоне брата главного героя. Который, опять же, Николаем Шрайбером отыгран как и все остальные роли, отлично. Проблема в том что по моему более отвратительного и ублюдского персонажа я в отечественных сериалах не видел вообще. При том что авторы пытаются подать его как человека, вызывающего сочувствия. Лепят из него типичного и уже остоебенившего "мужика живущего по обстоятельствам", мол он не не такой уж плохой, и вообще "не мы такие, жизнь такая" (это вообще любимое оправдание всех участников сериала, опять же, кроме бандита, потому что он знает кто он). И это сработало бы, если бы сценарий писал не Олеженька. Просто что бы вы поняли, этот восхитительный и прекрасный человек, сначала договорился со шпаной изнасиловавшей его младшего брата, о неразглашении сего действа. Затем через несколько лет, отдал этим же самым выродкам для изнасилования свою девушку (не ну она шалава известная, а ты докажи что она тебе никто). А по прошествию двадцати лет, этот самый братик, будучи начальником полиции, имеет крепкую и плодотворную дружбу с этим самым выблядком изнасиловавшим его брата с толпой таких же выблядков, тем самым бандитом Барсом, которому прощает любой беспредел включая право первой ночи. А теперь скажите мне пожалуйста... почему я должен сочувствовать этому пидорасу?! К чему все эти постоянные приливы братских чувств?! К чему все эти рукозаламывания и глазовыпучивания с МХАТовскими паузами?! В мире существует не так уж много вещей, которые не прощаются в принципе никем и никогда. Но каким надо и самому быть полупокером, что бы на полном серьёзе, попытаться впихнуть такого вот блядь персонажа, в качестве главного героя, и ещё и заставлять его делать из себя жертву, включая периодически это посконно русское православное "покаяние" (на фоне населения городка, показанного сплошь блядями, бандитами и быдлом, особенно иронично). Да! Да блядь! Я не хотел опускаться до перехода на личности, но этот сериал просто не оставляет мне выбора! Потому что вы не можете взять такую вот мразь, облепить его православием (и то скорее в насмехательски-издевательских целях над этим самым православием и скрепами), поставить на его место актёра с обаятельно печально-славянскими глазами, а потом попытаться мне втюхать эту сюжетную линию под соусом "двое разделённых братьев - всё равно братья"! Даже в уголовной среде, в принципе нет преступления хуже чем сексуальное насилие над ребёнком, совершивший такое лишается звания человека. А здесь херой, будучи высокопоставленным мусором (ну не ментом же это говно звать, хотя в фильме ментов нет вообще), спокойно живёт и ведёт дружбу с такой вот тварью которая его же родного шестилетнего брата вместе с другими зверятами по кругу пустила. Накал чернушного пиздеца, кринжа и желания кого то убить, я думаю вы оценить можете сами. И так! Сука! Со всеми персонажами! Они тут почти все такие! Приспособленцы в лучшем случае, и все они бабы. Все мужики в фильме, просто жуткие мрази. Так ведь попросту не бывает. Даже в самых мерзких местах на планете есть люди. В фильме людей нет, есть просто уроды. И в общем то, почти никого кроме уродов нет.
И как бы тут всё по херу остальное на фоне этого, это уже днище. "Но ведь есть же детективная линия, есть сюжет с маньяков убивающим детей. Может не там всё так плохо?"
Да как сказать... а нет никакого детектива. Как так? Да так, нет и всё. То есть, в "Ветренной Реке" тоже как бы детектива нет... так, всё. Я больше не буду давать поблажек этой бездне отчаяния отечественного телекриминала, сравнивая его с тем что на восемь голов выше чем оно есть!
И самое хреновое даже не то, что серийный убийца и его образ оголивужен донельзя (подземный бункер, необычайно высокая результативность при слишком муторной подготовке). Что такому вот формату истории противоречит чуть более чем полностью и вставлять такое просто вредно для восприятия. Не то что не поймали его, просто потому что все кто должны его ловить продажные мрази или просто дебилы (ох хотел бы я сказать что и это поклёп... но к сожалению история Битцевского и Ангарского маньяков демонстрируют обратное). Но мне просто было чертовски интересно. Посмеет ли Олежа, взять самого приятного, положительного, здравого и просто доброго персонажа мужского пола - и сделать его маньяком? Да! Именно это он и сделал! Во всём городе полным конченных тварей и уродов, именно самый приятный и хороший человек оказывается серийным убийцей и насильником детей! Я это понял, зная "мастерство" Маловичко как сценариста, ещё на четвёртой серии!
И на этом фоне. На фоне всего этого паскудства. После девяти серий погружения зрителя башкой в парашу, в десятой серии кто-то (студийные боссы наверное) решили что сериал получается слишком мрачным! И внезапно в десятой серии, как из пизды на лыжах, в сериале появляются адекватные персонажи, которые адекватно себя ведут, и даже что-то адекватное делают. Но после того как вы девять серий кормили нас из этой параши, просто так взять и в десятой всё вывернуть к блядскому "хэппи-энду"?! Со сценой в духе "Я Спартак!" и блядским уездом в закат?!
Знаете. Я видел бездарное случайно. Я видел бездарное намеренно. Я видел бессмысленный шок-контент ради шок-контента. Я видел плохое с проблесками гениального, и спорное но хорошее.
Но ещё не один отечественный сериал, не злил меня так сильно. "Хрустальный" тебя наёбывает. Он тебя наёбывает совершенно гнусно и по скотски. И в течении энного количества времени, ты думаешь что смотришь что-то реально стоящее. Но в результате, тебе 11 часов, заливают в голову нечистоты и мерзости. В глубине которых закладываются очень нездоровые и нехорошие идеи.
Ещё не один сериал, не оставлял меня настолько опустошённым и злым. Даже второй "Метод" был плох просто как анальная клоунада. А здесь это паскудство возведённое в ранг нормы, которое в кусной обёртке из шоколада продаётся тебе зритель, обладающий минимальным вкусом. А в результате ты просто ешь дерьмо.
-10 из 10. Олежа, я тебе эту хуйню никогда не прощу. Пиздуй из профессии, а?!